Игра как способ изучения взаимоотношения между детьми в группе детского сада
проект

Борисова Наталья Юрьевна

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДАЙ 5»

Г. АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Игра как способ изучения взаимоотношения между детьми в группе детского сада

Подготовила

Воспитатель 1 кв. категории

Борисова Наталья Юрьевна

Альметьевск  2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

1. СУЩНОСТЬ и СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………………………..........…………………...3

1.1 Своеобразие игры как деятельности…….………………………...……………4

2. ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА……….………………………………….….……5

2.1 Характеристика сюжетно – ролевой игры………...…………..…………...…..5

2.2 Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания ребенка…………….…….7

2.3 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..…..9

3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ ……………………………………………..10

3.1 Исследование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………...…11

3.2 Рекомендации по организации сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………………………..……23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…25

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……26

ВВЕДЕНИЕ

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

1.1 Своеобразие игры как деятельности

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение имеют две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются для детей разного возраста. Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения к поколению.

Группу творческих игр составляют сюжетно – ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно – конструктивные, игры – драматизации и другие.

Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, игры подвижные, музыкальные и т.д.

Различают также игры – развлечения, игры – забавы.

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать всех играющих, увернуться от «ловишки».

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими детьми.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

В игре ребенок  не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринимается ребенком ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Основным мотивом игры ребенка является «переживание значимых для него сторон действительности» (С.Л. Рубинштейн).

2. ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА

2.1 Характеристика сюжетно – ролевой игры

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно–ролевые игры, игры – драматизации, строительно – конструктивные игры.

В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.  Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета, отборе изобразительных средств, материала, игрушек.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

 Сюжетно–ролевая  игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком деятельности. Однако в сюжетно–ролевой  игре знания, впечатления ребенка остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Основной особенностью  сюжетно–ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно–ролевой игры, чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании  ребенок отождествляет  себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Таким образом, ребенок использует те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Творческой сюжетно–ролевой игре присущи специфические мотивы.

Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно–ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.

Разнообразие сюжетов и содержание сюжетно – ролевых игр определяет необходимость классифицировать их. В настоящее время большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые игры (отражающие быт семьи и детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой.

В структуре игровой деятельности сюжет как основной компонент игры включает персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей.

Сюжетно–ролевая  игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно–ролевых игр. Если же в игре отражаются отношение между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности и умением играть вместе. Потребности и умения надо воспитывать: они сами не формируются.

2.2 Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания ребенка

Сущность воспитательного воздействия сюжетно – ролевой игры в приобретении и накопления ребенком социального опыта. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни советских людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно–ролевая   игра выступает и как средство формирования культуры общения.

Сюжетная игра – одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент, когда ребенок дает предмету название в соответствии с игровым замыслом  и действует с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий. Первоначально это возможно только при опоре на предмет (игрушку). Постепенно в игре возникает особый план умственных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий.

Д.Б. Эльконин указывает еще на одно очень важное значение сюжетно – ролевой игры в интеллектуальном развитии ребенка. В совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень.

В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений людей и их моральных качеств. Игра не простое копирование явлений. Из имеющихся знаний отбирается именно то, что имеет непосредственное отношение к игровому замыслу. Реализация игровых действий нередко приводит ребенка к установлению пробелов в своих знаниях о тех или других явлениях. Это разнообразные вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе коллективной игры путем обмена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого или стимулируют самостоятельные наблюдения детей вне игр.

Большое значение имеет сюжетно – ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств для выполнения ролей, преобразование материалов, обстановки) есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития.

Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.

Близость игры к искусству создает возможность использования сюжетно – ролевых игр в эстетическом воспитании. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам.

В игре формируется огромный двигательный опыт ребенка. В ней, с одной стороны, создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений, с другой стороны, принимая на себя роль, ребенок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения. Сознательно передает характерные особенности движений изображаемого персонажа.

2.3 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста

Появление коллективной игры создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает и одевает ее, но и воспитывает, читает ей книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только ставит градусник, делает уколы, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. Учительница ведет с детьми урок, выговаривает ученикам за проступки, ставит отметки за поведение и успеваемость. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношение к труду и друг к другу в процессе труда. В играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знания, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей и родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период.

Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры (« Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры (« Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных товарищеских отношений в игре.

Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающую к модели предмета.

3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ

3.1 Исследование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, обижаются, ссорятся, мирятся, помогают друг другу. Участники остро переживают все эти отношения и переносят разнообразные эмоции. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослыми.

Между тем опыт таких отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Это во многом определяет характер отношения к себе, к другим, к миру в целом. Конечно не всегда этот опыт складывается удачно. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь преодолеть их ребенку - важнейшая задача для педагогов и психологов.

Существуют определенные методы и методики, которые позволяют выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Такая картина отражает характер их взаимоотношений. При этом педагог или психолог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление глубинных внутренних характеристик по отношению к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер.

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.

Исследование по изучению особенностей межличностных отношений у дошкольников проводилось в МБДОУ № 41 «Дружные ребята» города Альметьевск. Испытуемые – группа детского сада. В исследовании приняли участие 18 детей возрастом 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Цель исследования – рассмотреть влияние сюжетно – ролевой игры на развитие коммуникативных способностей детей.

Задачи исследования:

1. Определить статусные категории детей в системе межличностных отношений.

2. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников.

3. Разобрать рекомендации по организации сюжетно – ролевой игры.

4. Выявить степень влияния сюжетно – ролевой игры на развитие коммуникативных навыков детей.

В работе применялись следующие методики:

  1. Метод «Выбор в действии».
  2. Метод наблюдения.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности происходит при следующих организационно - педагогических условиях:

- организация предметно – развивающей среды в МБДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;

         - создание коммуникативно – диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка – дошкольника при регулярной включенности в игровую деятельность;

         - осуществление систематизации средств и методов игровой деятельности, распределение их в соответствии с психолого – педагогическими особенностями детей по формированию коммуникативности. Для выяснения уровня сплоченности групп, и определения симпатий и антипатий детей, была проведена игра «Выбор в действии». Цель данной методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Эта методика является одним из детских вариантов социометрической методики.

Каждому ребенку, в изучаемой группе, предложили по три предмета (мягкая игрушка – зайчик, мячик, кубик), затем предложили подарить эти игрушки тем детям, которые им наиболее симпатичны, тем с кем они дружат. После того как предметы были розданы детьми, их попросили прокомментировать свой выбор, почему они отдали предпочтение одним детям и совершенно проигнорировали других. Ответы детей во многом были схожи между собой. Большинство детей выбрали наиболее симпатичных для них, с кем они дружат, кто помогает им придумать интересную игру, кто многое умеет, и не обижает их в повседневной жизни в группе. И другой вариант, не дали игрушки тем детям, которые, по их мнению, не умеют играть, часто дерутся, обижают других, обзываются и т.д.

Примеры:

Ксения А. – «Своего зайчика я отдам Элине, она моя подруга, она хорошая и не жадная».

Ксения А. – «Лизе я не дам зайчика, она часто командует и дерется, если ей что - то не нравиться. Данияру я тоже ничего не отдам, он жадина».

Рамазан М. – «Я подарю свой кубик Амиру, а мячик Рустаму, они мои друзья, мы с ними часто вместе играем, с ними мне очень интересно, а Владе я ничего не подарю, она плохая, обирает игрушки и обзывается».

Для характеристики межличностных отношений ребенка важно знать не только то, кого конкретно ребенок выбирает, или сколько и кем он выбран, также необходимо знать и кто выбирает его. Число выборов, полученных ребенком, характеризует его положение в системе личных отношений.

Данная работа проведена в целях выявления коэффициента взаимности в группе. По результатам данной методики, мы можем судить о том, что в старшей группе дошкольников из 18 детей 6 детей имеют статус «звезды», 10 человек – «предпочитаемые», 2 ребенка оказались «отвергаемыми», а «игнорируемые» дети были не выявлены. Результаты проведенных исследований можно наблюдать в таблице 1(Приложение 1). В группе имеются устойчивые микро группы, состоящие из 4 – 5 детей, которые могут объединяться и организовывать совместную игру. Рис. 1.

Рисунок 1 - Результаты социометрии

Для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников – была разработана схема наблюдения. В ней содержатся главные параметры, обусловливающие формирование ролевой игры, согласно концепции Д. Б. Эльконина. Данная схема дает возможность реализовать как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников.

Таким образом, для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников нами была организована сюжетно – ролевая игра в группе из 4-5 дошкольников. Тема игры была установлена нами, мы же и осуществляли диагностическое наблюдение. Мы старались не вмешиваться в процесс игры, выказывая наименьшую помощь в случае необходимости. Тема нашей игры «День рождение Мишутки», выбор связан с тем, что она не имеет отчетливо поставленной ситуации и дает возможность вводить в сюжет игры различные роли. Начали игру мы следующим образом: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождение. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он проходит? (ответы детей) А сейчас давайте начнем игру».

Анализ игровой деятельности осуществлялся по семи критериям:

  1. распределение ролей,
  2. основное содержание игры,
  3. ролевое поведение,
  4. игровые действия,
  5. использование атрибутики и предметов – заместителей,
  6. использование ролевой речи
  7. выполнение правил.
  1. Распределение ролей.

1 уровень – самостоятельное распределение ролей без конфликтных ситуаций (к примеру, когда одну роль хотят играть двое и более детей). При появлении конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к взрослому.

2 уровень самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

  1. Основное содержание игры.

1 уровень – осуществление действий, обусловливаемых ролью (если ребенок выступает в роли повара, то он не будет никого кормить).

2 уровень – осуществление действий, соединенных с отношением к другим людям. Например, не чем «мама» кормит малыша, а «добрая» она или «строгая».

  1. Ролевое поведение.

1 уровень – роли отчетливо выделены до начала игры, роль обусловливает и концентрирует поведение ребенка.

2 уровень – ролевое поведение отмечается на всем протяжении игры.

  1. Игровые действия.

1 уровень – игровые действия разнообразны, последовательны.

2 уровень – игровые действия обладают отчетливым порядком, многообразны, подвижны в зависимости от сюжета.

  1. Использование атрибутики и предметов – заместителей.

1 уровень – широкое применение атрибутных предметов, также в качестве заместителей (например, кубики могут использоваться как продукты и т. д.), на предметное оформление игры отводится большая часть времени.

2 уровень – применение таких предметов как лоскутки, бумага, палочки, при необходимости изготовление незначительного количества атрибутных предметов. Предметное оформление игры занимает минимум времени (например, если нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладони или обозначение ее жестом).

  1. Использование ролевой речи.

1 уровень – присутствие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

2 уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», то он назовет свою роль.

  1. Выполнение правил.

1 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

2 уровень – следование заблаговременно оговоренным правилам на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения представляются в сводной таблице, где отмечается возрастная группа детей и уровень игровых навыков по каждому критерию, который показывает ребенок в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков отвечает норме - ставится знак «+», уровень игровых навыков отвечает норме частично – ставится знак «+/-», если уровень игровых навыков не отвечает норме – ставится знак «-». Приложение 2.

На основании наблюдений мы выявили общий уровень сформированности коммуникативных навыков в старшей группе через взаимодействие в сюжетно – ролевой игре. Результаты проведенных исследований можно наблюдать в таблице 2(Приложение 2), в таблице 3 (Приложение 2).

В итоге мы получили:

  1. высокий уровень – 17%;
  2. средний уровень – 30%;
  3. низкий уровень – 53%.

Рисунок 2 - Уровень сформированности коммуникативных навыков до формирующей работы.

Таким образом, по результатам методик нами выявлено, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют игрушки – заместители и не всегда выполняют правила игры. Результативность исследования показала необходимость проведения сюжетно – ролевых игр на формирование коммуникативных навыков положительного взаимодействия.

3.2 Рекомендации по организации сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляют в двух направлениях:

  1. Создание необходимой игровой среды.
  2. Непосредственное руководство играми детей.

После проведения диагностики, нами была реализована формирующая работа по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников через сюжетно – ролевую игру.

С помощью родителей оборудована игровая среда. Сшиты наряды для кукол, изготовлена мебель, разная посуда. Все это быстро привлекло внимание детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли утром и после дневного сна. Важно было, чтобы дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовали вопросы, подсказывающие детям новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей начинаем играть с куклой, объединяя несколько сюжетов, понятных детям: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать», «пою колыбельную». При этом дети внимательно наблюдают за действиями педагога. Продолжаем игру, передавая куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к игрушкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто – то из ребят бросает игрушку на пол, обращаем внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели. М

Дети быстро реагируют на такие слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье» и т. д.

Используем такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный прием – введение в игровую ситуацию - использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Для обогащения игр детей подбираем простые сюжеты. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть, и мама сварила кушу, покормив дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки - матери», а дополнительные атрибуты и предметы – заместители обогащают ее содержание.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовали в своей работе игры – показы. Так, во время игры с куклой говорим: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем ее. Затем последовательно одеваем куклу. При этом обращаем внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре.

В плане воспитательной работы уделяли большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно – отобразительной игры детей с разными игрушками.

Однако для развития игры недостаточно только хорошего оснащения группы новым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых.

Пример одной из сюжетно – ролевых игр представлен в Приложении 3.

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей группе, после формирующей работы, показало, что дети стали реже обращаться за помощью к воспитателю, чаще стали выполнять действия определяемые ролью (если ребенок играет роль врача, то он не будет готовить за повара).

Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали следующее. Дети стали играть, активно взаимодействовать в игре, объединяясь в группировки, игровые интересы устойчивы. Широко используют атрибутику игры, игрушки заместители, применяют воображаемые действия (ладошки – чашка или тарелка). Они могут долго играть в игры с одним и тем же сюжетом, причем каждый раз с начала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Самостоятельно распределяют роли, конфликтные ситуации разрешают самостоятельно. Используют развернутую ролевую речь на всем протяжении игры, соблюдая заранее оговоренные правила.

Рисунок 3 - Уровень развития коммуникативных навыков до и после проведения формирующего этапа эксперимента

На основании проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации по организации игрового взаимодействия в сюжетно – ролевой игре с целью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста для воспитателей:

- перспективное планирование игровой деятельности на учебный год,

- подбор и изучение необходимой методической литературы по данному вопросу,

- содержание игровых зон в помещении группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, магазин, библиотека и т. д.

- приобретение новых игрушек для формирования стимула у детей к игре,

- подготовка, изготовление атрибутов, оборудования для игры (дорожные знаки, фартуки, муляжи овощей, фруктов и т. д.),

- знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы),

- оформление альбомов по данной теме игры («Космонавты», «Поход в цирк», «Наши мама и папа трудятся» и т. д.),

- составление с детьми творческих рассказов на заданную тему,

- показ способов действий. Обыгрывание оборудования в игре (театрализация прочитанного художественного произведения, например: сказка К. Чуковского «Айболит»),

- изготовление вместе с детьми игрушек – самоделок для игры (рулей, эмблем, кукольной мебели),

- изготовление сундучка с предметами – заменителями (куски ткани, палочки, пластиковые бутылочки, коробки и другой бросовый материал),

- проведение консультаций для родителей по организации игры дома,

- проведение недели игры в группе с последующей выставкой фотографий играющих детей.

Рекомендации по организации игровой деятельности в старшей группе:

- формируем у детей навыки совместной игры на уровне продолжительных отношений, умение развивать сюжет игры, переходя от бытовых сюжетов к общественным и производственным;

- учим объединять в игре несколько сюжетов и развивать игровые линии по нескольким направлениям;

- совершенствуем игровые действия, учим устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в многоролевой игре (до 5 детей),

- обогащаем жизненные впечатления детей для расширения тематики игр, игровых сюжетов,

- побуждаем к отражению в играх различных сторон действительности (труд взрослых, их взаимоотношения, явления бытовой, общественной и производственной жизни),

- привлекаем детей к исполнению в игре различных ролей, побуждаем действовать в соответствии с ролью,

- оцениваем умение ребенка не выходить за рамки выбранной роли,

- учим детей предварительно планировать будущую игру, выполнять определенные правила, соответствующие логике сюжета,

- учим действовать в воображаемых ситуациях с использованием разнообразных предметов – заменителей,

- формируем умение пересказывать содержание игры, высказывать отношение к персонажам,

- используем игру в воспитании положительных личностных качеств.

Методические приемы:

  1. Обыгрывание новых игрушек.
  2. Показ игровых действий лишь воспитателем и с привлечением детей.
  3. Участие воспитателя в игре в главных и второстепенных ролях.
  4. Совместная игра с ребенком.
  5. Отражение игровых действий.
  6. Копирование игровых действий и перенос их в другую игру.
  7. Наблюдение в быту и в учебной деятельности.
  8. Иллюстрация сюжета игры (картинки, схемы).
  9. Оценка игры в целом и отдельных действий ребенка.
  10.  Самостоятельные действия по словесной инструкции.
  11. Чтение художественного текста с последующим игровым воспроизведением прочитанного.
  12.  Организация совместной многоролевой игры.
  13.  Самостоятельные действия ребенка с опорой на помощь педагога.
  14.  Организация игры драматизации по знакомой сказке или рассказу.
  15.  Предварительное оговаривание сюжета игры и развитие замысла.
  16.  Активизация жизненного опыта детей.

Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры в старшей группе: «Столовая», «Семья», «Поликлиника», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Театр», «Ателье», «Магазин», «Библиотека», «Вокзал», «Почта» и т. д.

Использование сюжетно – ролевой игры имеет огромное значение для формирования коммуникативных навыков взаимодействия у старших дошкольников:

- расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;

- формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно – ролевых играх;

- осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были изучены теоретические основы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно – ролевой игре. Исследование подтвердило, что игра является средством всестороннего развития ребенка. Были установлены характерные особенности сюжетно – ролевой игры, основные ее компоненты. Также изучили организацию игровой деятельности детей в современном детском саду.

Провели экспериментальную работу по выявлению коммуникативных навыков у детей старшего возраста в сюжетно – ролевой игре, где выяснили, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют игрушки - заместители. Не всегда придерживаются правил игры.

Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что сюжетно – ролевая игра является особым видом деятельности дошкольников, ее развитие зависит от знаний, умений и навыков полученных в других видах деятельности.

В сюжетно – ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных навыков взаимодействия. В первую очередь, способность осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, то есть разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра становится по – настоящему коллективной.

Взаимодействие со сверстниками благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле. Неблагополучие в сфере общения мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно.

Выполнение правил в игре – это как бы упражнение в отношениях с другими людьми, помогающее осознавать свои обязанности.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – Москва, 2009

2 Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – Издательство «Аркти». – Москва, 2003

3 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

4 Венгер Л.В. Психология дошкольника. – Москва: Просвещение, 1975

5 Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975

6 Комлик Л.Ю, Особенности организации игровой деятельности в группе детского сада // Методические указания . – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004

7 Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008

8 Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2005. - №2

9 Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966

10 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976

11 Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973

12 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978

13 http://dohcolonoc.ru/ «Дошколенок.Ру». Сайт для воспитателей детских садов

14 http://nsportal.ru/ «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Старшие дошкольники (5 – 7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии.

Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)

Таблица 1 Методика изучения и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

п/п

Ф. И. - ребенка

Ксения А.

Элина И.

Рамазан М.

Сабина Ф.

Амир В.

Аделия В.

Ислам З.

Лиза К.

Данияр С.

Элиза С.

Влада С.

Рустам Ф.

Сабина Х.

Наиля Ш.

Максим Ф

Тимур М.

Амелина Ф.

Альмира Ш.

1

Ксения А.

+

+

-

-

-

2

Элина И.

+

+

-

-

-

-

3

Рамазан М.

+

+

-

+

-

4

Сабина Ф.

+

+

-

+

-

+

5

Амир В.

+

+

+

6

Аделия В.

-

+

-

7

Ислам З.

+

+

+

-

8

Лиза К.

+

+

+

-

9

Данияр С.

+

+

-

10

Элиза С.

+

+

+

-

11

Влада С.

-

+

+

+

12

Рустам Ф.

+

+

-

13

Сабина Х.

+

+

14

Наиля Ш.

+

-

+

-

15

Максим Ф

+

+

+

16

Тимур М.

+

+

-

17

Амелина Ф.

+

+

18

Альмира Ш.

-

+

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2 Уровень развития коммуникативных навыков до и после проведения формирующего этапа эксперимента

п/п

Ф. И. - ребенка

Распределение

ролей

Ролевое поведение

Основы

содержания игры

Использование ролевой речи

Выполнение

правил

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов - заместителей

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

1

Ксения А.

+

+

+

+

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

+/-

+

2

Элина И.

+

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+

+

+/-

+/-

+/-

+

3

Рамазан М.

+

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

+/-

+/-

4

Сабина Ф.

+

+

+

+

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

+/-

+

5

Амир В.

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

-

+/-

6

Аделия В.

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

-

+/-

7

Ислам З.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

Лиза К.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

Данияр С.

+/-

+/-

+

+

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

-

+

10

Элиза С.

-

+/-

+/-

+/-

-

+/-

-

-

-

+/-

-

+/-

-

+/-

11

Влада С.

-

+/-

+/-

+/-

-

+/-

-

-

-

+/-

-

-

-

-

12

Рустам Ф.

+

+

+/-

+

+

+

-

-

+

+

+/-

+

-

-

13

Сабина Х.

+/-

+/-

+/-

+

-

+/-

-

+/-

+/-

+/-

-

+/-

-

+/-

14

Наиля Ш.

+

+

+

+

+/-

+

-

+/-

+/-

+

-

+/-

+/-

+

15

Максим Ф

-

+/-

-

+/-

-

-

-

-

-

+/-

-

+/-

-

-

16

Тимур М.

-

-

-

+/-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

17

Амелина Ф.

-

-

-

+/-

-

-

-

-

-

+/-

-

-

-

-

18

Альмира Ш.

-

-

-

+/-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Таблица 3 Итоги диагностического исследования коммуникативных навыков до и после проведения эксперимента

до проведения эксперимента

после проведения эксперимента

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

17 %

30 %

53 %

30 %

51 %

19 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по формированию гуманных отношений между детьми в группе детского сада.

Игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитость с ним....

Консультация для родителей " Отношения между детьми в группе детского сада"

Когда ребенок «дорастает» до детского сада и начинает его посещать, он попадает в сообщество детей-сверстников. Теперь он общается не с близкими родственниками, а взаимодействует с другими...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада.

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада....

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада».

Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей его социал...