Проектная деятельность в средней группе
проект (средняя группа)
Описание долгосрочного проекта в средней группе на тему "Уголок природы"
Цель проекта: обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat-t_sr.gruppa.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
средней группы
«Наш центр природы»
Выполнила Богданова А.О
Этапы работы
1 этап: диагностический
- Анализ затруднений
- Постановка проблемы, определение цели и задач проекта
- Изучение материала по данной проблеме
- Изучение методической литературы
- Изучение нормативно-правовой базы
2 этап: практический
- Обогащение предметно-развивающей среды
- Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
- Прогнозирование результатов
- Разработка перспективного плана
- Сотрудничество с родителями в рамках проекта
3 этап: обобщающий
- Анализ проделанной работы
- Обобщение опыта работы по теме проекта.
Тип проекта: практико-ориентированный
По времени проведения: продолжительный (весь учебный год)
По количеству участников: групповой
Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.
Проблема:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».
Цель проекта: обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:
1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
3. Приучать ухаживать за комнатными растениями
4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты
1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
I этап - диагностический.
Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды - мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта.
Оформление центра природы по ФГОС.
У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
II этап – практический
Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.
Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее:
-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;
- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);
- настольные игры, вкладыши «Кто где живет?», «Кто с кем?», «Фрукты, овощи», «Детеныши»;
- маски животных для создания игровых сюжетных линий;
-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, желуди, веточки растений разных размеров);
-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, лупы)
-комнатные растения (орхидея, кактус, фиалка … )
-литература про природу и животных, лэп-бук
-самодельные книги-гербарии
-фотоработы
Перспективное планирование (09.09.19-18.05.2020 г.).
Содержание работы | Цель, задачи | Участники проекта | ||
Сентябрь | ||||
Наблюдение в уголке природы | Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями. | Воспитатель, дети | ||
Познавательное развитие | Собрать осенние листья и создать Гербарий | Дети, родители | ||
Речевое развитие «Золотая осень» | - расширять представление о признаках осени - закреплять понятие «Золотая осень», листопад - обучить запоминать времена года и что мы делаем в то или иное время года | Воспитатель, дети | ||
Октябрь | ||||
Экспериментально-исследовательская деятельность «Тонет – не тонет» | Расширять представление детей о св-вах предметов и воды | Воспитатель, дети. | ||
Дид. Игра «Что из чего сделано?» | Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы. | Воспитатель, дети. | ||
Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Осеннее дерево» | Закреплять представление об осенней природе, учить рисовать красками | Родители, дети. | ||
Ноябрь | ||||
Экспериментально-исследовательская деятельность «Что растворяется в воде?» | обучить детей различать, что может раствориться, а что нет; - расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с разными состояниями веществ | Воспитатель, дети | ||
Речевое развитие «Лес зимой» | -развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию. - воспитывать любовь к природе, животным | Воспитатель, дети. | ||
Декабрь | ||||
Беседа на тему «Как зимуют звери?» | Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. | Воспитатель, дети. | ||
Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Зимнее дерево» | Закреплять представление о зимней природе, о покое деревьев зимой, учить рисовать красками | Родители, дети | ||
Январь | ||||
Экспериментально-исследовательская деятельность «Что случилось со снежком?» | обучить детей различать состояния воды; - расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное); | Воспитатель, дети | ||
Речевое развитие «Зимние Загадки» | Обучать детей отгадывать загадки Развивать фантазию и абстрактное мышление Расширять словарный запас | Воспитатель, дети. | ||
П.игра «Лиса и заяц» | Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение. | Воспитатель, дети. | ||
Февраль | ||||
Познавательное развитие «Как зимуют растения на улице и в комнате?» | Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними. Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице | Воспитатель, дети. | ||
Познавательное развитие (математика) «Наш природный уголок» | Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы. | Воспитатель, дети. | ||
Художественно-эстетическое развитие «Снежинки» | Обучать вырезанию | Родители, дети. | ||
Познавательное развитие «Врачи- наши помощники» | Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье. Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. | Воспитатель, дети. | ||
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте». | Дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются); Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага); Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь. | Воспитатель, дети. | ||
Март | ||||
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Цветы для мам» | Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус. | Воспитатель, дети. | ||
Экспериментально-исследовательская деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?» | Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем. | Воспитатель, дети. | ||
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". | Помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине. | Родители, дети. | ||
Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Пернатые друзья» | Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из пластилина птицу. | Воспитатель, дети. | ||
Апрель | ||||
Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?» | Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Вызывать радость открытий, полученных из опытов; Воспитывать культуру поведения в общественных местах. | Воспитатель, дети | ||
Экспериментально-исследовательская деятельность «Росток» | Прорастить растение (фасоль, лук) Наблюдать за ростом Беседы на тему роста растения и его частей | Родители. дети | ||
Познавательное развитие «Наш огород на окне» | -беседа о выращенных детьми ростках -расширять и закреплять познание о частях растения, его строении -развивать бережное отношение к природе | Воспитатель, дети | ||
Май | ||||
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)» | Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности. | Воспитатели, родители, дети. | ||
Труд «Наш участок» | Уборка на участке: прополка, подметание Продолжать формировать желание помогать друг другу и старшим; любовь и бережное отношение к растениям |
Нами были выбраны формы взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Консультация в уголке для родителей «Комнатные растения - наши друзья или враги?"
2. Изготовление альбома "Осенний гербарий" и мини-книжек с участием родителей.
3. Домашние работы для выставок рисунков.
4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).
5. Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»
6. Создание Презентаций с фото-материалами на сезонные темы
Список использованной литературы.
1.Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.
2.Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014
3.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008
5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
8. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ.
Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ. Учитель-логопед: Нигматдьянова Анна Каримулловна МАДОУ "Детский сад № 395" г. Пермь....
Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности в средней группе " Я балахнинец"
Конспект итогового мероприятия по проектой деятельности в средней группе...
Проектная деятельность в средней группе "Книга - лучший друг"
Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом все меньше и меньше интересуются чтением. Но благодаря возрастным особенностям детей дошкольного возраста, мы, взрослые, еще пока можем привить люб...
Проектная деятельность в средней группе \"Семья - это важно\"
Главную роль в становлении личности ребенка на разных возрастных этапах развития – играет семья. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье, понять значимость семьи, ...
Проектная деятельность в средней группе \"Семья - это важно\"
Главную роль в становлении личности ребенка на разных возрастных этапах развития – играет семья. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье, понять значимость семьи, ...
проектная деятельность в средней группе "Быть здоровым - хорошо"
формировать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения, привычки здорового образа жизни и желание заботиться о своем здоровье....
Проектная деятельность в средней группе «Развитие познавательно -исследовательской деятельности» «Эта удивительная соль»
Проект - "Эта удивительная соль"....