Возможности музыкального занятия как средства реализации здоровьесберегающих технологий
консультация

Виноградова Марианна Викторовна

История оставила  немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании  с древнейших времен терапевтических возможностей  музыкального искусства.  Музыкальная терапия   вместе с арттерапией, т.е. терапия средствами изобразительного искусства,  может стать эффективным методом лечения  детских неврозов, в этой связи представляются уникальными  возможности занятий музыкой как средства реализации  здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возможности музыкального занятия

 как средства реализации

 здоровьесберегающих технологий

.(консультация)

Музыкальный руководитель:Виноградова М.В.

История оставила  немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании  с древнейших времен терапевтических возможностей  музыкального искусства.  Музыкальная терапия   вместе с арттерапией, т.е. терапия средствами изобразительного искусства,  может стать эффективным методом лечения  детских неврозов, в этой связи представляются уникальными  возможности занятий музыкой как средства реализации  здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Вокалотерапия. Большое внимание на музыкальных занятиях  уделяется  воспитанию и развитию детских голосов Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. На занятиях музыкой  постановкой голоса специально заниматься не следует. Иногда, если ребенок своим голосом, которым разговаривает, поет свободно и легко, то голос сам  естественно развивается и укрепляется. Особенно  хорошо голосовые данные  развиваются  в течение работы над протяжной песней.  А выводки (долгий  распев одного слова или слога) развивает дыхание. Вот почему пение  как средство лечения  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным. Правильный подбор  дыхательных и голосовых упражнений  обеспечивает и более качественное функционирование  сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка   приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривалась на научном  уровне.  К тому же  было доказано, что вокалотерапия  является "методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма.

         Логоритмика. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения  после долгого сидения.  Двигательные паузы  просто жизненно необходимы для ребенка. Кратковременные  физические упражнения под музыку,  вызывая возбуждение  других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха  ранее невозбужденных отделов. После такого  короткого активного отдыха  внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения  объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются  в положении сидя и стоя. В них задействованы  все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног, некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.

        Выполняя упражнение с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается  ритмическое чувство и музыкальный слух. Для получения наибольшей эффективности  полезно включать эти упражнения  для музицирования на детских шумовых инструментах, рисования образов, сольфеджирования.  Активизируя в целом организм детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют и улучшению здоровья детей.

        Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические и ритмические упражнения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться  эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец  помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают детям  быстро и легко  устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это  также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкотерапия. Музыка  существует в нашей жизни  как живое знание  и представление человека о самом себе, как средство  самопознания и самовыражения.  Восприятие и понимание музыки заключается  в ощущении ее связками, мышцами, движением и дыханием.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением и дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого  музыкального искусства. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. Для того чтобы музыка  подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настойка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки, их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела.

        Чаще всего для  пластических импровизаций  и этюдов  музыкальным работником подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание или такие, в которых ярко и наглядно развивается музыкальный образ:

*игра на воображаемых инструментах.

*создание самых различных образов.

*дирижирование воображаемым оркестром.

Фольклорная терапия. При сохранении "золотого фонда" композиторов-классиков  и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального  фольклора, т.к. русский песенный фольклор  - это естественная система  интегративной  арттерапии, включающая в себя  излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе  скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.  Использование фольклора на музыкальных занятиях  предусматривает ограниченное сочетание  самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкреатизмом осваиваемого материала  и педагогическими условиями его познания.

        В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала.  Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей

        В народных детских песнях  особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием.  Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все - кисти рук, ног, кровь - все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит, и.т.п. Приемы свободного  движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей.

        Упражнения в выразительном, четком, эмоционально  ярком произнесении и пропевании  народно-поэтических текстов развивают голос , повышают речевую и певческую культуру.. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное  своеобразие самовыражения.

Терапия творчеством. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его физическое здоровье, т. е  творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на музыкальных занятиях является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния детей. Творческие задания направлены на расширение репертуара  доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, соответствовала бы заданному образу:

*мелодизация собственных имен

*мелодизация  эмоционально окрашенных состояний

*мелодизация образов животных

*мелодизация природных  явлений.

         На  уроках музыки широко используется  инструментальное музицирование  - включение  простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как  фольклорных произведений, так и сочинений композиторов.

        Более сложной и совершенной формой инструментального  музицирования является шумовой оркестр, в основе которого - опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр -   это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение одной раз и навсегда выученной версии.

        Голоса детей  могут использоваться подобно  инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания  различных звуковых эффектов с участием голосового аппарата: шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани, языка, губ), вдохи, выдохи, возгласы - их огромный арсенал с первых же занятий  образует активный "инструментальный" словарь ребенка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности, внимания, памяти.

Сказкотерапия. В нахождении решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка - любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивает со временем своего значения. Сказка открывает ребенку  перспективы собственного роста, дарит надежду и  мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания духовного мира детей Огромное значение для детей имеет музыкальная сказка или сказка в музыке. Огромное значение для психического здоровья детей  имеет музыкальная сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре музыкальных занятий.

Улыбкотерапия. Очень важна на занятии и улыбка самого ребенка. Известно, что когда звук. Известно, что когда звук посылается в пространство в пространство, губы растягиваются в улыбке.  придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, т.е. переднюю половину ротовой полости. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук  становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его  качества  переходят и на личность ребенка  в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится  улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же ...

Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии

Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....

Развитие двигательной активности средствами здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей

Современные дети в повседневной жизни часто испытывают двигательный дефицит. Поэтому считаю обязательным включение здоровьесберегающих технологий в музыкальную деятельность детей. Это способствует озд...

«Возможности развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР средствами компьютерных технологий»

Для усвоения и развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше ...