Работа с родителями по подготовке детей к школе по ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, я бы хотела с вами поделиться опытом работы нашего детского сада работы с родителями в условиях ФГОС
Хотелось бы начать выступление с таких слов:
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Одним из направлений работы детского сада в целом и воспитателей в частности является взаимодействие с семьями воспитанников. В законе «Об образовании» РФ написано, что родители являются непосредственными участниками образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Ответственность за воспитание детей в первую очередь ложится на родителей, а все остальные общественные институты (детский сад, школа и другие) должны помогать им, дополняя их воспитательную деятельность.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при взаимодействии ДОУ и семьи.
Надо сказать, что современные родители в большинстве очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании своих детей, но с другой стороны, у них для этого не хватает времени, а иногда и компетенции в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Поэтому, чтобы достигнуть главной цели – воспитания гармонично развитого, здорового ребенка, очень важно установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Существует много форм и методов работы с родителями. В работе в своей группе мы используем как традиционные, так и новые. Одним из первых и самых важных методов является установление личностного контакта. Происходит это во время утренних и вечерних бесед, совместных мероприятий. Во время этих бесед мы рассказываем родителям в первую очередь о достижениях и успехах детей, создавая положительный образ ребенка. Когда родители чувствуют доброжелательное, заинтересованное отношение к их ребенку, тогда и проблемы воспринимаются более адекватно и решаются быстрее. Также решаются практические вопросы, передача информации и т. д. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя. Когда возникают более доверительные отношения родителей к педагогам, родители сами просят совета, делятся проблемами, касающихся воспитания ребенка.
Для передачи родителям педагогических знаний используются индивидуальные консультации, в которых мы разговариваем на темы, интересующие отдельных родителей, или обращаем внимание родителей на конкретные вопросы, касающихся их ребенка.
Ребенок в 6-7 летнем возрасте очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на этот или иной вопрос. Я советую в таком случае не делать вид, что вы очень заняты, или просто игнорировать вопрос, лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить на этот вопрос, но постараетесь узнать и потом расскажете. Слово свое обязательно сдержите. Одним из источников знаний (вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе) является научно-популярная литература: энциклопедии, книги о природе, жизни растений и животных.
Важным источником знаний, механизмов развития познавательной деятельности являются разного рода дидактические игры. Познавательная деятельность дошкольника имеет свои отличия: ему уже важен не только конечный результат (хотя и это очень значимо), но и сам процесс, ход деятельности, способ выполнения задач. И это имеет большое значение, так как осознание деятельности и является начальной формой необходимой в дальнейшем учебной деятельности.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко-координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки и зрения при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе). Для этого я предлагаю родителям несколько заданий, чтобы они могли заниматься с ребенком дома.
Каждый раз напоминаю родителям, что любые знания, любая новая деятельность, любое обучение будет доступно и интересно ребенку, если их организовать в форме игры. Почему? Потому что в дошкольном возрасте именно в игре (дидактические, сюжетно-ролевые игры) концентрируются все процессы развития психики.
В игре ребенок обнаруживает и оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, ребенок учится осмысленно ориентироваться в своих переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка
Интересную и полезную информацию для родителей оформляем в виде папки-передвижки. Стараемся постоянно обновлять информацию о том, чем занимаются дети на занятиях.
Во время родительских собраний обсуждаем не только организационные вопросы, но и интересные и полезные для родителей темы. Чтобы помочь родителям высказать свое мнение, используем игровые приемы, а также показываем презентации по данной теме.
Наверное, самыми любимыми и интересными мероприятиями для родителей и детей в детском саду являются праздники. Мы стараемся привлечь родителей к подготовке и участию в праздниках, чтобы они были не только благодарными зрителями, но и активными участниками.
Мы также сотрудничаем с родительским комитетом группы. Наши родители всегда идут нам на встречу, чтобы дети могли в саду не только успешно заниматься, но и интересно проводить свободное время.
Мы стараемся использовать не только традиционные, но и более новые формы работы с родителями: мастер-классы, фотовыставки, выставки, на которых родители представляют свои работы. Также родители помогают нам в оформлении группы, создании предметно-развивающей среды, изготовлении игрушек и пособий своими руками.
В работе с семьей важно помнить, что каждый ребенок – уникальная личность, поэтому недопустимо сравнение. Нужно проявлять понимание, деликатность, такт, учитывать точку зрения и пожелания родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
- размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
- повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы в будущем они успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. А это возможно только при взаимодействии семьи и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с родителями по подготовке детей к школе."
Как начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки этих и других вопросов волнуют не тольк...
Основные направления в работе с родителями при подготовке детей к школе.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. (Ж.-Ж. Руссо)...
Презентация "План работы с родителями о подготовке детей к школе"
Перспективный план работы с родителями по подготовке детей к школе:- Темы родительских собраний- Анкеты для родителей- Консультации для родителей- Практические материалы...
План работы с родителями по подготовке детей к школе
Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед де...
Консультация для педагогов ДОУ «Работа с родителями по подготовке детей к школе»
Как начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки этих и других вопросов волнуют не только специалистов, но и родителей. Едино...