Уголок природы в детском саду
статья
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе центр природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_prirody.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ»
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе центр природы.
Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Центр природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.
У каждой группы детского сада должен быть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в центр природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.
В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный центр, должны быть безопасны. Не допускается иметь в центре природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах необходимо иметь таблички с названием и схему наблюдения и составления описательного рассказа о растении.
Все обитатели центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями центра природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
- В старшей группе в центре природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
- В подготовительной группе в центре природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
1 младшая группа Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.
2 младшая группа Примула, Бегония,Герань,Колеус,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия, Драцена (4-5 видов по 2-3 экземпляра)
Средняя группа Примула, Бегония,Герань,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия,
Драцена, Хлорофитум, Агава, Аспарагус (4-5 видов по 2-3 экземпляра)
Старшая группа 2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.
Подготовительная группа 2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.
Каждое растение должно иметь название и схему наблюдения
Схема наблюдения
- Высота растения - высокое, низкое
- Характер растения - светолюбивое, тенелюбивое
- Тип стебля - Прямой, вьющийся, стелющийся
- Форма листовой пластинки - овальные, круглые, треугольные
- Ширина листовой пластинки - широкие, узкие
- Поверхность листовой пластины - тонкие, толстые, опушенные
- Края листовой пластинки - ровные, с зубчиками
- Расположение листьев
- Полив
- Уход
- За что ценится
Временные обитатели центра природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Можно сделать «сухой» аквариум.
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
В центре природы должны быть календари наблюдений:
- за ростом и развитием растений.
- календарь наблюдений за птицами.
- календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
Календарь наблюдений за птицами
Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.
Календарь представлен листом альбомной бумаги с нарисованным деревом и кормушкой, на которых имеются прорези. После прогулки дети младшей и средней группы находят картинки птиц, которые видели на прогулке и вставляют в эти прорези.
На старшей и подготовительной группе ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).
Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).
Календарь наблюдений за ростом и развитием растений
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.
В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.
В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).
В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
Для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
Примерный перечень растений для посадки
лук-репка,
дольки чеснока,
корнеплоды свеклы,
морковь,
петрушка,
укроп,
листья салата
Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь:
- Муляжи овощей и фруктов.
- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....
Уголок природы в детском саду .
Рекомендация для воспитателей . Уголок природы в детском саду....
уголок природы в детском саду
Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой....
Уголок природы в детском саду.
Уголок природы в детском саду.Формирование экологической культуры начинается с дошкольного периода жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наи...
"Уголок природы в детском саду (из опыта работы)"
Одним из условий, обеспечивающих ознакомление с природой в детском саду, является организация уголков природы. В группе, где я работаю, для уголка приро...
Уголок природы в детском саду
Значение уголка природы-одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой...