Консультация для родителей Тема: «САМО ПРОЙДЕТ? 7 СЛУЧАЕВ, КОГДА НУЖЕН ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ»
материал (подготовительная группа)
Психологу, работающему с детьми и родителями, часто приходится отвечать на вопрос: «А это само пройдет?» Сегодня – о том, что может увидеть психолог у ребенка и стоит ли ждать, что само исчезнет.
Круг проблем
Я сегодня буду говорить только о своем опыте. Так как я в основном работаю с детьми относительно здоровыми, посещающими сады и школы, о них и буду писать. Я психолог – не нейропсихолог, не логопед, не педиатр, не невролог, не психиатр, не остеопат. Поэтому сегодня – о тех особенностях, которые может увидеть обычный психолог у детей в детском учреждении или на своем приеме. У других специалистов – свои списки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsia_dlya_roditeley_samo_projdet.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «САМО ПРОЙДЕТ?
7 СЛУЧАЕВ, КОГДА НУЖЕН ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ»
Психологу, работающему с детьми и родителями, часто приходится отвечать на вопрос: «А это само пройдет?» Сегодня – о том, что может увидеть психолог у ребенка и стоит ли ждать, что само исчезнет.
Круг проблем
Я сегодня буду говорить только о своем опыте. Так как я в основном работаю с детьми относительно здоровыми, посещающими сады и школы, о них и буду писать. Я психолог – не нейропсихолог, не логопед, не педиатр, не невролог, не психиатр, не остеопат. Поэтому сегодня – о тех особенностях, которые может увидеть обычный психолог у детей в детском учреждении или на своем приеме. У других специалистов – свои списки.
1. Адаптация
Сама по себе адаптация – процесс для организма запрограммированный. Ребенок приспособлен природой к тому, чтобы привыкнуть к новым условиям. Конечно, это может происходить не совсем гладко. Малыш, привыкающий к детскому саду в два – три года, может плакать по утрам, отказываться отпустить маму, начинать с вечера спрашивать: «А мы завтра в садик не пойдем?»
Когда можно ждать?
Ситуация «само пройдет» в случае адаптации встречается чаще всего. Иногда бывают исключения, дети объективно оказываются «несадовскими». Ищите подробную информацию о том, как в среднем адаптируются дети к саду, школе и другим ситуациям. Скорее всего, вы поймете, что все идет в рамках обычного процесса.
Куда «бежать»?
Выход ребенка в социум показывает то, что раньше никак не проявлялось. Например, наличие психического расстройства, которое не позволяет ему войти в новую ситуацию. Если ребёнок плачет на протяжении длительного времени каждый день, плохо контактирует с детьми, слабо реагирует на речь, постепенно становится понятно, что воспитатель в группе выполняет обязанности тьютора при этом ребенке, а остальные дети не получают нужного им внимания. В таких ситуациях, мы рекомендуем маме забрать ребенка из сада и обратиться к врачу.
Если процесс идет ненормативно и ребенок вместо того, чтобы постепенно привыкать, истощается или становится агрессивным, нужно забирать его из учреждения и разбираться, что же происходит. Причины могут быть разные, например аутизм или даже шизофрения. А возможно, такой тип личности, который отреагировал невротично или депрессивно. В любом случае нужна консультация детского врача-психиатра.
2. Особенности речи
Наиболее частая проблема, о которой сейчас приходится слышать, – то, что дети начинают позже говорить. Есть ли этот феномен на самом деле, пока неясно. Но по ощущениям действительно есть: многие дети начинают говорить простыми фразами только после двух лет, а к трем годам имеют явно ограниченный активный словарь. Еще одна проблема – нечеткость речи, но с ней работают логопеды. С заиканием в обязательном порядке работает невролог, без точного диагноза, выяснения причин и различной терапии справиться будет сложно.
Когда можно ждать?
Если к двум с половиной – трем годам у ребенка еще нет речи, но есть отдельные слова, нужно провести комплексную диагностику у психолога. Есть методики, не требующие активной речи, но способные оценить общее развитие и уровень пассивной речи (понимание).
В своей практике я нередко сталкиваюсь с тем, что уровень понимания речи в норме. То есть ребенок знает и понимает много слов, может понять и выполнить простые задания взрослого. Видя это, можно сказать, что психическое развитие ребенка соответствует возрасту. В этом случае, если родители выполняют несложные действия, активная речь нарастает в течение полугода, а через год может ничем не отличаться от сверстников.
Куда «бежать»?
Если в той же диагностической ситуации выявлено, что у ребенка сильно отстает пассивная речь, он не понимает заданий, не может правильно показать основные цвета и формы, речь может идти об общем отставании в нервно-психическом развитии. Тут ждать ни к чему! Нужно обращаться к детскому неврологу, психиатру для того, чтобы понимать, с чем именно мы можем иметь дело и как скорректировать ситуацию.
3. Отставание в развитии
Заподозрить, что у ребенка может быть отставание в развитии, когда он маленький, не всегда просто. Особенно если ребенок готов контактировать с другими детьми и взрослыми. На занятиях о нем долго думают, что он «неактивный» или стесняется. На музыке или физкультуре такие дети вполне способны хорошо действовать по подражанию и не выделяются. В детском саду такие дети могут демонстрировать «непослушание». Хотя на деле просто не понимают, чего от них хотят, и действуют привычно, стереотипно или импульсивно. Но постепенно становится понятно, что ребенок «не берет» инструкции к самым разным заданиям, что особенно проявляется в творческих работах. Как правило, такие дети также отстают в навыках – еде, одевании, гигиене.
Когда можно ждать?
Если есть подозрение на отставание в развитии, ждать не стоит.
Куда «бежать»?
Первое, что нужно сделать, – это комплексное исследование у психолога, которое выявит, какого рода особенности есть у ребенка. Имеем ли мы дело с неравномерным развитием, или же оно равномерно отстает? Скорее всего, нужно будет также получить консультации нейропсихолога, дефектолога, логопеда, невролога и детского психиатра.
Иногда отставание обусловлено педагогической запущенностью, что не так редко встречается, к сожалению. В этом случае родителям нужно будет проявить больше усердия в общении с ребенком. Возможно, что ребенок в принципе «слабенький по здоровью» и отставание в психическом развитии связано с тем, что все силы организма уходят на борьбу с недугом. В этом случае отставание вполне возможно преодолеть.
Есть и более серьезные причины, например умственная отсталость. В этом случае ребенку будет предложена коррекционная программа и, возможно, переход в специализированное учебное заведение.
4. Активность со знаком «слишком»
В садах и школах можно наблюдать детей, которым сложно усидеть на месте, которые болтают, вертятся, не соблюдают простые правила. В перерывах их физическая активность похожа на вихрь. С ними очень непросто, и они получают множество замечаний. А также предположение, что они гиперактивны, то есть страдают СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Подробнее об этом можно прочитать в статье «Киндер с сюрпризом».
Когда можно ждать?
СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство. Сам диагноз может быть поставлен, только если проявления гиперактивности, импульсивности и нарушения внимания стойкие, то есть продолжаются не менее полугода.
Но вполне может оказаться, что перед нами вовсе не ребенок, страдающий СДВГ, а просто ребенок, который имеет быстрый личный темп деятельности – как физической, так и умственной. В саду и школе эти дети быстро схватывают материал, делают задание (не всегда тщательно) и теряют к нему интерес часто прежде, чем другие даже начали делать. Конечно, они вертятся!
В этом случае ребенка «лечить» не надо. Постепенно у него разовьется самоконтроль – не без помощи взрослых, конечно, – и ситуация станет более спокойной, хотя конкурентное преимущество в виде быстрого темпа, активности и хорошего внимания останется.
Куда бежать?
Если все же воспитатели, учителя и психолог встревожены, стоит обратиться к неврологу. В моем опыте есть несколько воодушевляющих случаев, когда выверенная терапия изменила поведение ребенка до неузнаваемости. Причем результат был заметен в течение нескольких недель.
Ребенок, который не мог ни спокойно есть, ни играть, ни заниматься, а только вертелся, шпынял других, гудел, вдруг стал успокаиваться, начинал выражать свои мысли, ждать других, рассказывать стихи. То есть он стал лучше управлять своим поведением.
Как мне известно, основа терапии – это препараты, улучшающие мозговое кровообращение и мозговой метаболизм, а также витамины и микроэлементы. Также важны рекомендации для родителей и педагогов по выстраиванию взаимодействия с ребенком и режиму. Крайне важны!
5. Агрессивное поведение
Несколько раз за свою практику я сталкивалась с детьми, которые входили в агрессию такой интенсивности, что отрывали от стены прибитые шкафчики и бросались детскими столиками. После такого эпизода они впадали в состояние усталости, могли заснуть в неудобном месте, а потом отрицали, что делали нечто подобное.
Когда можно ждать?
Конечно, я описала редкий и крайний случай. Чаще агрессия проявляется более спокойно: ударил, толкнул, сломал игрушку, порвал рисунок. Неприятно? Да. Повод идти к врачу? Скорее всего, нет.
Совсем само, конечно, не пройдет. Поэтому стоит присмотреться к себе. Может, к ребенку применяют физические наказания в семье, с ним грубы, его вещи не считаются ценными. В таких случаях можно услышать гордое: «Мы его строго воспитываем». Тогда взрослым пора задуматься о том, какой пример они подают ребенку, так как к воспитанию все это отношения не имеет.
Иногда ребенок становится агрессивным в сложной жизненной ситуации – например, переезд, развод родителей. Тогда агрессия – дело временное, особенно если помочь ребенку ее пережить. В общем, лучше поискать истоки агрессии вместе с психологом и далее следовать рекомендациям.
Куда «бежать»?
В случаях неконтролируемой агрессии или так называемого «взрывного аффекта» лучше всего обратиться к неврологу и сделать ЭЭГ для исключения опасного заболевания – эпилепсии. На данный момент есть эффективные препараты, которые нужно принимать регулярно. Они не дают развиваться болезни и значительно улучшают качество жизни.
6. Странное поведение
На примере одного мальчика пяти лет. Он везде видел котиков. Это было мило, и все некоторое время думали, что он так играет, ведь дети часто придумывают себе воображаемых друзей или питомцев. Пока не было проведено комплексное обследование. Многочисленные свидетельства нарушения мышления, «разорванность» тела человека на рисунке, постоянные отвлечения на котиков, с которыми он разговаривал и описывал, что каждый делает, недостаточный уровень интеллектуального развития, низкие показатели памяти и внимания…
Немало было в практике детей, которые «баловались» с половыми органами: показывали их другим, стимулировали.
Когда можно ждать?
Любую странность лучше «принести» психологу. Возможно, окажется, что это нередко встречающаяся особенность (как детский онанизм) и с ним непосредственно лучше ничего не делать. Но при этом, чтобы явление ушло, нужно создать вокруг ребенка более спокойную среду, дать ему альтернативу для рук, отвлекать, занимать (дети играют с половыми органами чаще в скучные моменты).
Большинство того, что взрослыми маркируется как «странность», является делом обычным, и нужно только немного помочь ребенку. Но посещение невролога лишним все равно не будет.
Куда бежать?
Если же странности имеют серьезный размах, психолог рекомендует обратиться к врачам (неврологу, психиатру). В описанном мною примере с котиками речь могла идти о развитии детской шизофрении, и без необходимого лечения дефект развития может нарастать достаточно быстро. При приеме современных препаратов качество жизни значительно повышается.
7. Сложности в коммуникации
Иногда ребенок отказывается контактировать с окружающими. Например, старается не смотреть в глаза, не поддерживает общения или начинает тревожно гудеть и бегать кругами.
Когда можно ждать?
Лучше посоветоваться с психологом. Возможно, это окажется просто застенчивость, и тогда дело времени, поддержки и позитивного опыта, чтобы поведение стало другим.
Куда бежать?
Если ребенок ведет себя так, как я описала выше, причем ситуаций нормального общения у него не бывает, то можно предполагать РДА (ранний детский аутизм). Формы аутизма бывают разные, и большое значение имеет то, ведется ли с ребенком коррекционная работа. Без специальных усилий, увы, само ничего не пройдет, а лишь усугубится. В этом случае понадобится помощь невролога, психиатра, дефектолога.
Итак…
Я рассмотрела наиболее частые проблемы, которые можно увидеть у детей в саду или школе.
В заключение у меня есть просьба к родителям!
Если у психолога возникла гипотеза о том, что ситуация может быть серьезнее, чем хотелось бы, постарайтесь к этому прислушаться. Потому что иначе возникает ситуация, когда ребенок оставлен без помощи, и его состояние может усугубиться. Лучше пусть опасения не подтвердятся. Лучше «проходить зря» по врачам, но знать, что происходящее – вариант нормы, чем жить с широко закрытыми глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Вещи сами не растут, сделать вещи - нужен труд..."
В консультации изложены рекомендации для родителей по подготовке детско-родительских сообщений о труде взрослых родного города...
Зачем нужен детский психолог?
Статья предлагает краткое , но емкое описание того , чем может быть полезна детская психотерапия....
Консультация для родителей: Тема : "Пою один, пою дома с мамой" ( для самых маленьких); Консультация для родителей:Тема: Покажите мне спектакль ( домашний театр)
Здесь можно позникомилься с материалом, который будет полезен родителям. Знакомим родителей с тем , как можно с пользой провести время со своим ребёнком....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей Тема: «Детское питание: что, когда, как?»
Каждую маму заботит, чем кормят ее ребенка в детском саду. Вопросов по питанию много, попробуем разобраться....
Консультация для родителей Тема: «Сами заливаем, сами раскрашиваем» (работа с гипсом)
Консультация для родителейТема: «Сами заливаем, сами раскрашиваем» (работа с гипсом)Цель: учить родителей вместе с детьми работать с таким материалом, как гипс. Развивать чувство формы и п...
Консультация для родителей "Случайны ли несчастные случаи с ребёнком в быту?"
Консультация для родителей "Случайны ли несчастные случаи с ребёнком в быту?"...
Консультация для родителей Тема: " Нужен ли малышу дневной сон".
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.ЧадаанаДзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва УтверждаюЗав. д/с «Малышок» г....