Реализованный проект на тему: «Путешествие по стране Сенсорике»
проект
«Формирование сенсорных эталонов: цвет, форма и величина у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensornyh_etalonov_areshchenko.doc | 667 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 "Сказка" комбинированного вида
г. Искитима Новосибирской области
633205 Новосибирская область, г. Искитим, ул. Почтовая,11 телефон (8-383-43) 2-60-46 e-mail: skazka_nso@mail.ru
Реализованный проект на тему:
«Формирование сенсорных эталонов: цвет, форма и величина у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
«Путешествие по стране Сенсорике»
Выполнила: Арещенко Елена Сергеевна - воспитатель
г. Искитим
МБДОУ № 26 "Сказка"
2019 год
Актуальность
«Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр».
(С.А.Козлова)
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве эталонов цвета выступает семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Я считаю, что эта тема актуальна при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Учебно-воспитательная работа в нашем дошкольном учреждении ведется по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Конспекты игровых занятий в группе раннего возраста прописываются в календарных планах. Однако, в непосредственной образовательной деятельности, основанной на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми в непрерывной образовательной деятельности; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня, в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ используемой нами программы и методических разработок позволяет сделать вывод о необходимости более широкого применения разнообразных дидактических игр для развития сенсорных навыков.
Цель проекта
Формирование и развитие сенсорных эталонов у детей 3 – 4 лет средствами дидактической игры.
Задачи проекта:
- провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста;
- создать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира;
- знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру;
- Закреплять умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- способствовать созданию в семьях воспитанников условий, стимулирующих освоение детьми сенсорной культуры.
Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей II мл. группы № 3.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители II мл. группы № 3.
Главные принципы:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что в группе количество детей с высоким уровнем сенсорного развития – 15%, они по образцу и просьбе взрослого без ошибок находили предметы такого же цвета, ориентировались в контрастных величинах, а так же без затруднений находили предметы одинаковой формы; 40% детей имеют средний уровень - дети по предложенному образцу с помощью педагога находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм; 45% детей имеют низкий уровень – дети затруднялись по образцу найти предметы данного цвета, путали цвета, так же не ориентировались в величинах, формах (Приложение № 1).
Для реализации данного проекта было составлено перспективное планирование работы по развитию сенсорных эталонов (Приложение № 2). Для ознакомления детей раннего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, я эффективно использую различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительную деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной) и так далее. Но наибольшее внимание уделяю дидактическим играм, организованные взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления.
Для повышения эффективности и результативности работы по усвоению детьми раннего возраста сенсорных эталонов дидактические игры были систематизированы и оформлены в картотеку. Игры сгруппированы в соответствии с сенсорными эталонами, на усвоение которых они направлены.
Одной из главных задач моего проекта является создание условий для формирования сенсорных эталонов. Для выполнения поставленной задачи, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, оснащенную предметами, материалами, пособиями, способствующие обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов, а так же соответствующую требованиям программы к предметно-развивающей среде. В центре сенсорики поместила разнообразные пирамидки, плоскостные геометрические фигуры, различные кубы, выполненные из разных материалов, треугольники, машинки с вырезными отверстиями разной формы, смонтированный развивающий сенсорный стол.
В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые я делаю своими руками. Мной было создано многофункциональное пособие «Чудо-теремок». Пособие способствует развитию движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики через пристегивание, затем использование шнуровки, прикрепление элементов на «липучки», «молнии» и т.д.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной, игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Работа по формированию сенсорных эталонов проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».
Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибочки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету.
В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряженья. Мною были сшиты фартуки и шапочки разных цветов, при одевании нужно было подобрать комплект одинакового цвета.
Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.
Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»
В качестве средства сенсорного воспитания в своей работе использую комнату сенсорного развития . Она предназначена для коррекционно-развивающих занятий с психологом, а так же как игровая комната для детей. Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает.
Специальное оборудование (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки - все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики.
Пластмассовые бутылки с крышками я использовала для формирования представлений о цвете и величине, предлагая детям подобрать цветные крышечки к бутылкам такого же цвета и подходящим по размеру горлышку.
Для формирования сенсорных эталонов и развития мелкой моторики использую игровые дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы, дидактический стол для игр с песком и водой, сенсорные коврики, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии, плетение косичек из шнурков, застежки, пряжки.
Для формирования сенсорного эталона, цвет, я активно стала использовать деревянные и пластмассовые бельевые прищепки разных цветов. Мы представляем вместе с детьми, что прищепки - это маленькие рыбки, а картонный кружочек или квадратик - это кормушка. Я предложила детям помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.
В течение дня мы стараемся наблюдать за окружающим миром, обращая внимание на форму, величину и конечно же цвет объектов живой и неживой природы. После чего мы стараемся воплотить увиденное, используя материалы для творчества.
Для закрепления умений использовать полученные знания, я предложила выполнить разнообразные аппликации: «Воздушные шарики», «Светофор», «Игрушки» и многие другие. Но как мне показалось особое удовольствие дети получили, выполняя «Платочек для бабушки». Не смотря на то, что задание достаточно сложное, практически все дети постарались выполнить работу без ошибок. В ходе этой работы, детям предлагалось не только аккуратно наклеить геометрические фигуры, украшая платочек, но еще постараться приклеить их опираясь на свои знания о цвете и форме. На заготовках уже были нарисованы эти геометрические фигуры разного цвета, детям следовало их правильно подобрать.
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. В ходе реализации проекта, с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития детей была разработана анкета (Приложение № 3), которая позволила сделать следующие выводы:
- большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;
- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. По результатам анкетирования было выявлено, что только 30 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей.
Для родителей в приёмной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию сенсорных эталонов: консультации "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей", организую фотовыставки, выставки детских работ, папки – передвижки, которые периодически меняются, провожу конкурсы на лучшую поделку, изготовленную родителями совместно с детьми.
На стенде размещались информационные листы «Изготовим игрушку своими руками» «Учись, играя». Провожу индивидуальные беседы с родителями, привлекаю к изготовлению пособий для сенсорного развития. У родителей получились замечательные тренажеры, для изготовления которых они использовали разнообразные подручные материалы: крышки, бутылки, лоскуты ткани и многое другое. Получившиеся игры – тренажеры очень понравились детям и они уделяли им много времени в течении дня, закрепляя свои представления о цвете, форме и величине.
Родителям особенно понравилось родительское собрание в виде игры путешествия по стране сенсорики (Приложение № 4). В ходе, которого, я предложила самим поиграть в те игры по сенсорике, которые я использую в работе с детьми и которые можно сделать своими руками дома. После собрания для родителей была организована тематическая фотовыставка « Поиграй со мной», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- определение объема материала, который будет адресован детям.
- планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
- Изучение специализированной литературы;
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»;
- Оборудование «дидактического стола»;
- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
- Подбор заданий и проведение диагностики;
- По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
- Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
- Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
- Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
- Оформление стендов для родителей по теме проекта;
- Консультации для родителей.
реализация:
- Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
- Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
- Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
- Проведение дидактических игр и игр-занятий;
- Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
- Подведение итогов
реализация:
- Диагностика детей;
- Проведение заключительного занятия;
- Самооценка, выводы.
Работа воспитателя включала следующие пункты:
- Разработка проекта «Путешествие по стране Сенсорике».
- Создание конспектов занятий по развитию сенсорных эталонов.
- Разработка картотеки игр по развитию сенсорных эталонов.
- Подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования.
- Создание атрибутов для развития сенсорных эталонов.
Деятельность детей:
- Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.
- Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические игры и др.)
Деятельность родителей:
- Анкетирование родителей;
- Родительские собрания: знакомство с проектом «Путешествие по стране Сенсорике»;
- Выставки игр и атрибутов по развитию сенсорных эталонов;
- Консультации индивидуальные и групповые "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей";
- Мастер-класс для родителей «Практические упражнения для развития мелкой моторики», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»;
- Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
- фотовыставка « Поиграй со мной»
- Родительское собрание «Игра-путешествие по стране «Сенсорики»
В ходе проделанной работы предполагались следующие результаты:
- Создание условий для практического овладения сенсорными эталонами;
- Создание условий, побуждающих детей активно участвовать на занятиях;
- Повышение уровня развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста.
- Знакомство родителей с методами и приемами работы, комплексом пальчиковой гимнастики, упражнениями и играми;
По окончании проекта было выявлено, что дети:
- проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
- любопытны, активны, эмоциональны, общительны;
- получили знания об определенных сенсорных эталонах;
- проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Вывод
В ходе реализации данного проекта и для достижения поставленной цели и решения задач, я приложила множество усилий. Для начала была создана замечательная развивающая среда, специально для детей младшего дошкольного возраста. Совместно с родителями организован отличный сенсорный уголок, куда входят игрушки направленные на развитие сенсорных эталонов. Игры, которые я использую в работе с детьми я распределила в картотеке по изучению сенсорных эталонов.
В конце проекта была проведена диагностика уровня развития сенсорных эталонов: цвет, форма и величина. (Приложение № 5). И проанализировав данные, я получила следующий результат: произошли значительные изменения в знаниях дошкольников. Наглядно полученные данные представлены в диаграмме. (Приложение № 1).
В отличие от результатов диагностирования, проведённых в начале проекта, количество детей с высоким уровнем знаний увеличилось на 25 %, со средним – снизился на 15 %, а с низким - на 40 %.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогают:
- развивать сенсорные способности детей: умение различать цвет, форму, величину предметов;
- совершенствуют у детей все виды восприятия, обогащают их чувственный опыт.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.
В конце реализации проекта дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста следует использовать разнообразные дидактические игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Сравнительная диаграмма результата
проектной деятельности на подготовительном
и заключительном этапе, %
Приложение 2
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | Занятиие № 1 (Спрячь мышку) | Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. |
Занятие № 2. (В царстве фигурок-человечков) | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. | |
Занятие № 3. (Игра с мячами) | Обучение соотнесению по величине трех предметов. | |
Занятие № 4. (Спрячь мышку) | Игра "Спрячь мышку" проводится повторно (см. План занятия N 1). Для более "сильной" подгруппы выдаются домики и дверцы всех шести цветов спектра. | |
Занятие № 5. (Аппликация "Платочки для фигурок-человечков") | 1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. 2. Обучение техники аппликации. | |
Занятие № 6. (Куклы и медведи) | Обучение соотнесению по величине трех предметов. | |
Занятие № 7. (Разноцветные комнаты) | Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. | |
октябрь | Занятие № 8. (Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков") | Ознакомление детей с треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. |
Занятие № 9. (Три квадрата) | Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. | |
Занятие № 10. (Лото "Цвет") | Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. | |
Занятие № 11. (Кто где спит) | Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. | |
Занятие № 12. (Построим башню) | Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой. | |
Занятие № 13. (Разноцветные комнаты) | Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета. | |
Занятие № 14. (Гости) | Обучение группировке - геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. | |
Ноябрь | Занятие № 15. (Построим башню) | Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой. |
Занятие № 16. (Гости) | Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета | |
Занятие № 17. (Разложим мишкам мисочки) | Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой | |
Занятие № 18. (Окраска воды) | Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее". | |
Занятие №19. (Аппликация "Кроватки") | Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. | |
Занятие № 20. (Накорми мишек) | Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой. | |
Занятие № 21. (Окраска воды) | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 18), но каждый ребенок выбирает одну из шести красок по желанию. | |
Декабрь | Занятие № 22. (Аппликация "Елочка") | Обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины. |
Занятие № 23. (Окраска воды) | Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение. | |
Занятие № 24. (Найди предмет такой же формы) | Обучение сопоставлению формы предметов о эталонами Формы. | |
Занятие № 25. (Кто выше) | Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета | |
Занятие № 26. (Лото "Цвет") | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 10). Игра проводится также как в занятии N 10, но ведущий не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет, например: "У кого синяя машина", "У кого зеленое ведро" и т. д. Таким образом дети ориентируются на название цветов предметов. | |
Занятие № 27. | Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | |
Январь | Занятие № 28. (Лесенка) | Обучение установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины. |
Занятие № 29. (В царстве царя-Разноцвета) | Обучение сопоставлению цвета предмета - 15 -с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков. | |
Занятие № 30 (Аппликация "Орнамент") | Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. | |
План занятия № 31. (Достроим домики) | Развитие глазомера детей. Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на О,5 см; крыши к домикам соответствующей величина | |
План занятия № 32. (Подбери предметы похожего цвета) | Обучение сопоставлению цвета предмета е эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков. | |
План занятия № 33. (Аппликация "Орнамент") | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 30), но образец орнамента и фигуры другие, например, желтые квадраты и синий круг. | |
Февраль | План занятия № 34. (Дидактическая игра "Магазин" | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. |
План занятия № 35. (Построим домики для фигур) | Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). | |
План занятия № 36. (Кто скорей свернет ленту) | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 37. (Аппликация "Радуга") | Ознакомление детей с системой цветов, 'включая новый для них голубой цвет | |
План занятия № 38. (Построим домики для фигур) | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 36). В обеих подгруппах дети самостоятельно строят домики для всех фигур. | |
План занятия № 39. (Завяжем мишкам банты) | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 41. (Рисование орнамента) | Обучение детей высветлению цвета с помощью белил. | |
Март | План занятия № 42. (Найди предмет такой же формы) | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 24). Количество предметов и игрушек разной формы можно увеличить. |
План занятия № 43. (Путешествие на лесную поляну) | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 44. (Три воздушных шарика) | Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте. | |
План занятия № 45. (Закрой двери в домиках) | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 46. (Геометрическое лото) | Обучение сравнению формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу. | |
План занятия № 47. (Пирамидка) | Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте. | |
Апрель | План занятия № 48. (Вышиваем ковер) | Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. |
План занятия № 49. (Дидактическая игра "магазин") | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 27). Для игры берется новый набор предметов. | |
План занятия № 50. (Игра с мячом) | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 51. (Подбери предметы похожего цвета) | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 82). Для игры берется новый набор предметов. | |
План занятия № 52. (чудесный мешочек) | Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. | |
План занятия № 53. . (Что изменилось?) | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 55. (Пирамидка) | Занятие проводится повторно (см. план занятия N 47),но дается большее количество колец и, соответственно, большее количество оттенков. | |
Май | План занятия № 56. (Новогодние елочки) | Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины. |
План занятия № 57. (Составные картинки) | Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. | |
План занятия № 58. (Столкни мяч в корзину) | Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины. | |
План занятия № 59. (Какой формы предметы в нашей группе) | Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | |
План занятия № 60. (дидактическая игра "Магазин") | Обучение выделению параметров величины предметов. | |
План занятия № 61. (Лото "Цвет и форма") | Обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). | |
План занятия № 62. (Дидактическая игра "Магазин"). | Обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). Материал. Игрушки и предметы разной формы и разного цвета (10-15 игрушек). |
Приложение 3
Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 4
Родительское собрание
«Игра-путешествие по стране «Сенсорики»
Участники: родители воспитанников
Количество участников: 15 человек
Место проведения: группа
Длительность: 60 минут
Цель: 1) развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; 2) обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы.
Задачи: 1. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек. 2. Развивать тактильную чувствительность рук детей. 3. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС. 5. Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
Подготовка к собранию включала в себя совместную деятельность детей, родителей и воспитателей.
Педагогами группы:
- Оформлена фотовыставка «Наша первая младшая группа»;
- Консультация «О сенсорном воспитании детей»;
- Выставка дидактических игр «Путешествие в страну Сенсорики»;
- приглашение на родительское собрание;
- Открытки для родителей «Бабочки» (сделанные детьми с помощью воспитателей);
- благодарственные письма семьям воспитанников.
Здравствуйте уважаемые родители!
Чтоб можно было вместе о главном рассуждать.
Я всех вас пригласила на встречу в детский сад.
Нам очень нужно с вами союзниками стать.
Различные вопросы мы будем обсуждать.
И деткам нашим вместе мы станем помогать.
Прислушиваться буду я к вашим пожеланиям,
Подробно вам расскажу о детском воспитании.
Сегодня мы собрались один вопрос решить,
Что делать, как ребенка правильно развивать?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Сенсорики"
1 Станция «Совсем немного науки».
Блиц – опрос.
- Как вы думаете, что нужно развивать у детей младших групп?
- «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники? » (Цвет, форма, величина, пространственное положение)
Сенсорное развитие ребенка - это развития его восприятия и формирования их представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвету, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе, тактильных ощущениях.
Сенсорные эталоны.
- 7 цветов спектра и их оттенками.
- форма - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- величина- метрическая система мер.
- развитие мелкой моторики.
- Почему важно развивать сенсорику?
- Какие задачи развития сенсорики должны решаться на протяжении дошкольного возраста?
Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка.
- Учить соотносить предметы по цвету, форме, величине.
- Упражнять в различии и назывании основных цветов, разной величины и формы.
- Есть ли дома игры по сенсорике?
- Кто дома играет с ребенком в игры?
- В основе моей работы лежит игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и легче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Все дидактические игры, в которые мы будем с вами играть во время путешествия, изготовлены руками воспитателя.
2 станция «Цветная»
Задачи: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разнородных по цвету предметов, научить размещать цвета по наглядному образцу
- «Нарисуй что-нибудь желтенькое»,
- «Что бывает зеленым? »,
- «Магазин» Ребенок покупает игрушку, если назовет ее цвет, размер, форму.
- «Найди и принеси» -Ребенок ищет в комнате все предметы определенного цвета.
- «Разбери по цвету» -Ребенок раскладывает пуговицы или другие предметы по цвету или величине.
- «Сложи пирамидку»,
- «Строим башню»,
- «Бабочки на цветке»,
- «Найди свой домик»,
- «Шары для медвежонка» и др.
3 станция «Фигуры геометрические»
- «Найди фигуру» -искать геометрическую фигуру
- Домино «Цвет и форма»
- Лото «Собери предметы» - собрать предметы определенной формы
- Развивающий планшет для детей «Геометрик» Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путём зрительного и двигательного обследования, сравнения; формировать представления о свойствах предметов: цвет, размер; форма.
- «Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
- Блоки Дьеныша»
- Конструктор. Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
- «Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
- «Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
- «Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
- «Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
- «Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
- «Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .
4 станция – «Величинная»
- Проходит работа над формированием понятиями: длина, ширина, высота «Построй высокий и низкий заборчик»
- «Закрой двери домика»(по ширине)
- «Что на верхней полке, … .»
5 станция- «Развитие мелкой моторики. »
Какое значение имеет развитие мелкой моторики для малышей?
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания,
- как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, речь.
- координация, воображение, наблюдательность,
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
6 станция – «Наши руки не знают скуки»
- Массаж. Массируя пальцы, активизируем работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
- Пальчиковые игры– развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.
7 станция – «Занимаемся играя»
- Рисование пальчиками, ладошкой;
- Лепка – колбаски, шарики;
- салфетки скручивать;
- раскрашивать рисунки (сверху – вниз)
8 станция – «Игровая»
- Книга «Развивайка»- развивать сенсорику (цвет, форма, величина). зрительную память, восприятие и внимание; - развивать мелкую моторику рук. - учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам
- пуговичная страна: «Подушка с пуговицами»; «Дорожки из пуговиц»;
Аппликации;
Выложить рисунок;
- игры с прищепками (Солнышку- лучики, к тучке – дождик, к елочке – иголочки.)
- «Крупинки – придумки» перебрать крупу (фасоль, горох, кукуруза, гречка) ;
Рисуем по манке;
- Поделки – аппликации, где используются крупы;
- «Ищи» -в пшенке искать разные мелкие игрушки;
- «Сухой бассейн»
(перебираем камешки, ракушки, играем с рыбками) ;
- «Дидактическая коробочка» (конструируем из палочек, камышек, фасоли, шариков)
- бусы, пазлы, мозаика, шнуровки
Итог родительского собрания:
- родители задают вопросы на уточнение.
В заключение родительского собрания:
1. были подведены итоги работы за год (все родители получили благодарности за активную работу в группе).
2. Воспитатель подарила родителям:
- подарки, сделанные детьми «Бабочки»;
3. Родителям было предложено оценить встречу – на столе лежал паровозик и три вагона: красный, желтый и синий и такого же цвета фишки. Родителям нужно было выбрать одну из фишек и положить на вагончик такого же цвета, если полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положить красную фишку, если частично - желтую, а если не удовлетворены – синюю. Результаты оценки конечно же порадовали, все родители выбрали красную фишку.
4. Рефлексия (анкетирование родителей с целью выявления их мнения о проведённом собрании по пунктам:
1) Была ли информация, озвученная на собрании, полезной для Вас?
2) Каковы Ваши предложения и пожелания относительно проведения собраний?
Приложение 5
Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста
Сенсорное воспитание (образовательная область «Познание») | ||
Объект мониторинга | Методы мониторинга | Критерии оценки |
Ориентируется в 6 цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), называет их, подбирает по образцу. | Д./у «Какого цвета бабочка?», «Найди рыбку такого же цвета». | Высокий – ребенок правильно отвечает на вопрос, самостоятельно справляется с заданием. Средний – ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого, допускает ошибки, называя цвет. Низкий – ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого, не называет цвет. |
Ориентируется в трех контрастных величинах (большой, средний, маленький). | Дидактическая игра «Разложи игрушки по коробочкам». Задание: нужно разложить большие игрушки в большую коробку, игрушки средней величины – в коробку средней величины, маленькие - в маленькую. | Высокий – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отбирает и называет размеры предметов. Средний – ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого, допускает ошибки, затрудняется назвать размер предмета. Низкий – ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого, не называет размер предмета даже при подсказке воспитателя. |
Ориентируется в плоскостных фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник). | Дидактическая игра «Спрячь мышку». Задание: загородить изображение мышки в домике дверцей соответствующей геометрической формы. | Высокий – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно подбирает нужные формы. Средний – ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого, допускает ошибки при подборе нужной формы. Низкий – ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого. |
Различает предметы по форме (шар, куб, кирпичик). | Д./у «Дай мне шарик (кубик, кирпичик)». | Высокий – ребенок самостоятельно выполняет задание. Средний – ребенок выполняет задание с незначительной помощью взрослого, путает куб и кирпичик. Низкий – ребенок выполняет задание только с помощью взрослого, путает все предметы по форме. |
Собирает пирамидку из 5-6 колец разной величины. | Дидактическая игра «Пирамидка». | Высокий – ребенок самостоятельно собирает пирамидку, подбирая кольца в возрастающем или убывающем по величине порядке. Средний – ребенок собирает пирамидку с незначительной помощью взрослого. Низкий – ребенок собирает пирамидку только с помощью взрослого, путает кольца по величине. |
Составляет целое изображение предмета из 4 частей разрезных картинок. | Дидактическая игра «Складные кубики». | Высокий – ребенок самостоятельно складывает картинку из кубиков. Средний – ребенок складывает картинку с незначительной помощью взрослого. Низкий – ребенок складывает картинку только с помощью взрослого. |
Развитие мелкой моторики. | Игры – застежки, игры - шнуровки. | Высокий – ребенок самостоятельно справляется с застежками и шнуровкой. Средний – ребенок справляется с застежками и шнуровкой с незначительной помощью взрослого. Низкий – ребенок испытывает значительные затруднения в застегивании и шнуровании, справляется только с помощью воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорика»
Цель собрания: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы. Развитие сенсорно...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Путешествия в страну Сенсорику».
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
Февраль 2018 год. Родительское собрание в младшей группе на тему: «Путешествие в страну Сенсорику».
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Сенсорику»
Родительское собрание в ДОУ "Путешествие в странгу сенсорику"...
Игровой практикум для родителей на тему: «Путешествие в страну «Сенсорика»». (младшая группа)
Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» Цель: обогащение родительских представлений о сенсор...
Игровой практикум для воспитателей по теме: «Путешествие в страну Сенсорика».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19626608","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"WIDTH: 478px; HEIGHT: 290px","width":"480"}}]]Игровой практикум разраб...