Консультация для воспитателей. Развитие образной речи
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
« Содержание занятий в театрализованной
деятельности».
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок; - Упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной);
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития
детей.
Театрализованная деятельности детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.
Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- Развитие речи и навыков театрально - исполнительской
деятельности;
- Создание атмосферы творчества;
- Социально - эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., т. е. со «знаками», играющими роль выразительного языка.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что - либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а так же основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать - для создания звукоподражательных эффектов - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Подготовка к театрализованной деятельности должна приходить в несколько этапов.
Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» А. Толстого «Приключения Буратино» предложить следующие вопросы: каких героев этого произведения можно назвать злыми? Почему?»
Следуют подчеркнуть: чем полнее и эмоциональное восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять и как он чувствует, слушая какое - либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что -то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу (В. А. Сухомлинский).
В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
- Понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что
направлены его переживания, насколько они глубоки и
серьезны; - Помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства,
создать особые условия, в которых может развернуться его
содействие персонажам произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-156414-1433594882.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181319-1358429353.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр детей дошкольного возраста»
Данная консультация объясняет значение дидактической игры для развития связной монологической речи детей. Также в ней представленны дидактические игры помогающии в работе с детьми для развития и...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/29/picture-501736-1690592260.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
!...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/29/picture-1281940-1698573597.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...
Консультация для воспитателей «Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР»
Консультация для воспитателей детского сада содержит рекомендации по организации речевых игр и упражнений, а так же примерный перечень речевых игр для развития грамматического строя речи у детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1106785-1710858967.jpg)
Консультация для воспитателей: «Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
В 6—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет в педагогической практике"
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой куль...