Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Прогулки в сентябре
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы | «Третий лишний» - учить соблюдать правила игры; - развивать ловкость и быстроту бега | «Чье звено скорее соберется?» - упражнять в беге на скорость | Уборка участка детского сада от опавших листьев | Совершенствовать прыжки с продвижением вперед |
2 | Наблюдение за крапивой Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях | «Совушка». - учить ориентироваться в пространстве; — развивать интерес к игре | «Кто самый меткий?» - упражнять в метании | Уборка мусора возле своего участка | И/у «Чудесный мешочек» - Закреплять знания детей об овощах и фруктах |
3 | Наблюдение за разными видами транспорта Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении | «Цветные автомобили» - развивать умение бегать не сталкиваясь | «Иголка, нитка, узелок» - развивать внимание, ловкость | Коллективная работа на клумбе | Закреплять умение прыгать на одной ноге |
4 | Наблюдение за пауком Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях | «Сокол и голуби» - учить детей бегать с увёртыванием | «Добеги и прыгни» - упражнять в прыжках в длину | Сбор семян цветов | Д/и «Скажи наоборот» - закреплять умения подбирать слова противоположные по значению |
5 | Наблюдение за одуванчиком Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением - одуванчиком | «Быстрей по местам» - развивать умение ориентироваться в пространстве | «Весёлый мяч» - упражнять в перебрасывании мяча друг другу | Сбор листьев одуванчика для животных уголка природы | Учить прыжкам через скакалку |
6 | Наблюдение за муравьем Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях | «Тише едешь – дальше будешь» - развивать быстроту реакции | «По тропинке из листьев» - упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости | Собрать букет из осенних листьев | Д/и «Найди отличия» - развивать наблюдательность |
7 | Наблюдение за грузовым автомобилем Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового | «Горелки» - учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя | «Подскоки» - упражнять в умении двигаться подскоками | Уборка опавших листьев | И/У «По порядку» - упражнять в порядковом счёте |
8 | Наблюдение за кошкой Цель: закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки | «Кот и мыши» - учить двигаться согласно тексту игры | «Кто дольше простоит на одной ноге?» - учить быстро действовать при потере равновесия | Уборка веточек и камешков на участке | И/у «Узнай по описанию» - развивать воображение |
9 | Наблюдение за цветами на клумбе Цель: показать разнообразие цветов | «Мы – весёлые ребята» - учить выполнять движения согласно тексту игры | «Подбрось - поймай» - упражнять в подбрасывании мяча | Помощь при обновлении песка в песочнице | Улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания) |
10 | Наблюдение за дождём Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе | «Самолёты» - развивать умение бегать не сталкиваясь | «Ручеёк» - упражнять в умении двигаться согласованно | Сбор осенних листьев для гербария | Развивать выразительность речи при чтении стихов |
11 | Наблюдения за деревьями Цель: закреплять знания названий деревьев | «Раз, два, три – к дереву беги» - развивать внимание, быстроту реакции | «В две колоны становись!» - упражнять в перестроении в две колоны | Сбор каштанов для ручного труда | Д/и «Что к чему?» - развивать память, внимание |
12 | Наблюдение за работой дворника Цель: формировать представления о труде взрослых | «Карусель» - развивать ритмичность и согласованность движений | «Приседания» - упражнять в приседаниях из положении пятки вместе, носки врозь | Подметание дорожек детского сада | И/у «Не ошибись» - закреплять умение считать количественным счётом |
13 | Наблюдение за насекомыми Цель: закрепить названия, внешние признаки | «Медведь и пчёлы» - учить залезать и слезать на гимнастическую стенку | «Пройди и не задень» - упражнять в ходьбе между предметами | Сбор и засушка листьев для украшения группы | Упражнять в правильном перепрыгивании через шнур |
14 | Наблюдение за ветром Цель: учить по качающимся макушкам деревьев определять силу ветра | «Свободное место» - развивать ловкость, быстроту реакции | «Попрыгунчик» - упражнять в отбивании мяча о землю | Сбор плодов и семян растений для поделок | И/у «Радуга» - закрепить знания основных цветов и оттенков |
15 | Наблюдение за птицами Цель: закрепить знания о перелётных птицах | «Гуси - лебеди» - развивать выдержку, ловкость | «Утята» - упражнять в ходьбе полуприсяди | Помощь малышам в уборке участка | И/У «Бывает – не бывает» - развивать мышление |
Прогулки в октябре
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за работой дворника Цель: расширять знания о труде взрослых осенью | «Хитрая лиса» - развивать быстроту бега, ловкость | «Змейка» - упражнять в беге между предметами | Сбор сухих семян ясеня, клена для изготовления игрушек из природного материала | Д/и «Времена года» - закрепить признаки времён года |
2 | Наблюдение за легковым автомобилем Цель: научить понимать значение и функции автомобиля | «Самолеты» - развитие двигательной активности детей | «Не оступись» - упражнять в перешагивании через предметы | Сбор ягод рябины, боярышника для ручного труда (изготовление бус) | И/у «Угадай кто?»развивать фонематический слух |
3 | Наблюдение за подорожником Цель: знакомить с лекарственным растением подорожником | «Салки с мячом - развивать умение выполнять движения по слову | «Метко в цель» - упражнять в метании | Помощь дворнику в засыпке песка в песочницу малышей и на своем участке | И/у «Назови ласково» -учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом |
4 | Наблюдение за рябиной Цель: продолжать знакомить детей с рябиной. | «Найди себе пару» - развивать внимание и быстроту реакции | «Сбей кеглю» - упражнять в меткости | Уборка листьев и сухих веток на участке | И/У «Когда это бывает?» - развивать мышление |
5 | Наблюдение за светофором Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов | «Цветные автомобили» - развивать внимание, организованность и быстроту реакции | «Кто быстрее до флажка?» - упражнять в быстроте бега | Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой | И/у «Осенние листья» - расширять знания детей о деревьях |
6 | Наблюдение за осиной Цель: ознакомить с деревом - осиной, ее строением, листьями | «Мышеловка» - развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость | «Весёлый мяч» - упражнять в перебрасывании мяча друг другу | Сбор семян дуба для уголка природы | И/у «Чудесный мешочек» - Закреплять знания детей об овощах и фруктах |
7 | Наблюдение цветами на клумбах Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием цветов | «Горелки» - учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя | «Ручеёк» - упражнять в умении двигаться согласованно | Уборка участка от веток и листьев: «Кто больше соберет веток» | Развивать умение прыгать через скакалку |
8 | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цель: уточнить знания детей об основных признаках осени и осенних изменениях в природе | «У медведя во бору» - развивать умение следовать тексту игры | «Подскоки» - упражнять в умении двигаться подскоками | Сбор природного материала для пособий и занятий | И/у «» Как поёт ветер -- закреплять произношение звука «в» |
9 | Наблюдение за осадками происходящими осенью – дождь, туман, первые заморозки Цель: уточнить знания детей об осенних осадках | «Гуси – лебеди» - развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли | «Прокати и не задень» - упражнять в прокатывании мяча между предметами | Очистка клумб от веток, корней, рыхление земли на клумбе | «Шнурочки» - развивать моторику пальцев рук |
10 | Наблюдение за воробьями Цель: уточнить знания детей о зимующих птицах | «Воробышки и кот» - учить детей мягко спрыгивать с возвышенности, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга | «Передай мяч» - упражнять в передаче мяча | Подбор сухих листьев для плетения венка (показ, обучения) | Развивать умение отбивать мяч о пол двумя руками |
11 | Наблюдение за изменением освещенности в течении дня, продолжительности дня Цель: закрепить признаки осени | «День и ночь» - развивать выдержку, быстроту реакции | «Ровным кругом» - упражнять в ритмических движениях | Подкормка птиц на участке | И/у «Какой день?» -расширять словарный запас детей |
12 | Наблюдение за птицами Цель: закрепить знания о перелётных птицах | «Перелет птиц» - развивать внимание, быстроту бега | «Утята» - упражнять в ходьбе полуприсяди | Сбор каштанов Для поделок | Д/и «Что лишнее» -закрепить знания детей обобщающих слов |
13 | Наблюдения за деревьями Цель: закреплять знания названий деревьев | «Воротца» - развитие ловкости и быстроты реакции. | «Повороты» - упражнять в поворотах «направо», «налево» | Сбор семян клена для уголка природы | Д/и «Чего не стало» - развивать зрительную память |
14 | Наблюдение за дождём Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе | «Мы – весёлые ребята» - учить выполнять движения согласно тексту игры | «Угадай, кто?!» - упражнять в выполнении подражательных движений | Сбор камушков для игр на улице | «С кочки на кочку» - учить прыгать на двух ногах с продвижением в перёд |
15 | Наблюдение за насекомыми Цель: углублять знания детей о поведении насекомых осенью | «Свободное место» - развивать ловкость, быстроту реакции | «Ровный круг» - упражнять в беге и ходьбе ровным кругом | Окапывание кустарников на участке | И/У «По порядку» - упражнять в порядковом счёте |
Прогулки в ноябре
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за изменениями в живой природе Цель: закрепить признаки осени, дать понятие «поздняя осень» | «Горелки». Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры. | «Метко в цель»- развивать глазомер | Сбор семян деревьев для подкормки птиц | Д/и «Осенние слова» - упражнять в подборе прилагательных |
2 | Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах | «Собачка и воробьи» - закрепить знания детей о характерных движениях птиц | «Часовой» - учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений | Уборка опавшей листвы на участке | «Коснись мяча» -закреплять умение бросать и ловить мяч |
3 | Наблюдение за собакой Цель: закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде | «Перебежки-догонялки» - учить согласовывать свои действия с действиями товарищей | Развитие движений -закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков | Помощь дворнику в закрывании песка в песочнице | Д/и «Времена года» - развивать логику, мышление |
4 | Наблюдение за березой Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года | «Затейники» - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко | «Метание шишек левой и правой рукой» - развивать меткость | Сбор камушков для игр на улице | И/у «Найди отличия» - развивать внимание |
5 | Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью» Цель: расширять знания о специальном транспорте - «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей | «Не упади». - закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками | «Пройди по кривой дорожке» упражнять в удерживании равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности | - Подкормка птиц на участке | «С кочки на кочку» -упражнять в прыжках |
6 | Наблюдение за первым снегом Цель: уточнить, почему тает первый снег | «Перебежки» - упражнять в быстроте и ловкости | «Не оступись» - упражнять в перешагивании через предметы | Уборка первого снега на участке | Рисование на мокром песке- развивать мелкую моторику рук |
7 | Наблюдение за дождливой погодой Цель: познакомить с особенности поздней осени - дождливой погодой | «Удочка» - научиться перепрыгивать через скакалку | «Ровный круг» - упражнять в беге и ходьбе ровным кругом | Помощь малышам в подготовке игровой площадке к зиме | Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» - развивать мелкую моторику рук |
8 | Наблюдение за тополем Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель) | «Раз, два, три – к дереву беги» - развивать внимание, быстроту реакции | «Угадай, кто?!» - упражнять в выполнении подражательных движений | Уборка участка «Давайте сделаем участок чистым» | И/у «Сравни» - сравнение веток разных деревьев |
9 | Наблюдение за ветром Цель: научить определять силу ветра | «Самолёты» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга | Упражнять в запрыгивании в круг и выпрыгивании из круга | Сбор ягод рябины, бузины для подкормки птиц | Пальчиковая гимнастика «Осень» - развитие мелкой моторики рук |
10 | Наблюдение за небом и облаками Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы | «День - ночь» - развивать пространственную ориентацию | «Подпрыгни высоко» - упражнять в высоком подпрыгивании | Изготовление и вывешивание кормушек для птиц | Д/и «какое небо» - учить подбирать относительные прилагательные |
11 | Наблюдение за ивой Цель: продолжать знакомство с кустарниками и деревья нашей местности, их разновидностями | «Поймай грибок» - упражнять в беге в рассыпную с увёртыванием | «В две колоны становись!» - упражнять в перестроении в две колоны | Сбор камушков и выкладывание узоров на земле | И/у «Найди дерево» - закрепить название деревьев |
12 | Наблюдение за солнцем Цель: познакомить с понятием «продолжительность дня» | «Горелки» - учить соблюдать правила игры | «Мяч к солнышку - подбрасывание мяча и ловля его | Сбор семян деревьев (клена, ясеня) для птиц | Д/и «Ласковые слова» - упражнять в образовании сущ-х с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
13 | Наблюдение за увядшими растениями Цель: уточнить изменения в неживой природе происходящие на земле | «Мой весёлый звонкий мяч» - научить детей подпрыгивать на двух ногах | Упражнять в отбивании мяча от земли | Утепление молодых деревьев сухими листьями | Д/и «наоборот» - научить подбирать антонимии к словам |
14 | Наблюдение за осенними цветами Цель: закрепить название осенних цветов | «Вейся венок!» - учить водить хоровод | Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд | Уборка веток и камней на участке | Пальчиковая гимнастика «Цветы» - развитие мелкой моторики рук |
15 | Наблюдение за работой дворника Цель: подчеркнуть значимость работы дворника | «По ровненькой дорожке» - выполнять движения в соответствии с текстом | «Пройди и не упади» - упражнять в удерживании равновесия | Уборка дорожек детского сада | Д/и «Что делает?» - подбирать глаголы к существительному дворник |
Прогулки в декабре
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за сезонными изменениями Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) | «Салочки - выручалочки» - учить бегать не сталкиваясь друг с другом | «Метание шишек левой и правой рукой» - развивать меткость | Уборка снега на участке | И/у «Составь узор из льдинок» - развивать мелкую моторику рук |
2 | Наблюдение за птицами зимой Цель: формировать представление о жизни птиц зимой | «Собачка и воробьи» - закрепить знания детей о характерных движениях птиц | Упражнять в прыжках с пенёчков | Подкормка птиц на участке малышей и на своем участке | И/у «Кто как поёт?» - закрепить звукопроизношение голосов птиц |
3 | Наблюдение за состоянием природы Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы | «Затейники» - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко | «Пройди и не упади» - упражнять в удерживании равновесия | Замораживание цветных льдинок для себя и для малышей | Д/и «Что изменилось?» - развивать внимание |
4 | Наблюдение за тополем Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму | «Горелки» - учить соблюдать правила игры | «Мяч к солнышку - подбрасывание мяча и ловля его | Изготовление и вывешивание кормушек для птиц | Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» - развитие мелкой моторики |
5 | Наблюдение за работой дворника Цель: продолжать наблюдение за работой дворника | «Перебежки» - упражнять в быстроте и ловкости | Упражнять в перепрыгивании через очищенную дорожку | Разбрасывание песка на скользкие дорожки | Пальчиковая гимнастика «Снегопад» - развитие мелкой моторики |
6 | Наблюдение за синицей Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым | «Зимние забавы» - развивать координацию речи с движением | «Птичка 1, птичка 2» - упражнять в ритмических движениях | Сбор снега в кучки для зимних построек | «Назови одним словом» - закрепить обобщающие слова |
7 | Наблюдение за домашними животными зимой Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года | «Лохматый пёс» - учить бегать, не попадаясь ловящему | Упражнять в запрыгивании в круг и выпрыгивании из круга | Поливка водой ледяной горки | Пальчиковая гимнастика «Пирог» - развитие мелкой моторики |
8 | Наблюдение за снегопадом Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении снегопаде | «Снег кружится» - соотносить собственные действия с действиями товарищей | «Пройди по кривой дорожке» упражнять в удерживании равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности | Сметание снега со столов и скамеек на участке. | И/у «Выложи сам» - выкладывание снежинок палочками |
9 | Наблюдение за елью на участке Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от других деревьев | «Беги к тому, что назову» - закрепить название деревьев | «Друг за другом» - упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке | Сбор снега в кучки для снежного вала | Д/и «Найди дерево» - закрепить название деревьев» |
10 | Наблюдение за морозным солнечным днём Цель: формировать представление о зим | «Два мороза» - учить бегать врассыпную | Упражнять в прыжках на одной ноге с чередованием | Уборка сломанных веток, палочек. | Пальчиковая гимнастика «Снеговик» - развитие мелкой моторики |
11 | Наблюдение за ветром Цель: закрепить понятия «метель», «вьюга» | «Самолёты» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга | Упражнять в скольжении по ледяной дорожке | Самостоятельное развешивание ледяных игрушек на деревьях | И/у «Выложи сам» - развивать фантазию |
12 | Наблюдение за снегом Цель: знакомить со свойствами снега | «Цепи кованные» - воспитывать чувство товарищества | Упражнять в метании снежков – развивать глазомер | Подкормка птиц ягодами бузины, рябины, боярышника. | Д/и «Придумай предложение со словом снег» |
13 | Наблюдение за деревьями Цель: закрепить берёзу и ель, разобрать отличительные признаки | «Охотник» - бросание и метание снежков | «Метание в цель» - развивать меткость | Украшение участка к новому году | «Толще, выше» - учить описывать дерево |
14 | Наблюдение за одеждой людей Цель: сформировать представления о сезонной одежде | «Иголочка, ниточка, узелок» - учить ходить и бегать, меняя направления | Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд | Посыпка скользких дорожек песком. | И/у «Чья шуба, чья шапка, чей шарфик, чьё пальто?» - закреплять словообразование |
15 | Наблюдение за следами на снегу Цель: развивать внимание, научить различать следы птиц и зверей | «Казаки - разбойники» - учить ориентироваться на местности | «Пройти точно по следам» - развивать координацию движений | Устройство горки для игрушек | Д/и «Чьи следы» - развивать внимание |
Прогулки в январе
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за деревьями Цель: учить различать деревья по внешнему виду | «Поймай хвост» - научить бегать держась правой рукой за плеч о впереди стоящего | «Повороты» - упражнять в поворотах «направо», «налево» | Лепка снежных построек. | И/у «Найди отличия» - развивать внимание |
2 | Наблюдение в морозный, солнечный день Цель: сформировать у детей представление о зиме | «Салочки» - учить пятнать, не хватая детей | «Пройди- не упади» - упражнять в сохранении равновесия | Поливка снежных горок | Д/и «Что сначала, что потом» - закрепить знания о временах года |
3 | Наблюдение за транспортом Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт | «Паровоз» - учить двигаться в разном темпе | Упражнять в скольжении по ледяной дорожке | Уборка сломанных веток на участке | И/у «На шоссе» - развивать координацию слов с движениями |
4 | Наблюдение за ветром Цель: учить оценивать силу ветра | «Ловишки с ленточками» - учить уворачиваться от водящего | Упражнять в прыжках с места в длину | Лепка из снега крупных фигур (снежной бабы) | «Шнурочки» - развить мелкую моторику пальцев рук |
5 | Наблюдение за снегом Цель: продолжать знакомить со свойствами снега | «Снег кружится» - соотносить собственные действия с действиями товарищей | «Ровным кругом» - упражнять в ритмических движениях | Подкормка птиц семенами деревьев | Пальчиковая гимнастика «Снежок» - развитие мелкой моторики рук |
6 | Наблюдение за зимующими птицами Цель: учить наблюдать за повадками птиц | «Самолёты» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга | Упражнять в спрыгивании со ступеньки - упражнять в прыжках с высоты | Окапывание снегом деревьев и кустарников | Пальчиковая гимнастика «Кормушка» - развитие мелкой моторики рук |
7 | Наблюдение за зимними забавами детей Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек | «Зимние забавы» - развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки | Метание снежков в снежную корзину - развивать глазомер | Уборка сломанных веток на своем участке и на участке малышей | И/у «Составь узор из льдинок» - развивать мелкую моторику рук |
8 | Наблюдение за собакой Цель: познакомить с особенностями поведения собак | «Лохматый пёс» - учить бегать не попадаясь ловящему | Пройти по собачьим следам - упражнять в хождении по ограниченной поверхности | Сметание снега со скамеек, столов | Д/и «Назови собачку» - активизировать в речи клички животных |
9 | Наблюдение за небом Цель: учить описывать увиденное | «День- ночь» - развивать навыки пространственной ориентации | «Угадай, кто?!» - упражнять в выполнении подражательных движений | Посыпка скользких дорожек | Д/и «Что изменилось?» - развивать внимание |
10 | Наблюдение за работой дворника Цель: формировать желание приходить на помощь окружающим | «Дорожки» - учить бегать делая сложные повороты | «Пройди змейкой» - упражнять в ходьбе по кривой | Подкормка птиц на своем участке и на участке малышей | Д/и «Кому что нужно для работы» - закрепить знания о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда |
11 | Наблюдение в природе за свойствами льда Цель: познакомить с сезонным явлением- гололёдом | «Дед Мороз» - привить умение выполнять характерные движения | Упражнять в скольжении с горки | Замораживание цветных льдинок | Д/и «Какой лёд » - учить детей описывать лёд |
12 | Наблюдение за тем, как одеты люди Цель: видеть изменения в одежде людей в связи с погодой | «Платок» - развивать быстроту и ловкость | Упражнять в перелезании через сугробы | Украшение участка цветными льдинками | Д/и «Назови одним словом» - учить подбирать обобщающие слова |
13 | Наблюдение за сезонными изменениями Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) | «Пустое место» - развивать быстроту, ловкость | «Друг за другом» - упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке | Посыпание дорожек песком | Д/и «Отгадай- ка» - учить по описанию узнавать предмет |
14 | Наблюдение за изменениями в окружающем Цель: развивать наблюдательность | «Пустое место» - развивать быстроту, ловкость | Упражнять в скольжении по ледяной дорожке | Уборка снега на площадке | Д/и «Что изменилось» - развивать наблюдательность |
15 | Наблюдение за снегопадом Цель: формировать представление о разнообразии снежинок | «Тише едешь - дальше будешь» - развивать быстроту реакции | Упражнять в метании снежков в даль левой и правой рукой | Расчистка игрового оборудование от снега | И/у «Найди различия» - развивать внимание |
Прогулки в феврале
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цель: учить различать характерные приметы конца зимы | «Хитрая лиса» - развивать ловкость, быстроту бега | Упражнять в скольжении, учить приседать во время скольжения | Помощь дворнику в расчистке дорожек | Д/и «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова |
2 | Наблюдение за ивой Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям | «Собака и воробьи» - развивать умение ориентироваться в пространстве | «Друг за другом» - упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке | Укрытие почвы на клумбах снегом (после вьюжной ветреной погоды). | Д/и «Найди дерево» - закреплять умение узнавать деревья по внешнему виду |
3 | Наблюдение за легковым автомобилем Цель: продолжать различать автомобили по назначению | «Цветные автомобили» - развивать внимание, умение бегать не сталкиваясь | «Сбей кеглю» - упражнять в меткости | Уборка растаявшего снега на своем участке | Д/И «Было – не будет» - упражнять в умении образовывать глаголы будущего и прошедшего времени |
4 | Наблюдение за ветром Цель: формировать понятие «метель», учить определять направление ветра | «Зимние забавы» - развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки | «Ровным кругом» - упражнять в ритмических движениях | Уборка сломанных веток на участке | Конкурс на лучшую фигуру из снега - развивать умение лепить простые фигурки |
5 | Наблюдение за сосульками Цель: закреплять знания о различном состоянии воды | «Два мороза» - учить бегать врассыпную | Упражнять в прыжках на одной ноге с чередованием | Лепка снеговика, медведя, зайчика | И/у «Составь узор из льдинок» - развивать мелкую моторику рук |
6 | Наблюдение за пешеходной дорожкой Цель: закрепить знания о правилах перехода проезжей части дороги | «Ловишки с ленточками» - учить уворачиваться от водящего | Упражнять в прыжках с места в длину | Разукрашивание построек | И/у «Выложи сам» - развивать фантазию |
7 | Наблюдение за рябиной Цель: продолжать наблюдать за рябиной зимой | «Раз, два, три – к дереву беги» - развивать внимание, быстроту реакции | «Угадай, кто?!» - упражнять в выполнении подражательных движений | Изготовление снежной крепости | И/у «найди дерево» - закрепить название деревьев |
8 | Наблюдение за синичкой Цель: формировать представления детей о зимующих птицах | «Снег кружится» - соотносить собственные действия с действиями товарищей | «Птичка 1, птичка 2» - упражнять в ритмических движениях | Сбор веток, палочек на участке | И/у «Кто как поёт?» - закрепить звукопроизношение голосов птиц |
9 | Наблюдение за снегом и льдом Цель: закреплять знания о различном состоянии воды | «Перебежки» - упражнять в быстроте и ловкости | Упражнять в перепрыгивании через очищенную дорожку | Сооружение построек из снега, используя прием выравнивание | Д/и «Что изменилось?» - развивать внимание |
10 | Наблюдение за домашними животными зимой Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время | «Лохматый пёс» - учить бегать не попадаясь ловящему | Пройти по собачьим следам - упражнять в хождении по ограниченной поверхности | Рисование цветных кругов для игр | Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» - развитие мелкой моторики |
11 | Наблюдение за работой дворника Цель: формировать желание приходить на помощь окружающим | «Дорожки» - учить бегать делая сложные повороты | «Пройди змейкой» - упражнять в ходьбе по кривой | Подкормка птиц семенами клена | Пальчиковая гимнастика «Снегопад» - развитие мелкой моторики |
12 | Наблюдение в морозный, солнечный день Цель: сформировать у детей представление о зиме | «Зимние забавы» - развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки | Метание снежков в снежную корзину - развивать глазомер | Разбрасывание песка на скользкие дорожки (помощь дворнику) | Д/и «Какое небо» - учить подбирать относительные прилагательные |
13 | Наблюдение за небом Цель: учить описывать увиденное | «День- ночь» - развивать навыки пространственной ориентации | «Угадай, кто?!» - упражнять в выполнении подражательных движений | Сооружение снежных построек (лабиринт) | И/у «Какой день?» -расширять словарный запас детей |
14 | Наблюдение за капелью Цель: учить находить взаимосвязи в природных явлениях | «Затейники» - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко | «Пройди и не упади» - упражнять в удерживании равновесия | Поливка цветной водой дорожек лабиринта | Д/и «Придумай предложение со словом снег» |
15 | Наблюдение за зимними забавами детей Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек | «Тише едешь- дальше будешь» - развивать быстроту реакции | «Метание снежков в корзину» - развивать глазомер | Помощь дворнику в расчистке дорожек | Д/и «Что лишнее» -закрепить знания детей обобщающих слов |
Прогулки в марте
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за сезонными изменениями Цель: закрепить представления о смене времён года | «Кто останется в кругу?» | упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места. | Уборка снега на участке | «Кто больше назовет действий» |
2 | Наблюдение за воробьём Цель: продолжать закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах | «Перелёт птиц» - учить бегать по всей площадки, развивать ловкость | Упражнять в катании обруча в разном направлении | Очистка клумб от мусора после зимы | Д/и «Звукоподражание» - закрепить произношение отдельных звуков |
3 | Наблюдение за птицами на участке Цель: развивать умение узнавать птиц по оперению | «Ворона и воробей» - продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве | «Птичка 1, птичка 2» - упражнять в ритмических движениях | Сбор веток, палочек на участке | И/у «Кто как поёт?» - закрепить звукопроизношение голосов птиц |
4 | Наблюдение за работой дворника Цель: активизировать познавательную деятельность детей | «Снег кружится» - соотносить собственные действия с действиями товарищей | «Беги к флажку» - учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя | Сбор мусора на участке | Пальчиковая гимнастика «Стайка» - развитие моторики |
5 | Наблюдение за рябиной Цель: отметить какие изменения произошли с ней весной | «Волк во рву» - учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед | «По прямой» - упражнять в хождении по прямой линии | Расчистка дорожек, уборка прошлогодних листьев | Д/и «Слова - друзья» - учить подбирать слова сходные по звучанию |
6 | Наблюдение за проталинами Цель: учить устанавливать взаимосвязи между природными явлениями | «Бездомный заяц» - развивать ловкость, быстроту бега | «Брось за флажок» - развивать глазомер | Помощь дворнику в расчистке дорожек | Д/и «Назови слова» - учить называть слова с заданным звуком |
7 | Наблюдение за ветром Цель: закрепить умение определять направление ветра | «День и ночь» - упражнять детей в ловкости, беге | Упражнять в передаче мяча прямыми руками | Помочь малышам подмести участок | Упражнять в метании мячей на дальность |
8 | Наблюдение за почками берёзы Цель: продолжать знакомить с изменениями в жизни деревьев весной | «Охотники и зайцы» - упражнять детей в прыжках. | Упражнять в прыжках с преодолением препятствий | Подмести участок, веранду | Д/и «Когда это бывает?» - закрепить знания детей о сезонных изменения в природе |
9 | Наблюдение за солнцем Цель: показать влияние солнца на изменения в Природе | «Хитрая лиса» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки. | Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед | Продолжать раскладывать сугробы снега, чтобы он быстрее таял | Пальчиковая гимнастика «Семейка» - развитие моторики |
10 | Наблюдение за тополем Цель: учить отличать тополь по внешним признакам | «Совушка» - учить выполнять движения по сигналу | Упражнять в прыжках в длину с места | Покормить птиц, почистить кормушки | «Дерево живое» -учить видеть изменения в различные времена года |
11 | Наблюдение за снегом Цель: дать понятие «Снежный наст» | «Ловишки парами» - упражнять детей в ловкости, беге | Упражнять в беге в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой | Собрать мусор, ветки на участке | Пальчиковая гимнастика «Дождик» - развитие моторики |
12 | Наблюдение за сосульками Цель: показать влияние солнца на состояние воды | . «Снежный поезд» - упражнять детей в ловкости, беге. | упражнения на равновесия | Очистить веранду от мусора | «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве |
13 | Наблюдение за грачами Цель: обогащать знания детей о перелётных птицах | «Два мороза» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки. | Упражнять в ходьбе прямо и боком по скамейке | Вывешивание скворечников | Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие |
14 | Наблюдение за весенним пейзажем Цель: учить видеть изменения в окружающей природе | «Хитрая лиса» - упражнять детей в ловкости, беге | Упражнять в прыжках с преодолением препятствий | Взрыхление снега лопатами | Д/и «Назови одним словом» - активизация вы речи обобщенных понятий |
15 | Наблюдение за деревьями Цель: закрепить знания о строении дерева | «Ловишки» - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке. | Упражнять в пробежках со средней скоростью в чередовании с ходьбой | Подкормка птиц семенами клена | Д/и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию |
Прогулки в апреле
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за солнцем Цель: отметить, что солнце стало сильнее пригревать, стало теплее | «Ловля бабочек» - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке. | Упражнять детей в лазании | Помочь взрослым в уборке участка | Д/и «Скажи наоборот весне» - учить подбирать слова антонимы |
2 | Наблюдение за небом Цель: Учить подбирать слова, характеризующие состояние неба | «Красочки» - упражнять детей в беге, коллективизме | «Весёлый мяч» - упражнять в перебрасывании мяча друг другу | Сбор мусора на участке | Пальчиковая гимнастика «Стайка» - развитие моторики |
3 | Наблюдение за деревьями Цель: отметить набухание почек, закрепить строение дерева | «Совушка» - учить выполнять движения по сигналу | «По тропинке из листьев» - упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости | Помощь малышам в уборке участка | И/у «Шнуровка» - развитие мелкой мускулатуры рук |
4 | Наблюдение за птицами Цель: закрепить знания о перелётных птицах | «Гуси - лебеди» - закрепить умение пятнать | «Подскоки» - упражнять в умении двигаться подскоками | Кормление птиц, прилетающих на участок | «Угадай по описанию» - умение находить птиц по описанию |
5 | Наблюдение за ветром Цель: закрепить умение определять силу и направление ветра | «Ловля обезьян» - упражнять детей в ловкости, смелости, в лазании. | «Кто дольше простоит на одной ноге?» - учить быстро действовать при потере равновесия | Собрать веточки на участке | Д/и «Измени слово» - закрепить умение изменять слова (ветер, ветерок, ветрище, витрина) |
6 | Наблюдение за трудом дворника Цель: воспитывать трудолюбие | «Пустое место» - упражнять детей в ловкости, смелости, беге . | «Подбрось - поймай» - упражнять в подбрасывании мяча | Подмести дорожки, веранду | «Кто где живет?» - закрепить знания о месте жительства различных животных |
7 | Наблюдение за состоянием погоды Цель: учить правильно характеризовать погоду | «Горелки» - упражнять детей в беге | «Ручеёк» - упражнять в умении двигаться согласованно | Уборка мусора возле своего участка | И/у «Чудесный мешочек» - Закреплять знания детей об овощах и фруктах |
8 | Наблюдение за насекомыми Цель: запомнить название, характерные признаки | «Ключи» - развивать бег | Упражнять детей в метании в цель | Коллективная работа на клумбе | Развивать умение прыгать через скакалку |
9 | Наблюдение за одуванчиком Цель: продолжать закреплять признаки весны | «Пустое место» - упражнять детей в ловкости, смелости, бег. | «Пройди - не упади» - упражнять в сохранении равновесия | Собрать букет из одуванчиков | Д/и «Подбери слово» - закрепить умение подбирать родственные слова |
10 | Наблюдение за скворцом Цель: обогащать знания детей о перелётных птицах | «Скворечник» - развивать бег | Упражнять в ходьбе в колонне, со сменой направления | Подкормка птиц | Д/и «Сосчитай» - закрепить умение детей в порядковом счете |
11 | Наблюдение за мать-и-мачехой Цель: обогащать знания детей о первоцветах | «Жмурки» - развивать бег | Упражнять в ходьбе приставным шагом по узкой дорожке | Собрать букет из мать- и- мачехи | Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения и цветы по описанию |
12 | Наблюдение за ручейками Цель: закрепить свойства воды | «Удочка» - развивать ловкость, быстроту реакции | Ходьба в колонне змейкой | Сбор листьев одуванчика для животных уголка природы | Д/и «Ласковые слова» - упражнять в образовании сущ-х с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
13 | Наблюдение за дождём Цель: учить видеть связь между весенним тёплым дождём и пробуждением природы | «Пастух и волк» - развивать быстроту бега | «Чье звено скорее соберется?» - упражнять в беге на скорость | Сбор мусора на участке | Д/и «Наоборот» - научить подбирать антонимии к словам |
14 | Наблюдение за воздухом Цель: закрепить свойства воздуха | «Самолёты» - упражнять в умении бегать не сталкиваясь | «Кто самый меткий?» - упражнять в метании | Помощь при обновлении песка в песочнице | Д/и «Слова - друзья» - учить подбирать слова сходные по звучанию |
15 | Наблюдение за почвой Цель: рассказать о разнообразии почвы (глинистая, песчаная) | «Паук и мухи» - развивать бег, учить соблюдать правила игры | «Брось за флажок» - развивать глазомер | Подметание дорожек детского сада | Пальчиковая гимнастика «Цветок» - развитие моторики |
Прогулки в мае
№ | Наблюдения | Подвижная игра | Игровое упражнение | Труд | Индивидуальная работа |
1 | Наблюдение за крапивой Цель: расширять знания детей о растительном мире | «Жмурки» - развивать быстроту бега | Упражнять в прыжках через скакалку | Посев семян бархатцев | Д/и «Узнай по описанию» - развивать умение описывать предмет |
2 | Наблюдение за деревьями и кустарниками Цель: закрепить отличия деревьев от кустарников | «Раз, два, три – к дереву беги» - развивать внимание, быстроту реакции | «В две колоны становись!» - упражнять в перестроении в две колоны | Сбор семян клёна для ручного труда | Д/и «Что к чему?» - развивать память, внимание |
3 | Наблюдение за одуванчиком Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях | «У медведя во бору» - развивать быстроту бега | Упражнять в лазании по гимнастической лесенке | Помощь взрослым в обкапывании кустов | Д/и «Скажи наоборот» - учить подбирать антонимы |
4 | Наблюдение за берёзой Цель: расширять знания детей о берёзе (берёзовый сок) | «Хитрая лиса» - развивать быстроту бега, смекалку | «Найди и промолчи» - упражнять в выдержке | Уборка участка от камешков и веточек | Пальчиковая гимнастика «Весна» -развитие моторики |
5 | Наблюдение за дождём Цель: формировать понятие «гроза», обогащать словарный запас (дождливо, пасмурно, хмуро, сыро) | «Горелки» - упражнять детей в беге | Упражнять в отбивании мяча о землю | Помощь малышам в уборке участка | И/у «Который по счёту?» - упражнять в порядковом счёте |
6 | Наблюдение за насекомыми Цель: запомнить названия, отличительные особенности | «Жук и птицы» - развивать прыжки, ловкость | Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперёд | Рыхление земли под кустами | Д/и «Что изменилось?» - развивать внимание, память |
7 | Наблюдение за цветами на клумбе Цель: расширять знания о мире растений | «Мышеловка» - развивать ловкость, быстроту реакции | Упражнять в ходьбе приставным шагом по узкой дорожке | Подметание веранды и дорожек | Д/и «Назови одним словом» - активизировать в речи обобщающие слова |
8 | Наблюдение за птицами Цель: расширять знания детей о птицах | «Совушка» - учить выполнять движения по сигналу | Ходьба в колонне змейкой | Подкормка птиц, прилетающих на участок | Д/и «Чьё гнездо?» - упражнять в образовании прилагательных |
9 | Наблюдение за рябиной Цель: учить видеть отличительные особенности деревьев | «Мы весёлые ребята» - развивать внимание, точно следовать тексту игры | «Иголка, нитка, узелок» - развивать внимание, ловкость | Уборка мусора возле своего участка | Д/и «Сосчитай» - закрепить умение детей в порядковом счете |
10 | Наблюдение за облаками Цель: побуждать к высказыванию о причинах явлений в природе | «Сделай фигуру» - развивать умение бегать, не сталкиваясь, фантазию | «Добеги и прыгни» - упражнять в прыжках в длину | Коллективная работа на клумбе | И/у «Найди различия» - развивать внимание |
11 | Наблюдение за разными видами транспорта Цель: систематизировать знания детей о транспорте | «Карусели» - развивать внимание, сноровку | «Весёлый мяч» - упражнять в перебрасывании мяча друг другу | Сбор камушков для игр на улице | Д/и «Исправь ошибку» - упражнять в образовании притяжательных местоимений |
12 | Наблюдение за бабочками Цель: формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки | «Перебежки» - развивать внимание, быстроту бега | «По тропинке из листьев» - упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости | Выкладывание узоров из камешков | Д/и «Измени слово» - упражнять в падежном словообразовании |
13 | Наблюдение за собакой или кошкой Цель: расширять знания детей о животном мире | «Кот и мыши» -развивать ловкость, быстроту бега | «Подскоки» - упражнять в умении двигаться подскоками | Поливание цветов на клумбе | Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие |
14 | Наблюдение за погодой Цель: учить правильно характеризовать состояние погоды | «Пустое место» - упражнять детей в ловкости, смелости, бег. | Упражнять в ходьбе прямо и боком по скамейке | Помощь взрослому в уборке сорняков на клумбе | Д/и «Слова - родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов |
15 | Наблюдение за работой взрослых по уборке территории детского сада Цель: воспитывать уважение к труду | «Пастух и волк» - развивать быстроту бега, умение пятнать | Упражнять в прыжках с преодолением препятствий | Высадка цветочной рассады | «Кто больше назовет действий» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Картотека опытов и экспериментов.Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, класс...
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Ниже представлена картотеки опытов и экспериментов, которая может использоваться в любой старшей группе дошкольного учреждения....
Картотека опытов и экспериментов для старшей группы
практическая деятельность...
В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.
Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе...
Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы.
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явле...