Ребенок открывает мир эмоций
статья
Оказывается, желание родителей иметь ребенка является самым главным фактором в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка.
Поэтому, насколько позитивным был пубертатный период развития ребенка, от этого зависит вся его дальнейшая жизнь.
Но, с появлением ребенка в семье, родителям необходимо общаться с ребенком. Общение заключается не только в словесном контакте, но и в эмоциональных проявлениях, тактильных, голосовых и интонационных проявлениях.
В данной статье Вы найдете особенности эмоционального мира ребенка. Узнаете, как влияют родительские установки на эмоциональное развитие детей.
А также мы приводим Тест на определение эмоционального благополучия ребенка "Рисунок семьи" с интерпретацией В.К. Лосевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_otkryvaet_mir_emotsiy.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
- Ребенок открывает мир эмоций
ОГЛАВЛЕНИЕ
1)Родительские ожидания как фактор формирования психо-эмоциональной структуры личности ребенка. 2
2)Ранние этапы эмоционального развития. 2
4)Особенности эмоционального мира дошкольника. 4
5)Влияние родительских установок на эмоциональное развитие детей. 4
6)Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка. 7
- Родительские ожидания как фактор формирования психо-эмоциональной структуры личности ребенка.
Осознанное желание родителей иметь ребенка является самым главным моментом в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят и ждут» - эта формула, записанная в подсознании, определяет не только развитие, но и вест жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». Таких детей легко отличить: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педагогов, - они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив – демонстративность, капризность, неуправляемость.
Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются – почему он такой, что мы делаем не так? Тогда возникает вопрос, не было ли у родителей серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие, с горечью и грустью в глазах сознаются: «Да, такое было». Глубокое сознание этого момента и его принятие дает серьезный толчок в диагностике психо-эмоциональных нарушений у детей и помогает выбрать правильные и эффективные методы коррекции. Хочется пожелать будущим родителям, ХОТИТЕ И ЖДИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!
- Ранние этапы эмоционального развития.
Но вот малыш и дома, трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им попадаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал.
Плач – это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т.д. А задумываются ли родители, что плач – это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания в понимании. Что же делают родители, когда малыш начинает плакать – берут ли на рука и ласкают, утешают или же, следуя строгим предписаниям, кидаются менять пеленки, приучить к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающими – тактильные, телесные контакты. А много ли родители разговаривают с малышом, успокаивают, говорят, что любят и понимают его в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов, грубые разговоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополучные отношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения детских эмоциональных проблем.
- Кризис трех лет.
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно, При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т.е. кризисы - это переходы между стабильными периодами.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, напротив, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Как помочь ребенку выйти из кризисного состояния, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степенно проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
- Особенности эмоционального мира дошкольника.
Успешно миновать кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей.
Дитя умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребенок спрашивает обо всем, что ему интересно: «А почему на небе звезды? А кто их туда набросал?» «А откуда я взялся? А люди кем были раньше? Если люди из обезьян, то почему же бабушка не обезьяна?». Смешно, интересно, радостно общаться в это время с детьми, помогать им разобраться в сложных премудростях жизни и ее явлений. А вот и ответы: «Вырастешь – узнаешь», «Ты утомляешь меня», «Спроси у воспитателя» - это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечивание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, формирование недоверчивости и отчужденности по отношению к родителям. А отсюда а конфликты: «Ты что, Вася, меня не понимаешь? Почему ты не делаешь так, как я тебе говорю?»
- Влияние родительских установок на эмоциональное развитие детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Очевидно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» и т.д.
Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны («Курить вредно!» - хочу и курю!).
Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость – глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите вашему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки Сказав это, «Сильные люди не плачут». «Думай только о себе, не жалей никого». «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)».
«Дурачок ты мой!» «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…» «Не будешь слушаться – заболеешь». «Яблоко от яблоньки недалеко падает». «Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» «Не твоего ума дело…» «Бог тебя накажет!..» «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет». «Не верь никому, обманут!..» «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!» «Ты всегда это делаешь хуже других…» «Ты всегда будешь грязнулей!» «Женщина глупее мужчины…» «Ты плохой!» «Будешь букой – один останешься». «Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…» | Позитивные установки исправьтесь: «Поплачь, легче будет». «Сколько отдашь – столько и получишь». «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!». «В тебе все прекрасно…» «Какое счастье, что ты у нас есть!» «Каждый сам выбирает свой путь». «Ты всегда будешь здоров!». «Что посеешь, то и пожнешь». «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя». «Твое мнение всем интересно». «Бог любит тебя!» «Кушай на здоровье!» «Выбирай себе друзей сам…» «Как ты относишься к людям, так и они к тебе». «Как аукнется, так и откликнется». «Каждый может ошибаться! Попробуй ещё!». «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Чистота – залог здоровья!». «Все зависит от человека…» «Я тебя люблю любого…» «Люби себя и другие тебя полюбят». «Все в этой жизни зависит от тебя». |
Все эти слова закрепляются в подсознании ребенка, стоит обратить внимание на то, что вы говорите ребенку, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова вызывают лучшие чувства и эмоции:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения ,которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
- Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка.
Тест служит осознанию восприятия ребенком окружающего мира, пониманию внутреннего мира ребенка, его видение семьи и взрослых.
С 5 лет можно проводить рисуночный тест «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-особому оценивают поведение родителей, видя, казалось бы, то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают аналогичные взрослым выводы.
Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятые и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.
Нами даны правила интерпретации рисунка, разработанные известным в нашей стране и за рубежом психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, которые не доставят большой сложности для проведения теста родителями и педагогами.
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», - очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно попросить нарисовать семью зверушек.
Ребенок очень тонко улавливает особенности распределения семейных ролей.
А вот и правила интерпретации:
ПРАВИЛО 1
В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.
Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это может означать:
- Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще не нарисую его».
- Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
ПРАВИЛО 2
Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:
- Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».
- Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».
ПРАВИЛО 3
Размер изображаемого персонажа или предмета выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем занимают в данный момент в душе ребенка.
Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.
ПРАВИЛО 4
После того, как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея.
ПРАВИЛО 5
Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях.
Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем – так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.
Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственные усилия.
ПРАВИЛО 6
Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто – ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех в семье расположен тот, чья власть в семье минимальна.
ПРАВИЛО 7
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он и нарисует рядом друг с другом.
ПРАВИЛО 8
Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
ПРАВИЛО 9
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.
ПРАВИЛО 10
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.
Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.
ПРАВИЛО 11
Голова – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.
Глаза – не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач – это первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза – «орган» выражения печали и просьбы от эмоциональной поддержке.
Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожны, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.
Персонажи с глазами «точками» или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.
ПРАВИЛО 12
Уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
ПРАВИЛО 13
Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругать, обижать. Поэтому рот – это еще и «орган» нападения.
Персонаж с большим и (или) заштрихованным ртом воспринимается как источник угроза. Если рта вообще нет или он «точкой», «чертой» - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.
ПРАВИЛО 14
Шея – символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Ребенку кажется, что взрослые требуют от него большей способности «держать себя в руках», сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей чаще шея есть – «им можно не сдерживать себя», «они могут делать, что хотят», они, по мнению ребенка, уже воспитаны.
Думающий так ребенок очень хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).
ПРАВИЛО 15
Функции рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способным что-то делать, менять.
Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке – в сфере общения с близкими, в семье, если на правой – в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. Чем значительнее и могущественнее персонаж воспринимается ребенком, тем больше у него руки.
ПРАВИЛО 16
Ноги – для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая – в мире близких эмоциональных контактов.
Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног и вы увидите, у кого опора тверже.
ПРАВИЛО 17
Солнце на рисунке – символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
Изображение большого количества мелких предметов – фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шарфы, пуговицы, окна) символизируют у ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.
В своем путешествии по этапам раннего эмоционального развития ребенка мы не случайно задержались на возрасте 4-6 лет. Именно здесь родители и педагоги начинают отслеживать появление эмоциональных проблем у детей, которые уже беспокоят взрослых и начинают мешать ребенку общаться и спокойно радоваться жизни: это и агрессивность, и замкнутость, и страхи, и конфликтность.
Помочь ребенку в развитии позитивных эмоций - задача предлагаемых игр и упражнений.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Лучшие игры для детей от 2 до 7 / Сост. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. – СПб, 2001.
- Чистякова М.И, Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок открывает мир искусства
Знакомство с натюрмортом,с книжной графикой,с репродукциями картин художников....
из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"
Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».
Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...
"Ребенок открывает мир природы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника или Как помочь ребенку научиться свои эмоции и эмоции окружающих
В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро...
Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...
Сад эмоций - буклет "Если ребенок проявляет негативные эмоции"
Буклет для работы с родителями...