"Не учите ребенка играть"
консультация
Цели игровой деятельности так же смутны, но вот способы – вещь всегда понятная. И работа сосредоточилась на формировании способов игровой деятельности – как если бы речь шла о ремесле каменщика. И вот – «камень на камень, кирпич на кирпич» - уже готовы рекомендации, как формировать у детей разнообразные игровые действия. И перечень рекомендуемых игр для каждой возрастной группы готов.
Во всем мире роль взрослого в игре – это создание условий для игры (игрушка, место, время), но ни в коем случае не руководство ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_uchite_rebenka_igrat.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Не учите ребёнка играть!
Взгляд первый. О, ужас!
Господи, ну и игры… Одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие – в какие-то пошлые романы… В детских играх больше никто не воспитывает детей, не готовит старые добрые обеды, не занимается уборкой и стиркой, даже не ходит в магазин… Свадьбы, разводы, брань… Рэкет, торговля, договоры… Из привычного – только «в доктора»…
Взгляд второй. Ничего на зеркало пенять, коли…
Нам не нравится, как и во что играют современные дети? Что ж, это повод для размышлений. Только менять надо не их игры, игра – всего лишь отражение того содержания, которым наполнены их души. Менять надо их жизнь…
Утром вы встаёте и подходите к зеркалу. Ну и лицо… Ну ничего, приведём в порядок, подрисуем, припудрим… Но ведь лицо припудрим – не зеркало же! Так и с игрой – совершенствовать надо жизнь, оригинал.
То, что мы видим в играх наших детей, - это отражение того мира, который мы им «подарили». Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем их спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем для них такие игрушки… Мир игр детей бесконечно разнообразен – как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наконец найдём в себе мужество увидеть в их играх отражение своей реальной взрослой жизни. Что же поделаешь, если она оказывается скучной, бедной, неинтересной? Это не их вина.
Взгляд третий. Голый король.
Как можно писать методические рекомендации по руководству детской игры, если её сюжеты постоянно меняются – в зависимости от того, какой сериал смотрят дома взрослые (помните, дети играли в мушкетёров, потом – в Верховный Совет, потом в «Рабыню Изауру», потом в Марианну…), какие мультфильмы показывают для них (Черепашки с именами художников эпохи Возрождения, спасатели Чип и Дейл, Сильвермун…)?! Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договоры, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в космонавтов и полярников…
Но ведь было дело – учили детей играть в то, что предписано каким-либо педагогическим авторитетом! Волосы дыбом встают от самой мысли: учить детей играть в кого-то или во что-то! Но ведь мы это – и сколько лет! – делали, а некоторые делают и до сих пор. Хотя в глубине души каждый понимает: это абсурдно по сути своей. И застенчиво в приватной беседе соглашается, что король голый, но сказать об этом вслух – неудобно. Неудобно, конечно, но пора уже прекратить эту несуразицу.
Детей не надо учить играть!
Взгляд четвёртый. Психологический
Анализируя игровую деятельность, выдающийся отечественный психолог Даниил Борисович Эльконин постоянно говорил о самостоятельной игре. Именно в свободной игре, единственной доступной ребёнку-дошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. Этим и определяется необыкновенная ценность самостоятельной игры для психического развития ребёнка. Именно поэтому можно использовать самостоятельную игру как инструмент диагностики психического развития.
Но в нашей педагогике мы часто «подкрашиваем зеркало». Наблюдается спад игровой деятельности детей? Фантазия не бьёт радужным ключом? Сюжеты стереотипны? Ничего, мы научим детей играть творчески, мы сформируем сюжетосложение, мы разовьём умение брать и разыгрывать разные роли. Идеология прямого целенаправленного формирования всего, что нам хотелось бы видеть в детях, надолго стала главенствующей в нашей педагогике. А ведь этот спад игровой деятельности пришёлся на период утверждения фронтальных форм обучения детей в детском саду. Не до фантазий, знаете ли, ребёнку, когда его с 3 лет сажают на фронтальные занятия.
И вот игра проанализирована как особая деятельность: выделены её мотивы, цели, способы. Как мотивы формировать – никто не знает, поэтому об этом наша педагогика предпочитала помалкивать до появления исследований С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой, которые позволили себе задаться вопросом: а почему, собственно, ребёнок должен рисовать то, что ему велел взрослый? Возникло новое направление в педагогике – педагогика мотиваций, в частности игровой мотивации. В то время это была своего рода «бархатная революция»
Цели игровой деятельности так же смутны, но вот способы – вещь всегда понятная. И работа сосредоточилась на формировании способов игровой деятельности – как если бы речь шла о ремесле каменщика. И вот – «камень на камень, кирпич на кирпич» - уже готовы рекомендации, как формировать у детей разнообразные игровые действия. И перечень рекомендуемых игр для каждой возрастной группы готов.
Во всем мире роль взрослого в игре – это создание условий для игры (игрушка, место, время), но ни в коем случае не руководство ею.
В последние годы и у нас зазвучали слова о том, что взрослый должен включаться в игру ребёнка как партнёр. Но как это осуществлять на практике, мало кто из педагогов понимает. Потому что до сих пор молодых воспитателей учат «целенаправленно формировать», и они, включаясь в игру, постоянно пытаются что-нибудь улучшить, направить в педагогически ценное русло, повернуть ситуацию и сделать её гладкой, положительной, умильной.
А ребёнку необходимо в игре выплеснуть прежде всего те переживания, которые у него накопились, у него всегда есть свой план игры и свой замысел. И не дело партнёра диктовать свои правила – это уже не игра…
Взгляд пятый. Не игрой единой…
Если уж мы что-то начинаем, то нередко доводим это до абсурда. Так получилось и с провозглашением игры ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Не умаляя значения игры для психического развития детей, хочется подчеркнуть, что познавательная и творческая продуктивная деятельность столь же присущи здоровому, нормально психически развивающемуся ребёнку, как и игровая. Даже у животных есть врождённый безусловный ориентировочный рефлекс – в этом смысле сведение познавательной деятельности только к игровой, попытка втиснуть её в эти рамки не правомерна и непродуктивна. Именно это и показано в педагогической практике: игра идёт или вместо познания или параллельно с ним, но не получается осуществлять познание внутри игры.
То же самое касается творческой продуктивной деятельности. Ещё в 50-е годы педагоги и психологи знали, что по результатам свободного рисования ребёнка можно судить о его психическом развитии. Не устраивают результаты? Ничего, мы научим детей рисовать человека так, как положено в их возрасте рисовать человека нормально развитому ребёнку. А ведь дети от природы любят (любили!) рисовать, их не надо было заставлять и стимулировать рисовать или лепить, они стремились к этому сами. Правда, они стремились рисовать то, что сами хотели, и каждый – своё, и редко то, что они рисовали, оказывалось «педагогически ценным». Но почему они хотят рисовать? Потому что созерцание красок, созидание, творчество – одно из высших человеческий удовольствий само по себе. Это радость творчества и формирует потребность становиться профессиональными художниками, актёрами, музыкантами, ведь творческие профессии – не самый простой и эффективный способ зарабатывания денег. Сколько примеров в истории культуры, когда художник оставался без пропитания, но продолжал заниматься любимым делом!..
Взгляд шестой. Что делать?
Оставить детей в покое. Решительно и твёрдо. Пусть играют так, как хотят. А мы внимательно посмотрим – и поймём, что мы должны изменить в своей жизни и работе.
Дать им возможность самим выбирать игрушки. Что покупать? То, что просит ребёнок. Ибо запрет – не способ уйти от проблемы и не решение. Если ребёнок просит монстров – значит, в его душе уже дали ростки семена этого дикого мира чудовищ. Но ведь он создан взрослыми. И создание этих гадостей и ужасов хорошо оплачено. Давайте серьёзно разговаривать с детьми, давайте не покупать детям эти фильмы, давайте прежде всего не смотреть гадости по ТВ – ведь нас никто не заставляет. Ребёнок сам запросит монстров, когда ему откроется мир наблюдений за живой природой, осмысленного коллекционирования, совместной игры в домашнем театре…
Дать им свободное от обучения и от нас время, чтобы играть.
Дать им наше внимание, участие, себя в качестве партнёра по игре – если они этого захотят. Получить от ребёнка приглашение в свою игру – знак величайшего доверия. На эту суверенную землю его мыслей и чувств мы должны ступать осторожно. Ребёнок сам скажет, что нам здесь делать.
Почаще думать, какими красками мы рисуем их детство – ведь оно полностью в наших руках, мы отвечаем за то, какой она будет – эта страна, из которой они потом выйдут в жизнь творить её по образу и подобию этого, в детстве впитанного мира. Вот за что мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение, дорогие, любимые коллеги. Ведь, слава Богу, у нас есть силы и талант сделать их реальную жизнь такой яркой и интересной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Как и Зачем учить ребенка играть"
Консультация для родителей на тему "Зачем ребенку играть" и "Как научить ребенка играть".Давайте играть вместе!...
«Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста ...
Консультация для педагогов групп раннего возраста «С чего нужно начинать учить ребенка играть?»
Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые....
Учите ребенка играть!
Консультация для родителей об особенностях развития игровой детяельности 4-5-летних детей...
Консультация для родителей "Зачем учить ребенка играть"
Консультация поможет родителям организовать игровую деятельность с ребенком в домашних условиях....
Консультация для родителей "Как учить ребенка играть"
Консультация для родителей по организации игровой деятельности....
"Не учите ребенка играть"
Вам не нужно учить ребенка играть. Напротив, это дети могут напомнить нам, что такое игра и как удивителен окружающий нас мир. Писатель Генри Дэвид Торо писал: «Что нередко делает образование? Оно вык...