Что такое сказкотерапия?
консультация (старшая группа)
Каждому из нас известно выражение: «Сказка- ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок!». А ещё сказка – это детство, добрый голос мамы или бабушки, доброта и радость!
В последнее время появился необычный термин «сказкотерапия». Причин, на мой взгляд, несколько: это и дефицит такого необходимого живого общения взрослого и ребенка, это и масса психологических проблем у детей, а может быть потому, что ещё А.Н.Толстой сказал: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.»
Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказами, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Через элементы сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребность в общении с окружающими людьми, умения налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой создает невидимый мост между ребенком и взрослым. Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.
Кроме того , работа со сказкой создает невидимый мост между ребенком и взрослым. задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного , эмоционального жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое сказкотерапия? | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждому из нас известно выражение: «Сказка- ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок!». А ещё сказка – это детство, добрый голос мамы или бабушки, доброта и радость!
В последнее время появился необычный термин «сказкотерапия». Причин, на мой взгляд, несколько: это и дефицит такого необходимого живого общения взрослого и ребенка, это и масса психологических проблем у детей, а может быть потому, что ещё А.Н.Толстой сказал: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.»
Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказами, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Через элементы сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребность в общении с окружающими людьми, умения налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой создает невидимый мост между ребенком и взрослым. Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.
Кроме того , работа со сказкой создает невидимый мост между ребенком и взрослым. задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного , эмоционального жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.
В игровых сеансах представлены варианты заданий, целью которых является развитие психических процессов и которые могут с легкостью дополнить психологическую работу с любой из сказок, сделав ее еще более увлекательной и эффективно для развития ребенка. Наполнить работу со сказкой можно разнообразными дидактическими приемами и методами.
Развитие речи: пересказ, повторение сказки по кругу, изменение сказочного сюжета и т.д. Развитие мышления: театрализация, развивающие игры «Что сначала, а что потом» (алгоритм действия с картинками), «Кто из героев не подходит для этой сказки». («Четвертый лишний») и т. д.
Для развитие внимания предлагают игры:
1. «Помоги герою пройти лабиринт»
2. «Найди отличия между картинками, на которых изображен сюжет сказки». 3. «Найди силуэты всех героев сказки».
4. «Повторяй все движения героя за мной, кроме того, которое ему не подходит!»
Развития воображения:
1. Создание нового сказочного героя;
2. Создание сказочного героя из геометрических фигур;
3. Сказочный коллаж;
4. Рисование своей сказки и т.д.
Развитие мелкой моторики рук с помощью сказки: продуктивная деятельность(рисование, аппликация, схематическое изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных сказок и т п.).
В развитии эмоционального состояния ребенка поможет психогимнастика: расскажем сказку, стихотворение, потешку с помощью мимики и жестов, без слов, в разных эмоциональных состояниях и т.п.
Развитие слухового развития (соотношение героя и звучания) музыкального инструмента: зайка – дудочка, медведь – барабан, волк- гармонь и т.п., танец героя; музыкальные игры; музыкальное инсценирование.
В работе своего кружка активно используем формы:
Театрализация сказок. Театрализацию сказок дети очень любят, ребенок познает себя в разных образах, ролях, примеряет на себя различные стратегии поведения, учится нравственности. Проигрывание сказок по ролям также помогает решить многие психоэмоциональные трудности ребенка, застенчивый малыш, исполняя роль большого сильного медведя, постепенно приобретает навык уверенного поведения, что в свою очередь дает глубокий психотерапевтический эффект. Перевоплощаясь в разных героев, ребенок узнает о разных характерах, убеждениях, поступках, приобретая необходимые социальные навыки. Костюмированная театрализация способствует развитию у дошкольников коммуникативных умений и навыков.
Пальчиковый театр. Пальчиковый театр формирует нравственные установки, развивает мелкую моторику, речь, внимание (нужно постоянно контролировать, в какой «позе» находится каждый пальчик), коммуникативные навыки.
Куклы би-ба-бо – любимец детской публики. В театрализации лучше использовать по одной игрушке на одного ребенка или менять их по ходу сюжета. С 4 лет можно попробовать театрализацию с двумя игрушками – по одной на каждой руке, но в этом случае «присоединение» к герою происходит в меньшей степени, хотя тоже развивает умение переключать внимание, способствует взаимодействию – дружественному, заботливому, угрожающему, подбадривающему и т.п. Методы и приемы работы со сказкой разнообразны и это прекрасно. Работая со сказкой, мы уже учим детей очень многому – помогаем процессу социализации и индивидуального роста, а также развиваем интеллектуальные способности, что в свою очередь станет мощной базой становления успешной и умной личности, способной ставить перед собой значимые задачи и адекватно их решать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...