Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы
картотека (старшая группа)

Галиахметова Разиля Рауфовна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_st_gr.docx80.58 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулки в сентябре

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и

неживой природы

«Третий лишний»

- учить соблюдать правила игры;

- развивать ловкость и быстроту бега

 «Чье звено скорее соберется?»

-  упражнять в беге на скорость

Уборка участка детского сада от опавших листьев

Совершенствовать прыжки с продвижением

вперед

2

Наблюдение за крапивой

Цель: развивать познавательную активность в процессе  формирования представлений о лекарственных растениях

«Совушка».

- учить ориентироваться в пространстве;

— развивать интерес к игре

«Кто самый меткий?»

- упражнять в метании

Уборка мусора возле своего участка

И/у «Чудесный мешочек»

- Закреплять знания детей об овощах и фруктах

3

Наблюдение за разными видами транспорта

Цель: расширять знания о наземном транспорте, их

классификации, назначении

«Цветные автомобили»

- развивать умение бегать не сталкиваясь

«Иголка, нитка, узелок»

- развивать внимание, ловкость

Коллективная работа на клумбе

Закреплять умение прыгать на одной ноге

4

Наблюдение за пауком

Цель:  расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных

проявлениях

«Сокол и голуби»

- учить детей бегать с увёртыванием

«Добеги и прыгни»          

- упражнять в  прыжках в длину

Сбор семян цветов

Д/и «Скажи наоборот»

- закреплять умения подбирать слова противоположные по значению

5

Наблюдение за одуванчиком

Цель:  продолжать знакомство с лекарственным растением - одуванчиком

«Быстрей по местам»

- развивать умение ориентироваться в пространстве

«Весёлый мяч»

- упражнять в перебрасывании мяча друг другу

Сбор листьев одуванчика для животных уголка природы

Учить прыжкам через скакалку

6

Наблюдение за муравьем

Цель:  расширять знания об особенностях внешнего

вида муравьев, их жизненных проявлениях

«Тише едешь – дальше будешь»

- развивать быстроту реакции

«По тропинке из листьев»

- упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости

Собрать букет из осенних листьев

Д/и «Найди отличия»

- развивать наблюдательность

7

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от

легкового

«Горелки»

- учить соблюдать правила игры, действовать по

сигналу воспитателя

«Подскоки»

- упражнять в умении двигаться подскоками

Уборка опавших листьев

И/У «По порядку»

- упражнять в порядковом счёте

8

Наблюдение за кошкой

Цель: закреплять знания о том, что кошка - домашнее

животное, млекопитающее, имеет определенные

признаки

«Кот и мыши»

- учить двигаться согласно тексту игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?»

- учить быстро действовать при потере

равновесия

Уборка веточек и камешков на участке

И/у «Узнай по описанию»

- развивать воображение

9

Наблюдение за цветами на клумбе

Цель: показать разнообразие цветов

«Мы – весёлые ребята»

- учить выполнять движения согласно тексту игры

«Подбрось - поймай»

- упражнять в подбрасывании мяча

Помощь при обновлении песка в песочнице

Улучшать технику бега (естественность,

легкость, энергичные отталкивания)

10

Наблюдение за дождём

Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе

«Самолёты»

- развивать умение бегать не сталкиваясь

«Ручеёк»

- упражнять в умении двигаться согласованно

Сбор осенних листьев для гербария

Развивать выразительность речи при чтении стихов

11

Наблюдения за деревьями

Цель: закреплять знания названий деревьев

«Раз, два, три – к дереву беги»

- развивать внимание, быстроту реакции

«В две колоны становись!»

- упражнять в перестроении в две колоны

Сбор каштанов для ручного труда

Д/и «Что к чему?»

- развивать память, внимание

12

Наблюдение за работой дворника

Цель: формировать представления о труде взрослых

«Карусель»

- развивать ритмичность и согласованность движений

«Приседания»

- упражнять в приседаниях из положении пятки вместе, носки врозь

Подметание дорожек детского сада

И/у «Не ошибись»

- закреплять умение считать количественным счётом

13

Наблюдение за насекомыми

Цель: закрепить названия, внешние признаки

«Медведь и пчёлы»

- учить залезать и слезать на гимнастическую стенку

«Пройди и не задень»

- упражнять в ходьбе между предметами

Сбор и засушка листьев для украшения группы

Упражнять в правильном перепрыгивании через шнур

14

Наблюдение за ветром

Цель: учить по качающимся макушкам деревьев определять силу ветра

«Свободное место»

- развивать ловкость, быстроту реакции

«Попрыгунчик»

- упражнять в отбивании мяча о землю

Сбор плодов и семян растений для поделок

И/у «Радуга»

- закрепить знания основных цветов и оттенков

15

Наблюдение за птицами

Цель: закрепить знания о перелётных птицах

«Гуси - лебеди»

- развивать выдержку, ловкость

«Утята»

- упражнять в ходьбе полуприсяди

Помощь малышам в уборке участка

И/У «Бывает – не бывает»

- развивать мышление

Прогулки в октябре

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за работой дворника

Цель:  расширять знания о труде взрослых осенью

«Хитрая лиса»

- развивать быстроту бега, ловкость

«Змейка»

- упражнять в беге между предметами

Сбор сухих семян ясеня, клена для изготовления игрушек из природного материала

Д/и «Времена года»

- закрепить признаки времён года

2

Наблюдение за легковым автомобилем

Цель:  научить понимать значение и функции автомобиля

«Самолеты»

 - развитие двигательной активности детей

«Не оступись»

- упражнять в перешагивании через предметы

Сбор ягод рябины, боярышника для ручного труда (изготовление бус)

И/у «Угадай кто?»развивать фонематический слух

3

Наблюдение за подорожником

Цель: знакомить с лекарственным растением

подорожником

«Салки с мячом

- развивать умение выполнять движения по слову

«Метко в цель»

- упражнять в метании

Помощь дворнику в засыпке песка в песочницу малышей и на своем участке

И/у «Назови ласково»

-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

4

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

«Найди себе пару»

- развивать внимание и быстроту реакции

«Сбей кеглю»

- упражнять в меткости

Уборка листьев и сухих веток на участке

И/У «Когда это бывает?»

- развивать мышление

5

Наблюдение за светофором

Цель: закреплять знания о работе светофора и

назначении цветовых сигналов

«Цветные автомобили»

- развивать внимание, организованность и быстроту реакции

«Кто быстрее до флажка?»

- упражнять в быстроте бега

Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой

И/у «Осенние листья»

- расширять знания детей о деревьях

6

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом - осиной, ее строением, листьями

«Мышеловка»

- развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость 

«Весёлый мяч»

- упражнять в перебрасывании мяча друг другу

Сбор семян дуба для уголка природы

И/у «Чудесный мешочек»

- Закреплять знания детей об овощах и фруктах

7

Наблюдение цветами на клумбах

 Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием цветов

«Горелки»

- учить соблюдать правила игры, действовать по

сигналу воспитателя

«Ручеёк»

- упражнять в умении двигаться согласованно

Уборка участка от веток и листьев: «Кто больше соберет веток»

Развивать умение прыгать через скакалку

8

Наблюдение за сезонными изменениями  в природе

Цель: уточнить знания детей об основных признаках осени и осенних изменениях в природе

 «У медведя во бору»

- развивать умение следовать тексту игры

«Подскоки»

- упражнять в умении двигаться подскоками

Сбор природного материала для пособий и занятий

И/у «» Как поёт ветер

-- закреплять произношение звука «в»

9

Наблюдение за осадками происходящими осенью – дождь, туман, первые заморозки

Цель: уточнить знания детей об осенних осадках

«Гуси – лебеди»

 - развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли

«Прокати и не задень»

- упражнять в прокатывании мяча между предметами

Очистка клумб от веток, корней, рыхление земли на клумбе

«Шнурочки»

- развивать моторику пальцев рук

10

Наблюдение за воробьями Цель: уточнить знания детей о зимующих птицах

«Воробышки и кот»

 - учить детей мягко спрыгивать с возвышенности, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга

«Передай мяч»

- упражнять в передаче мяча

Подбор сухих листьев для плетения венка (показ, обучения)

Развивать умение отбивать мяч о пол двумя руками

11

Наблюдение за изменением освещенности в течении дня, продолжительности дня

Цель: закрепить признаки осени

 «День и ночь»

- развивать выдержку, быстроту реакции

«Ровным кругом»

- упражнять в ритмических движениях

Подкормка птиц на участке

И/у «Какой день?»

-расширять словарный запас детей

12

Наблюдение за птицами

Цель: закрепить знания о перелётных птицах

 «Перелет птиц»

- развивать внимание, быстроту бега

«Утята»

- упражнять в ходьбе полуприсяди

Сбор каштанов

Для поделок

Д/и «Что лишнее»

-закрепить знания детей обобщающих слов

13

Наблюдения за деревьями

Цель: закреплять знания названий деревьев

«Воротца»

 - развитие ловкости и быстроты реакции.

«Повороты»

- упражнять в поворотах «направо», «налево»

Сбор семян клена для уголка природы

Д/и «Чего не стало»

- развивать зрительную память

14

Наблюдение за дождём

Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе

«Мы – весёлые ребята»

- учить выполнять движения согласно тексту игры

«Угадай, кто?!»

- упражнять в выполнении подражательных движений

Сбор камушков для игр на улице

«С кочки на кочку»

- учить прыгать на двух ногах с продвижением в перёд

15

Наблюдение за насекомыми

Цель: углублять знания детей о поведении насекомых осенью

«Свободное место»

- развивать ловкость, быстроту реакции

«Ровный круг»

- упражнять в беге и ходьбе ровным кругом

Окапывание кустарников на участке

И/У «По порядку»

- упражнять в порядковом счёте

Прогулки в ноябре

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за изменениями в живой природе

Цель: закрепить признаки осени, дать понятие «поздняя осень»

«Горелки». Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

«Метко в цель»- развивать глазомер

Сбор семян деревьев для подкормки птиц

Д/и «Осенние слова»

- упражнять в подборе прилагательных

2

Наблюдение за перелетными птицами.

Цель: закреплять знания о перелетных птицах

«Собачка и воробьи»

- закрепить знания детей о характерных движениях птиц

«Часовой»

-  учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений

Уборка опавшей листвы на участке

«Коснись мяча»

-закреплять умение бросать и ловить мяч

3

Наблюдение за собакой

Цель: закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде

«Перебежки-догонялки» 

-  учить согласовывать свои действия с действиями товарищей

Развитие движений

-закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков

Помощь дворнику в закрывании 

песка в песочнице

Д/и «Времена года»

- развивать логику, мышление

4

Наблюдение за березой

Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года

 «Затейники»     

- учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко

«Метание шишек левой и правой рукой»

- развивать меткость

Сбор камушков для игр на улице

И/у «Найди отличия»

- развивать внимание

5

Наблюдение за специальным транспортом —

«скорой помощью»

Цель:  расширять знания о специальном

транспорте - «скорой помощи», роли водителя в

спасении жизни людей

«Не упади». 

- закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками

«Пройди по кривой дорожке»

упражнять в удерживании равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности

- Подкормка птиц на участке

«С кочки на кочку»

-упражнять в прыжках

6

Наблюдение за первым снегом

Цель: уточнить, почему тает первый снег

«Перебежки»

- упражнять в быстроте и ловкости

«Не оступись»

- упражнять в перешагивании через предметы

Уборка первого снега на участке

Рисование на мокром песке- развивать мелкую моторику рук

7

Наблюдение за дождливой погодой

Цель: познакомить с особенности поздней осени -  дождливой погодой

«Удочка»

- научиться перепрыгивать через скакалку

«Ровный круг»

- упражнять в беге и ходьбе ровным кругом

Помощь малышам в подготовке игровой площадке к зиме

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

- развивать мелкую моторику  рук

8

Наблюдение за тополем

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он

приносит людям; когда и почему бывает тополиная

метель)

«Раз, два, три – к дереву беги»

- развивать внимание, быстроту реакции

«Угадай, кто?!»

- упражнять в выполнении подражательных движений

Уборка участка «Давайте сделаем участок чистым»

И/у «Сравни»

- сравнение веток разных деревьев

9

Наблюдение за ветром

Цель: научить определять силу ветра

«Самолёты»

- учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга

Упражнять в запрыгивании в круг и выпрыгивании из круга

Сбор ягод рябины, бузины для подкормки птиц

Пальчиковая гимнастика «Осень»

- развитие мелкой моторики рук

10

Наблюдение за небом и облаками

Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы

«День - ночь»

- развивать пространственную ориентацию

«Подпрыгни высоко»

- упражнять в высоком подпрыгивании

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц

Д/и «какое небо»

- учить подбирать относительные прилагательные

11

Наблюдение за ивой

Цель: продолжать знакомство с кустарниками и

деревья нашей местности, их разновидностями

«Поймай грибок»

- упражнять в беге в рассыпную с увёртыванием

«В две колоны становись!»

- упражнять в перестроении в две колоны

Сбор камушков и выкладывание узоров на земле

И/у «Найди дерево»

- закрепить название деревьев

12

Наблюдение за солнцем

Цель: познакомить с понятием «продолжительность дня»

«Горелки»

- учить соблюдать правила игры

«Мяч к солнышку - подбрасывание мяча и ловля его

Сбор семян деревьев (клена, ясеня) для птиц

Д/и «Ласковые слова»

- упражнять в образовании сущ-х с уменьшительно – ласкательными суффиксами

13

Наблюдение за увядшими растениями

Цель: уточнить изменения в неживой природе происходящие на земле

«Мой весёлый звонкий мяч»

- научить детей подпрыгивать на двух ногах

Упражнять в отбивании мяча от земли

Утепление молодых деревьев сухими листьями

Д/и «наоборот»

- научить подбирать антонимии к словам

14

Наблюдение за осенними цветами

Цель: закрепить название осенних цветов

«Вейся венок!»

- учить водить хоровод

Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд

Уборка веток и камней на участке

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

- развитие мелкой моторики рук

15

Наблюдение за работой дворника

Цель: подчеркнуть значимость работы дворника

«По ровненькой дорожке»

- выполнять движения в соответствии с текстом

«Пройди и не упади»

- упражнять в удерживании равновесия

Уборка дорожек детского сада

Д/и «Что делает?»

- подбирать глаголы к существительному дворник

Прогулки в декабре

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает)

«Салочки - выручалочки»

- учить бегать не сталкиваясь друг с другом

«Метание шишек левой и правой рукой»

- развивать меткость

Уборка снега на участке

И/у «Составь узор из льдинок»

- развивать мелкую моторику рук

2

Наблюдение за птицами зимой

Цель: формировать представление о жизни птиц зимой

«Собачка и воробьи»

- закрепить знания детей о характерных движениях птиц

Упражнять в прыжках с пенёчков

Подкормка птиц на участке малышей и на своем участке

И/у «Кто как поёт?»

- закрепить звукопроизношение голосов птиц

3

Наблюдение за состоянием природы

Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы

 «Затейники»     

- учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко

«Пройди и не упади»

- упражнять в удерживании равновесия

Замораживание цветных льдинок для себя и для малышей

Д/и «Что изменилось?»

- развивать внимание

4

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о

том, как можно помочь ему пережить холодную зиму

«Горелки»

- учить соблюдать правила игры

«Мяч к солнышку - подбрасывание мяча и ловля его

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

- развитие мелкой моторики

5

Наблюдение за работой дворника

Цель:  продолжать наблюдение за работой дворника

«Перебежки»

- упражнять в быстроте и ловкости

Упражнять  в перепрыгивании через очищенную дорожку

Разбрасывание песка на скользкие дорожки

Пальчиковая гимнастика «Снегопад»

- развитие мелкой моторики

6

Наблюдение за синицей

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым

«Зимние забавы»

- развивать координацию речи с движением

«Птичка 1, птичка 2» - упражнять в ритмических движениях

Сбор снега в кучки для зимних построек

«Назови одним словом»

- закрепить обобщающие слова

7

Наблюдение за домашними животными зимой

Цель:  закреплять знания о жизни домашних животных в

зимнее время года

«Лохматый пёс»

- учить бегать, не попадаясь ловящему

Упражнять в запрыгивании в круг и выпрыгивании из круга

Поливка водой ледяной горки

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

- развитие мелкой моторики

8

Наблюдение за снегопадом

Цель:  формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении  снегопаде

«Снег кружится»

- соотносить собственные действия с действиями товарищей

«Пройди по кривой дорожке»

упражнять в удерживании равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности

Сметание снега со столов и скамеек на участке.

И/у «Выложи сам»

- выкладывание снежинок палочками

9

Наблюдение за елью на участке

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от

других деревьев

«Беги к тому, что назову»

- закрепить название деревьев

«Друг за другом»

- упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке

Сбор снега в кучки для снежного вала

Д/и  «Найди дерево»

- закрепить название деревьев»

10

Наблюдение за морозным солнечным днём

Цель: формировать представление о зим

«Два мороза»

- учить бегать врассыпную

Упражнять в прыжках на одной  ноге с чередованием

Уборка сломанных веток, палочек.

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

- развитие мелкой моторики

11

Наблюдение за ветром

Цель: закрепить понятия «метель», «вьюга»

«Самолёты»

- учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга

Упражнять в скольжении по ледяной дорожке

Самостоятельное развешивание ледяных игрушек на деревьях

И/у «Выложи сам»

- развивать фантазию

12

Наблюдение за снегом

Цель: знакомить со свойствами снега

«Цепи кованные»

- воспитывать чувство товарищества

Упражнять в метании снежков – развивать глазомер

Подкормка птиц ягодами бузины, рябины, боярышника.

Д/и «Придумай предложение со словом снег»

13

Наблюдение за деревьями

Цель: закрепить берёзу и ель, разобрать отличительные признаки

«Охотник»

- бросание и метание снежков

«Метание в цель»

- развивать меткость

Украшение участка к новому году 

«Толще, выше»

- учить описывать дерево

14

Наблюдение за одеждой людей

Цель: сформировать представления о сезонной одежде

«Иголочка, ниточка, узелок»

- учить ходить и бегать, меняя направления

Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд

Посыпка скользких дорожек песком.

И/у «Чья шуба, чья шапка, чей шарфик, чьё пальто?»

- закреплять словообразование

15

Наблюдение за следами на снегу

Цель: развивать внимание, научить различать следы птиц и зверей

«Казаки - разбойники»

- учить ориентироваться на местности

«Пройти точно по следам»

- развивать координацию движений

Устройство горки для игрушек

Д/и «Чьи следы»

- развивать внимание

Прогулки в январе

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за деревьями

Цель: учить различать деревья по внешнему виду

«Поймай хвост»

- научить бегать держась правой рукой за плеч

о впереди стоящего

«Повороты»

- упражнять в поворотах «направо», «налево»

Лепка снежных построек.

И/у «Найди отличия»

- развивать внимание

2

Наблюдение в морозный, солнечный день

Цель: сформировать у детей представление о зиме

«Салочки»

- учить пятнать, не хватая детей

«Пройди- не упади»

- упражнять в сохранении равновесия

Поливка снежных горок

Д/и «Что сначала, что потом»

- закрепить знания о временах года                  

3

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт

«Паровоз»

- учить двигаться в разном темпе

Упражнять в скольжении по ледяной дорожке

Уборка сломанных веток на участке 

И/у «На шоссе»

- развивать координацию слов с движениями

4

Наблюдение за ветром

Цель: учить оценивать силу ветра

«Ловишки с ленточками»

- учить уворачиваться от водящего

Упражнять в прыжках с места в длину

Лепка из снега крупных фигур (снежной бабы)

«Шнурочки»

- развить мелкую моторику пальцев рук

5

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега

«Снег кружится»

- соотносить собственные действия с действиями товарищей

«Ровным кругом»

- упражнять в ритмических движениях

Подкормка птиц семенами деревьев

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

- развитие мелкой моторики рук

6

Наблюдение за зимующими птицами

Цель: учить наблюдать за повадками птиц

«Самолёты»

- учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга

Упражнять в спрыгивании со ступеньки

- упражнять в прыжках с высоты

Окапывание снегом деревьев и кустарников

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

- развитие мелкой моторики рук

7

Наблюдение за зимними забавами детей

Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек

«Зимние забавы»

- развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки

Метание снежков в снежную корзину

- развивать глазомер

Уборка сломанных веток на своем участке и на участке малышей

И/у «Составь узор из льдинок»

- развивать мелкую моторику рук

8

Наблюдение за собакой

Цель: познакомить с особенностями поведения собак

«Лохматый пёс»

- учить бегать не попадаясь ловящему

Пройти по собачьим следам

- упражнять в хождении по ограниченной поверхности

Сметание снега со скамеек, столов

Д/и «Назови собачку»

- активизировать в речи клички животных

9

Наблюдение за небом

Цель: учить описывать увиденное

«День- ночь»

- развивать  навыки пространственной ориентации

«Угадай, кто?!»

- упражнять в выполнении подражательных движений

Посыпка скользких дорожек

Д/и «Что изменилось?»

- развивать внимание

10

Наблюдение за работой дворника

Цель: формировать желание приходить на помощь окружающим

«Дорожки»

- учить бегать делая сложные повороты

«Пройди змейкой»

- упражнять в ходьбе по кривой

Подкормка птиц на своем участке и на участке малышей

Д/и «Кому что нужно для работы»

- закрепить знания о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда

11

Наблюдение в природе за свойствами льда

Цель: познакомить с сезонным явлением- гололёдом

«Дед Мороз»

- привить умение выполнять характерные движения

Упражнять в скольжении с горки

Замораживание цветных льдинок

Д/и «Какой лёд »

- учить детей описывать лёд

12

Наблюдение за тем, как одеты люди

Цель: видеть изменения в одежде людей в связи с погодой

«Платок»

- развивать быстроту и ловкость

Упражнять в перелезании через сугробы

Украшение участка цветными льдинками

Д/и «Назови одним словом»

- учить подбирать обобщающие слова

13

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает)

«Пустое место»

- развивать быстроту, ловкость

«Друг за другом»

- упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке

Посыпание дорожек песком

Д/и «Отгадай- ка»

- учить по описанию узнавать предмет

14

Наблюдение за изменениями в окружающем

Цель: развивать наблюдательность

«Пустое место»

- развивать быстроту, ловкость

Упражнять в скольжении по ледяной дорожке

Уборка снега на площадке

Д/и «Что изменилось»

- развивать наблюдательность

15

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о разнообразии снежинок

«Тише едешь - дальше будешь»

- развивать быстроту реакции

Упражнять в метании снежков в даль левой и правой рукой

Расчистка игрового оборудование от снега

И/у «Найди различия»

- развивать внимание

Прогулки в феврале

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: учить различать характерные приметы конца зимы

«Хитрая лиса»

- развивать ловкость, быстроту бега

Упражнять в скольжении, учить приседать во время скольжения

Помощь дворнику в расчистке дорожек

Д/и «Назови одним словом»

- активизировать в речи обобщающие слова

2

Наблюдение за ивой

Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям

«Собака и воробьи»

- развивать умение ориентироваться в пространстве

«Друг за другом»

- упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке

Укрытие почвы на клумбах снегом (после вьюжной ветреной погоды).

Д/и «Найди дерево»

- закреплять умение узнавать деревья по внешнему виду

3

Наблюдение за легковым автомобилем

Цель: продолжать различать автомобили по назначению

«Цветные автомобили»

- развивать внимание, умение бегать не сталкиваясь

«Сбей кеглю»

- упражнять в меткости

Уборка растаявшего снега на своем участке

Д/И «Было – не будет» - упражнять в умении образовывать глаголы будущего и прошедшего времени

4

Наблюдение за ветром

Цель: формировать понятие «метель», учить определять направление ветра

«Зимние забавы»

- развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки

«Ровным кругом»

- упражнять в ритмических движениях

Уборка сломанных веток на участке 

Конкурс на лучшую фигуру из снега

- развивать умение лепить простые фигурки

5

Наблюдение за сосульками

Цель: закреплять знания о различном состоянии воды

«Два мороза»

- учить бегать врассыпную

Упражнять в прыжках на одной  ноге с чередованием

Лепка снеговика, медведя, зайчика

И/у «Составь узор из льдинок»

- развивать мелкую моторику рук

6

Наблюдение за пешеходной дорожкой

Цель: закрепить знания о правилах перехода проезжей части дороги

«Ловишки с ленточками»

- учить уворачиваться от водящего

Упражнять в прыжках с места в длину

Разукрашивание построек

И/у «Выложи сам»

- развивать фантазию

7

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдать за рябиной зимой

«Раз, два, три – к дереву беги»

- развивать внимание, быстроту реакции

«Угадай, кто?!»

- упражнять в выполнении подражательных движений

Изготовление снежной крепости

И/у «найди дерево»

- закрепить название деревьев

8

Наблюдение за синичкой

Цель: формировать представления детей о зимующих птицах

«Снег кружится»

- соотносить собственные действия с действиями товарищей

«Птичка 1, птичка 2» - упражнять в ритмических движениях

Сбор веток, палочек на участке

И/у «Кто как поёт?»

- закрепить звукопроизношение голосов птиц

9

Наблюдение за снегом и льдом

Цель: закреплять знания о различном состоянии воды

«Перебежки»

- упражнять в быстроте и ловкости

Упражнять  в перепрыгивании через очищенную дорожку

Сооружение построек из снега, используя прием выравнивание

Д/и «Что изменилось?»

- развивать внимание

10

Наблюдение за домашними животными зимой

Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время

«Лохматый пёс»

- учить бегать не попадаясь ловящему

Пройти по собачьим следам

- упражнять в хождении по ограниченной поверхности

Рисование цветных кругов для игр

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

- развитие мелкой моторики

11

Наблюдение за работой дворника

Цель: формировать желание приходить на помощь окружающим

«Дорожки»

- учить бегать делая сложные повороты

«Пройди змейкой»

- упражнять в ходьбе по кривой

Подкормка птиц семенами клена

Пальчиковая гимнастика «Снегопад»

- развитие мелкой моторики

12

Наблюдение в морозный, солнечный день

Цель: сформировать у детей представление о зиме

«Зимние забавы»

- развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки

Метание снежков в снежную корзину

- развивать глазомер

Разбрасывание песка на скользкие дорожки (помощь дворнику)

Д/и «Какое небо»

- учить подбирать относительные прилагательные

13

Наблюдение за небом

Цель: учить описывать увиденное

«День- ночь»

- развивать  навыки пространственной ориентации

«Угадай, кто?!»

- упражнять в выполнении подражательных движений

Сооружение снежных построек (лабиринт)

И/у «Какой день?»

-расширять словарный запас детей

14

Наблюдение за капелью

Цель: учить находить взаимосвязи в природных явлениях

 «Затейники»     

- учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко

«Пройди и не упади»

- упражнять в удерживании равновесия

Поливка цветной водой дорожек лабиринта

Д/и «Придумай предложение со словом снег»

15

Наблюдение за зимними забавами детей

Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек

«Тише едешь- дальше будешь»

- развивать быстроту реакции

«Метание снежков в корзину»

- развивать глазомер

Помощь дворнику в расчистке дорожек

Д/и «Что лишнее»

-закрепить знания детей обобщающих слов

Прогулки в марте

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: закрепить представления о смене времён года

«Кто останется в кругу?»
 -  развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений

 упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
    

Уборка снега на участке

 «Кто больше назовет действий»
- активизировать словарный запас глаголами

2

Наблюдение за воробьём

Цель: продолжать закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах

«Перелёт птиц»

- учить бегать по всей площадки, развивать ловкость

Упражнять в катании обруча в разном направлении

Очистка клумб от мусора после зимы

Д/и «Звукоподражание»

- закрепить произношение отдельных звуков

3

Наблюдение за птицами на участке

Цель: развивать умение узнавать птиц по оперению

«Ворона и воробей»

- продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве

«Птичка 1, птичка 2» - упражнять в ритмических движениях

Сбор веток, палочек на участке

И/у «Кто как поёт?»

- закрепить звукопроизношение голосов птиц

4

Наблюдение за работой дворника

Цель: активизировать познавательную деятельность детей

 «Снег кружится»

- соотносить собственные действия с действиями товарищей

 «Беги к флажку»

- учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя

Сбор мусора на участке

Пальчиковая гимнастика «Стайка»

- развитие моторики

5

Наблюдение за рябиной

Цель: отметить какие изменения произошли с ней весной

«Волк во рву»

- учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед

«По прямой»

- упражнять в хождении по прямой линии

Расчистка дорожек, уборка прошлогодних листьев

Д/и «Слова - друзья»

- учить подбирать слова сходные по звучанию

6

Наблюдение за проталинами

Цель: учить устанавливать взаимосвязи между

природными явлениями

«Бездомный заяц»

- развивать ловкость, быстроту бега

«Брось за флажок»

- развивать глазомер

Помощь дворнику в расчистке дорожек

Д/и «Назови слова»

- учить называть слова с заданным звуком

7

Наблюдение за ветром

Цель: закрепить умение определять направление ветра

«День и ночь»  - упражнять детей в ловкости, беге

Упражнять в передаче мяча прямыми руками

Помочь малышам подмести участок

Упражнять в метании мячей на дальность

8

Наблюдение за почками берёзы

Цель: продолжать знакомить с изменениями в жизни деревьев весной

 «Охотники и зайцы»  - упражнять детей в прыжках.

Упражнять в прыжках с преодолением препятствий

Подмести участок, веранду

Д/и «Когда это бывает?»

 - закрепить знания детей о сезонных изменения в природе

9

Наблюдение за солнцем

Цель: показать влияние солнца на изменения в

Природе

«Хитрая лиса»  - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

 Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед

Продолжать раскладывать сугробы снега, чтобы он быстрее таял

Пальчиковая гимнастика «Семейка»

- развитие моторики

10

Наблюдение за тополем

Цель: учить отличать тополь по внешним признакам

«Совушка»

- учить выполнять движения по сигналу

Упражнять в прыжках в длину с места

Покормить птиц, почистить кормушки

«Дерево живое»

 -учить видеть изменения в различные времена года

11

Наблюдение за снегом

Цель: дать понятие «Снежный наст»

«Ловишки парами»  - упражнять детей в ловкости, беге

Упражнять в беге в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой

Собрать мусор, ветки на участке

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

- развитие моторики

12

Наблюдение за сосульками

Цель: показать влияние солнца на состояние воды

. «Снежный поезд»  - упражнять детей в ловкости, беге.

 упражнения на равновесия

Очистить веранду от мусора

«Угадай кто и где кричит?»

 - ориентация в пространстве

13

Наблюдение за грачами

Цель: обогащать знания детей о перелётных птицах

«Два мороза»  - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

 Упражнять в ходьбе прямо и боком по скамейке

Вывешивание скворечников

Д/и «Кто как кричит?»

- учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие

14

Наблюдение за весенним пейзажем

Цель: учить видеть изменения в окружающей природе

 «Хитрая лиса»  - упражнять детей в ловкости, беге

Упражнять в прыжках с преодолением препятствий

Взрыхление снега лопатами

Д/и «Назови одним словом»

 - активизация вы речи обобщенных понятий

15

Наблюдение за деревьями

Цель: закрепить знания о строении дерева

 «Ловишки»  - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

Упражнять в пробежках со средней скоростью в чередовании с ходьбой

Подкормка птиц семенами клена

Д/и «Угадай по описанию»

 - умение находить то или иное дерево по описанию

Прогулки в апреле

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за солнцем

Цель: отметить, что солнце стало сильнее пригревать, стало теплее

 «Ловля бабочек» 

 - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

Упражнять детей в лазании

Помочь взрослым в уборке участка

Д/и «Скажи наоборот весне»

- учить подбирать слова антонимы

2

Наблюдение за небом

Цель: Учить подбирать слова, характеризующие состояние неба

«Красочки» 

- упражнять детей в беге, коллективизме

«Весёлый мяч»

- упражнять в перебрасывании мяча друг другу

Сбор мусора на участке

Пальчиковая гимнастика «Стайка»

- развитие моторики

3

Наблюдение за деревьями

Цель: отметить набухание почек, закрепить строение дерева

«Совушка»

- учить выполнять движения по сигналу

«По тропинке из листьев»

- упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости

Помощь малышам в уборке участка

И/у «Шнуровка»

- развитие мелкой мускулатуры рук

4

Наблюдение за птицами

Цель: закрепить знания о перелётных птицах

«Гуси - лебеди»

- закрепить умение пятнать

«Подскоки»

- упражнять в умении двигаться подскоками

Кормление птиц, прилетающих на участок

 «Угадай по описанию»

- умение находить птиц по описанию

5

Наблюдение за ветром

Цель: закрепить умение определять силу и направление ветра

«Ловля обезьян»

  - упражнять детей в ловкости, смелости, в лазании.

«Кто дольше простоит на одной ноге?»

- учить быстро действовать при потере

равновесия

Собрать веточки на участке

Д/и «Измени слово» - закрепить умение изменять слова (ветер, ветерок, ветрище,  витрина)

6

Наблюдение за трудом дворника

Цель: воспитывать трудолюбие

«Пустое место» 

 - упражнять детей в ловкости, смелости, беге

.

«Подбрось - поймай»

- упражнять в подбрасывании мяча

Подмести дорожки, веранду

«Кто где живет?»

 - закрепить знания о месте жительства различных животных

7

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить правильно характеризовать погоду

«Горелки» 

- упражнять детей в беге

«Ручеёк»

- упражнять в умении двигаться согласованно

Уборка мусора возле своего участка

И/у «Чудесный мешочек»

- Закреплять знания детей об овощах и фруктах

8

Наблюдение за насекомыми

Цель: запомнить название, характерные признаки

«Ключи» 

 - развивать бег

Упражнять детей в метании в цель

Коллективная работа на клумбе

Развивать умение прыгать через скакалку

9

Наблюдение за одуванчиком

Цель: продолжать закреплять признаки весны

«Пустое место» 

 - упражнять детей в ловкости, смелости, бег.

«Пройди - не упади»

- упражнять в сохранении равновесия

Собрать букет из одуванчиков

Д/и «Подбери слово» - закрепить умение подбирать родственные слова

10

Наблюдение за скворцом

Цель: обогащать знания детей о перелётных птицах

«Скворечник»

  - развивать бег

Упражнять в ходьбе в колонне, со сменой направления

Подкормка птиц

Д/и «Сосчитай»

 - закрепить умение детей в порядковом счете

11

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цель: обогащать знания детей о первоцветах

«Жмурки» 

 - развивать бег

Упражнять в ходьбе приставным шагом по узкой дорожке

Собрать букет из мать- и- мачехи

Д/и «Узнай по описанию»

- закрепить умение узнавать растения и цветы по описанию

12

Наблюдение за ручейками

Цель: закрепить свойства воды

«Удочка»

- развивать ловкость, быстроту реакции

Ходьба в колонне змейкой

Сбор листьев одуванчика для животных уголка природы

Д/и «Ласковые слова»

- упражнять в образовании сущ-х с уменьшительно – ласкательными суффиксами

13

Наблюдение за дождём

Цель: учить видеть связь между весенним тёплым дождём и пробуждением природы

«Пастух и волк»

- развивать быстроту бега

 «Чье звено скорее соберется?»

-  упражнять в беге на скорость

Сбор мусора на участке

Д/и «Наоборот»

- научить подбирать антонимии к словам

14

Наблюдение за воздухом

Цель: закрепить свойства воздуха

«Самолёты»

- упражнять в умении бегать не сталкиваясь

«Кто самый меткий?»

- упражнять в метании

Помощь при обновлении песка в песочнице

Д/и «Слова - друзья»

- учить подбирать слова сходные по звучанию

15

Наблюдение за почвой

Цель: рассказать о разнообразии почвы (глинистая, песчаная)

«Паук и мухи» 

- развивать бег, учить соблюдать правила игры

«Брось за флажок»

- развивать глазомер

Подметание дорожек детского сада

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

- развитие моторики

Прогулки в мае

Наблюдения

Подвижная игра

Игровое упражнение

Труд

Индивидуальная работа

1

Наблюдение за крапивой

Цель: расширять знания детей о растительном мире

«Жмурки»

- развивать быстроту бега

Упражнять в прыжках через скакалку

Посев семян бархатцев

Д/и «Узнай по описанию»

- развивать умение описывать предмет

2

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: закрепить отличия деревьев от кустарников

«Раз, два, три – к дереву беги»

- развивать внимание, быстроту реакции

«В две колоны становись!»

- упражнять в перестроении в две колоны

Сбор семян клёна для ручного труда

Д/и «Что к чему?»

- развивать память, внимание

3

Наблюдение за одуванчиком

Цель: расширять знания детей о лекарственных

растениях

«У медведя во бору»

- развивать быстроту бега

Упражнять в лазании по гимнастической лесенке

Помощь взрослым в обкапывании кустов

Д/и «Скажи наоборот»

- учить  подбирать антонимы

4

Наблюдение за берёзой

Цель: расширять знания детей о берёзе (берёзовый сок)

«Хитрая лиса»

- развивать быстроту бега, смекалку

«Найди и промолчи»

- упражнять в выдержке

Уборка участка от камешков и веточек

Пальчиковая гимнастика «Весна»

-развитие моторики

5

Наблюдение за дождём

Цель: формировать понятие «гроза», обогащать словарный запас (дождливо, пасмурно, хмуро, сыро)

«Горелки» 

- упражнять детей в беге

Упражнять в отбивании мяча о землю

Помощь малышам в уборке участка

И/у «Который по счёту?»

- упражнять в порядковом счёте

6

Наблюдение за насекомыми

Цель: запомнить названия, отличительные особенности

«Жук и птицы»

- развивать прыжки, ловкость

Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперёд

Рыхление земли под кустами

Д/и «Что изменилось?»

- развивать внимание, память

7

Наблюдение за цветами на клумбе

Цель: расширять знания о мире растений

«Мышеловка»

- развивать ловкость, быстроту реакции

Упражнять в ходьбе приставным шагом по узкой дорожке

Подметание веранды и дорожек

Д/и «Назови одним словом»

- активизировать в речи обобщающие слова

8

Наблюдение за птицами

Цель: расширять знания детей о птицах

«Совушка»

- учить выполнять движения по сигналу

Ходьба в колонне змейкой

Подкормка птиц, прилетающих на участок

Д/и «Чьё гнездо?»

- упражнять в образовании прилагательных

9

Наблюдение за рябиной

Цель: учить видеть отличительные особенности деревьев

«Мы весёлые ребята»

- развивать внимание, точно следовать тексту игры

«Иголка, нитка, узелок»

- развивать внимание, ловкость

Уборка мусора возле своего участка

Д/и «Сосчитай»

 - закрепить умение детей в порядковом счете

10

Наблюдение за облаками

Цель: побуждать к высказыванию о причинах явлений в природе

«Сделай фигуру»

- развивать умение бегать, не сталкиваясь, фантазию

«Добеги и прыгни»          

- упражнять в  прыжках в длину

Коллективная работа на клумбе

И/у «Найди различия»

- развивать внимание

11

Наблюдение за разными видами транспорта

Цель: систематизировать знания детей о транспорте

«Карусели»

- развивать внимание, сноровку

«Весёлый мяч»

- упражнять в перебрасывании мяча друг другу

Сбор камушков для игр на улице

Д/и «Исправь ошибку»

- упражнять в образовании притяжательных местоимений

12

Наблюдение за бабочками

Цель: формировать знания о характерных особенностях

внешнего вида бабочки

«Перебежки»

- развивать внимание, быстроту бега

«По тропинке из листьев»

- упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости

Выкладывание узоров из камешков

Д/и «Измени слово»

- упражнять в падежном словообразовании

13

Наблюдение за собакой или кошкой

Цель: расширять знания детей о животном мире

«Кот и мыши»

-развивать ловкость, быстроту бега

«Подскоки»

- упражнять в умении двигаться подскоками

Поливание цветов на клумбе

Д/и «Кто как кричит?»

- учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие

14

Наблюдение за погодой

Цель: учить правильно характеризовать состояние погоды

«Пустое место» 

 - упражнять детей в ловкости, смелости, бег.

 Упражнять в ходьбе прямо и боком по скамейке

Помощь взрослому в уборке сорняков на клумбе

Д/и «Слова - родственники»

- упражнять в подборе однокоренных слов

15

Наблюдение за работой взрослых по уборке территории детского сада

Цель: воспитывать уважение к труду

«Пастух и волк»

- развивать быстроту бега, умение пятнать

Упражнять в прыжках с преодолением препятствий

Высадка цветочной рассады

«Кто больше назовет действий»
- активизировать словарный запас глаголами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов.Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, класс...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Ниже представлена картотеки опытов и экспериментов, которая может использоваться в любой старшей группе дошкольного учреждения....

В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.

Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе...

Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы.

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явле...