Дежурство по столовой - один из видов трудового воспитания
статья (старшая, подготовительная группа)

Перова Елена Анатольевна

Какие задачи воспитания детей и какое значение имеет обучение детей навыкам сервировки стола.

С какого возраста можно начинать обучение детей дежурству по столовой.

Методы и приёмы, которые используются в обучении.

Опыт воспитателей группы компенсирующей направленности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezhurstvo_po_stolovoy.docx268.44 КБ

Предварительный просмотр:

        ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ –

ОДИН ИЗ ВИДОВ

ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

        http://images.clipartpanda.com/place-clipart-image.jpg


 «Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов»

                                                                                                          А. С. Макаренко

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. При этом необходимо учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности. http://luchik.43-ozr.edusite.ru/p20aa1/images/d4.gif

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели.

Для полноценного формирования навыков трудовой деятельности у дошкольников используются следующие формы работы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Дежурство способствует:

  •  развитию у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • формированию умения ответственно относиться к порученному заданию;
  • воспитанию положительного отношения к труду, желание трудиться;

Чтобы решить эти задачи, дежурство не должно носить формальный характер, а должно был конкретным, регулярным.

Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурство объединяет детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

«Дайте ребёнку радость труда. Эта радость ему несёт успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

В. А. Сухомлинский

С какого возраста вводится дежурство?

Привлекать детей к простейшим трудовым действиям можно, начиная с раннего возраста: с 2 лет.

Малыши группы раннего возраста от 2 до 3 лет совместно со взрослыми и под их контролем могут расставлять хлебницы без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и др.

В младшей группе от 3 до 4 лет со второй половины года начинается работа по формированию умений необходимых для дежурства по столовой. Дети помогают накрывать стол: раскладывают столовые приборы, посуду, салфетницы и т.д.  Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому. Но это ещё не дежурство, а предпосылки к этой форме трудовой деятельности.

Начиная со средней группы, учим детей самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы. Первоначально воспитатель обучает: показывает и объясняет детям последовательность выполнения работы, помогает справиться с делом. Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением. При правильном руководстве воспитателя к концу учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, а воспитатель контролирует  и использует напоминания.

В старшей группе дети должны научиться добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. Дежурные сервируют стол перед приёмом пищи и приводят его в порядок после еды.

В подготовительной группе кроме сервировки стола и уборки его после еды в обязанности дежурных вводится подметание пола.

В старшем дошкольном возрасте руководство воспитателя процессом дежурства сводится к проверке выполнения дежурными их работы и оценке. К оценке можно привлекать детей группы.

Дежурство – непростой процесс в режиме детского сада, т.к. дети все разные в плане психологических особенностей и обладают разными навыками и умениями. Есть дети медлительные, а другие наоборот очень подвижные, есть частоболеющие, или такие, которые утром приходят поздно, а есть и просто «с ленцой», поэтому сложно не только научить детей дежурить, но и организовать само дежурство. А для того, чтобы все дети одинаково хорошо овладели навыком сервировки стола, важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые дети.

Так более 10 лет назад, начав работать в группе компенсирующей направленности и постоянно сталкиваясь с этими проблемами, как – то само собой пришло решение отказаться от обычного дежурства. Взамен мы ввели «дежурство – самообслуживание», т.е., когда каждый ребёнок сам себе накрывает на стол, убирает со стола после еды. Так же мы готовимся и к занятиям. Эта форма работы за всё время очень хорошо себя зарекомендовала. Во – первых дети ежедневно трудятся, во – вторых повышается ответственность: надо не просто накрыть на стол, но и сделать это правильно и внимательно. Если чего – то не хватает на столе, то «виноват только ты сам». Все задачи, которые решаются во время дежурства, можно решать и в таком виде работы. Начинаем обучение с рассматривания алгоритма «Как правильно накрыть на стол». К этому алгоритму первое время дети обращаются не один раз, пока не научаться накрывать на стол без подсказки. Так же этот алгоритм используется для проверки правильности выполнения сервировки стола. Когда дети достаточно хорошо справляются с сервировкой, просто предлагаем внимательно посмотреть и проверить как они накрыли себе на стол. К концу года мы можем предложить одному ребёнку проверить, как дети накрыли себе на стол. Такой приём требует от ребёнка хорошей концентрации внимания, что немаловажно для детей нашей группы. Хочется сказать, что наши ребята быстро осваивают сервировку стола и с удовольствием выполняют эту работу. Так как группа у нас разновозрастная (от 5 до 7лет) и есть дети с ОВЗ, то ребята быстро учатся помогать младшим и тем, кто нуждается в помощи. А это очень важно для нравственного воспитания детей. Выполнение   определенных    посильных    трудовых    обязанностей способствует    воспитанию    у     ребенка     чувства     ответственности, доброжелательности, отзывчивости.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

  https://co953sv.mskobr.ru/images/cms/data/preview/c8ff44976c8de12901fd6815ac5dfdd8_1461257947.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка-один из видов нравственног воспитания.

Косультация для воспитателей...

Конспект по организации трудовой деятельности «Дежурство по столовой в старшей группе».

Будет полезна для педагогов, работающих по Программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"...

Конспект занятия по трудовому воспитанию во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) «Дежурство по столовой»

Конспект занятия по трудовому воспитанию во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) «Дежурство по столовой»...

Конспект по трудовому воспитанию. Дежурство по столовой.

Вид труда: хозяйственно - бытовойЗадачи:- формировать у детей ответственность за порученное дело; стремление работать на пользу коллектива;- продолжать воспитывать привычку к систематическому выполнен...

Консультация для воспитателей "Сказка – один из видов нравственного воспитания"

Материал будет полезен воспитателям все возрастных групп детского сада...