Статья: Познавательно-речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера
статья (старшая группа)

Статья направлена для успешной реализации разделов программы воспитания и обучения  детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 Приморского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ:

«Познавательно-речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера»

                                                                            Автор:

                                                                            Щербакова Татьяна Николаевна

                                                                            Воспитатель ГБДОУ №85

                                                                            Приморского района

Санкт-Петербург

2018г.


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИГР РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА.

   Важнейшим условием успешной реализации разделов программы «Воспитание и обучение в д/саду» является деятельностный подход к развитию речи ребенка.

   Основные компоненты речевой деятельности:

  • Мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность;
  • Цель, в которой прогнозируется будущий результат;
  • Содержание, которое представлено в виде знаний;
  • Средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания;
  • Результат, в качестве которого выступает речевая форма.

   Важным условием активности ребенка в речевом развитии в игре является создание условий игрового действия, заданий, поручений, которые «провоцируют» активную речь детей.

   Основными педагогическими условиями развития ребенка как субъекта речевой деятельности можно считать:

  1. Привлечение его к речевому творчеству;
  2. Поставленный переход от принятия цели, поставленной воспитателем, к самостоятельному прогнозированию результатов игровой деятельности;
  3. Решение задач по развитию выразительности речи детей – переход от подражательности к самостоятельному использованию средств речевой деятельности;
  4. Развитие способности детей к анализу и самоанализу речевой деятельности в соответствии с поставленной целью;
  5. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, ориентацию на его потенциальные возможности;
  6. Использование в работе по развитию речи детей развивающих речевое творчество и самостоятельность ребенка.

   Объем представлений от использования игр развивающего характера следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, без освоения которых дальнейшее развитие ребенка будет затруднено.

   Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной, самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх.

   Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственной деятельности. Например: игры из серии «Логические кубики»: Уголки, Сложи узор, Составь куб и др.

   Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во  всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия и, как следствие способствуют обогащению словаря новыми словами и активизируют речь.

   К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кьюизенера, модели и др.

   Играя и занимаясь  с детьми, воспитатель способствует развитию у их умений и способностей:

  • Сравнивать и обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, стремиться к творчеству;
  • Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
  • Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

   Использование игр развивающего характера повседневной деятельности детей способствует более успешному умственному и речевому развитию детей. Дети проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире.

   Растет интерес к коллективным играм и общению со сверстниками. Обращаясь и играя дети постепенно учатся рассказывать о своих действиях, любимых играх, игрушках.  Учат наизусть много стихов, загадок, физкультминуток, пальчиковых гимнастик, считалок и т.д.

   На занятиях и в свободной деятельности, исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими и речевыми умениями:  умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству, осваивают счет. Дети радуются своим достижениям и новым возможностям.

   Развитие познавательной активности детей, творческих способностей и интеллектуального развития  – основная задача дошкольного развития детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера».

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...