Экологическое воспитание старших дошкольников
план-конспект занятия
Экологическое воспитание старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx | 255.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание старших дошкольников
Воспитатель: Зайцева Мария Олеговна
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, мы реализуем в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Определены цели и задачи экологического воспитания детей.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию учитывали следующие принципы:
1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”
2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.
3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».
4. Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
5. Принцип дифференциации и интеграции:
единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.
6.Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;
7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.
Формы и методы работы
В своей работе по экологическому воспитанию мы использовали различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, чтобы более широко раскрыть представления детей о природе и углубить знания. Были проведены занятия по темам:
Познавательное развитие: «Лес», «Деревья», «Овощи», «Огород», «Фрукты», «Сад», «Ягоды», «Грибы», «Злаки», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Цветы», «Комнатные растения».
Художественно – эстетическое развитие (рисование): «Натюрморт», «Ветка рябины», «Деревья зимой», «Ваза с мимозами», «Белка», «Мишки играют», «Щенок», «Птица - синица», «Грач», «Дымковский петух».
Аппликация: «Корзина с грибами», «Зоопарк», «Лисичка», «Осенний ковер», «Снегирь», «Скворец».
Лепка: «Корзина с овощами», «Ягодка - клубничка», «Птицы на кормушке», «Мишки», «Котенок», «Петух».
Чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Осень в лесу», Н. Носов «Огородники», Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», р.н. сказка «Колосок», М. Пришвин «Золотой луг»,В. Бианки «Купание медвежат», «Как муравьишка домой спешил», И. Соколов- Микитов «Дятлы»,С Есенин «Береза», Е. Чарушин «Лосиха с лосенком», М. Пришвин «Разговор деревьев», В. Бианкин «Синичкин календарь - апрель»,В. Берестов «Гуси», р. Н. сказка «Петушок и бобовое зернышко». Л. Н. Толстова «Котенок».
В работе с детьми я использовала разнообразные формы:
1. Практическая совместная деятельность детей и воспитателя.
В утренние часы вовлекаем детей в совместную деятельность. Дети подготовительной группы учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.
2. Наблюдение.
Проводила циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках.
Систематически провожу наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.
3. Экскурсии и прогулки.
Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используем для экологического воспитания детей. Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.
5. Опытно - экспериментальная деятельность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы использовали опыты. Опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)
Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы. Проводили такие опыты: летающие семена, воздух и его свойства, таяние и замерзание воды, осторожно ветер, опыты с почвой.
Считаем необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
6. Труд в уголке природы, на участке, огороде.
Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.
У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
7. Игры на экологические темы
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания мы используем, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх.
Дидактические игры используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.
Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием мы организовываем на основе различных событий жизни - поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, рассказ детям о сельскохозяйственной выставке (с демонстрацией иллюстраций)
8 Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.
Часто на занятиях используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводим беседы, задаем вопросы.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
9. Создание экологического проекта.
Разработан долгосрочный (январь – май) экологический проект «Экологические праздники как средство формирования экологической культуры дошкольников», задачами которого были:
- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ:
- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых;
- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями.
Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В результате осуществления данного проекта:
- создана на территории ДОУ экологически благоприятная среда;
- повысился уровень знаний у детей по экологии;
- повысилась экологическая компетентность родителей по теме проекта.
10. Изобразительная деятельность.
Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках. Проведены выставки детских работ по темам: «Весна наступила», «Бережем природу», «Лекарственные растения», «Загрязнение природы» и др.
Создание условий
Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:
- подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;
- подобраны картины, наборы открыток;
- создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);
- создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;
- приобретены орудия труда;
- собраны материалы для игр с песком и водою.
Работа с родителями:
Очень тесно ведется работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы, так и нетрадиционные.
Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.
Для достижения этой цели мы организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, консультации.
Заключение:
Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Дети понимают ценности природы и осознают правила поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников
Данный материал включает в себя опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы был подготовлен по модульной технологии....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...
Конспект ООД по экологическому воспитанию старших дошкольников Экологическая акция «Берегите первоцветы!»
Экологическая акция «Берегите первоцветы!»...
Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....