Что такое СДВГ?
консультация

Богданович Татьяна Сергеевна

Данный материал проанализирован  и систематизирован в рамках выполнения плана самообразования.

Статью для родителей и педагогов подготовили: Ирина Баранова детский патопсихолог-диагност

Оксана Алисова педагог-психолог высшей категории, специалист по работе с гиперактивными детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam-7.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статью для родителей и педагогов подготовили:

Ирина Баранова детский патопсихолог-диагност

Оксана Алисов педагог-психолог высшей категории, специалист по работе с гиперактивными детьми.

Что такое СДВГ?

С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это особое не оптимальное состояние с ЦНС (центральной нервной системы), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей – оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора «тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека, «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушатся.

Чем отличается активный здоровый малыш от ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?

Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент. Если поместить ребёнка в ограниченное пространство с определённым набором игрушек и предметов обычный малыш через какое то время найдёт себе занятие и сосредоточится на нём. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет – его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет с концентрироваться на определённом виде деятельности.

Основной метод диагностики СДВГ – наблюдение, приведённый выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устаёт и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребёнка специалисту. Возможно это проявление СДВГ.

Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание младенца и ребёнка младшего возраста?

Я считаю, что более менее уверенно говорить о наличии у ребёнка СДВГ можно только к семи годам. Раннее поведение ребёнка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания – говоря простым языком, у ребёнка просто не зрелая психика. Применение серьёзного медикаментозного лечения в этом случаи может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны – само по себе это не является патологией.

Однако вышесказанное не значит, что расторможенного ребёнка дошкольного возраста не надо показывать специалисту!

Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями – моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции и совсем это не обязательно это будет  СДВГ. Поэтому задача специалиста – квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребёнку. Однако такой диагноз как СДВГ может появиться не ранее чем пациент достигнет семилетнего возраста.

Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?

Эмоционально волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом не редко можно наблюдать и высокую истощаемость эффекта, что уже близко к неврастении.

Кто может поставить диагноз СДВГ? В каком возрасте этот диагноз может быть официально подтверждён?

Диагностика СДВГ – это прерогатива психиатров. Конечно предположить наличие этого синдрома может и невролог, и психолог, и даже родители, но официально подтвердить диагноз должен именно психиатр.

Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуются ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?

Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследования глазного дна у окулиста.

Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, шизофрения, аутизм, тревожное расстройство и т.п)?

Именно это и требуется от специалиста – психиатра, патопсихолога, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?

Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствие этого синдрома или его осложнения требуют определённой медикаментозной коррекции – например, сосудистой или дегидратационной терапии.

При СДВГ, как правило, нужен комплексный подход – совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Какой специалист должен наблюдать ребёнка с СДВГ (психолог, невролог, психиатр)?

Ребёнок с СДВГ может наблюдаться одновременно у разных специалистов. Как правило ответственность за выбор и результаты медикаментозной терапии несёт врач психиатр (если родители к нему обратились), психолог же ведёт психокоррекционную работу. Роль невролога при этом отходит на второй план. Конечно неврологи могут оказывать определённую помощь таким детям, однако в коррекции СДВГ психиатры обычно более компетентны чем неврологи.

Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребёнку с умственной отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?

Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребёнка с СДВГ может наблюдаться задержка психического  или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость. Конечно ребёнок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам – подобные проявления не редки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не даёт право говорить о СДВГ.

Есть точка зрения, что СДВГ дети – это очередная ступень развития человечества (индиго дети).

Какой режим дня рекомендуется для ребёнка с СДВГ?

Родителям детей с СДВГ рекомендуют соблюдать чёткий режим дня. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон – желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных и привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня – это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж. Если вы планируете выйти куда  то выйти с ребёнком, то сообщайте ему заранее маршрут, а также за благовременно обговаривайте все детали и правила поведения.

Если у ребёнка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языка, математика и т.п.), таким образом их развивать?  Ведь за частую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребёнок не справляется.

О.А.: Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно стоит развивать, так же, как и у любого другого ребёнка.  Важно помнить, что для гиперактивных ребят важна правильная организация занятий – то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.

Ребёнку СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут- соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если  не заострять внимание на проблеме дисциплины, ребёнок обычно работает  давольно продуктивно и более спокойно себя ведёт.

Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения – например, можно сидеть, поджав ноги, «мотать» ими под столом, вставать рядом с партой и т. п.

Полезны ли для ребёнка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребёнок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?

О.А.: Для ребёнка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут.

Предпочтение стоит отдать плаванью, лёгкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятия спортом помогут ребёнку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ,  и речь здесь  не только о соблюдении «внешней дисциплине» на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).

Что касается требований жёсткой дисциплины на тренировках, то обычно они  выдвигаются, когда ребёнок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей  детей с СДВГ должна быть другая  задача – направить активность ребёнка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшое отступление от дисциплинарных требований  допустимы. Если у конкретного ребёнка  с СДВГ имеются серьёзные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций которая  поможет регулировать отношения внутри группы.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ.

О. А.: сопровождение  семьи, в которой растёт гиперактивный ребёнок, включает два основных направления – воздействие на самого ребёнка  и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями).

Оперативные методы – это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т. е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется «тайм-аут» отнятие фишек (жетонов).  Поведенчиская терапия  с использованием оперативных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперактивным  расстройством поведения:

  1. Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформированы ясно и кратко, а также по возможности наглядно продемонстрированы.  
  2. Последствия поступка ребёнка должны наступать быстро – как можно ближе  во времени  к целевому поведению.
  3. Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
  4. Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей  быстро наступает  эффект привыкания.
  5. Рекомендуется планирование  и структурирование времени гиперактивного ребёнка.

Оперативные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и  штрафные санкции. Подобный подход может быть  использован  не только родителями, но и воспитателями – как инструкция по  реагированию на определённые способы поведения.

Когнитивно – бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены  на развитие у гиперактивного ребёнка навыков самоконтроля. Цель – научить ребёнка регулировать собственное поведение, , увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации.

Основной метод – самонаблюдение, самоинструктаж. Задача – изменить восприятие собственного поведения. В пример можно привести тренинг самоинструктажа  для импульсивных детей по Мейхенбауму.  основа этого метода - самовербализация  (проговаривания)  и самоинструктаж. «То, что люди себе говорят, определяет всё, что они делают», - считал Мейхенбаум.

Терапия с помощью этого метода имеет определённую последовательность:

  1. Определение проблемы (стоп, сначала думаем, о чём вообще идёт речь).
  2. Управление вниманием и планирование (что я могу сделать? Как я должен поступить?)
  3. Управление реакциями – формируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (я сделаю сначала так, а потом вот так).
  4. Исправление ошибок (я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому).
  5. Положительная самооценка (мне удалось сделать это хорошо).

Другим важным аспектом  психокоррекционной работы  с гиперактивным ребёнком является  формирование социальных навыков  в группе. Необходимой и обязательной  является работа  с аффективно – личностной сферой  (тревога, страхи, заниженная самооценка,  агрессивность и др.).  Данные проблемы можно решить с помощью игравой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребёнка  дифференцировать свои чувства  и находить социально приемлемый  способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).

Другие методы психолого-педагогической  коррекции  направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребёнка.

Психолог может помочь  малышу преодолеть нарушения внимания  и памяти, способствовать развитию  наглядно-образного мышления и пространственного  восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.

Важная составляющая сопроваждения семьи с гиперактивным ребёнком – это работа с его окружением.

Сюда входит:

- работа с родителями гиперактивного ребёнка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;

- информирование воспитателей и учителей гиперактивного ребёнка о сути СДВГ;

- обучение родителей и воспитателей эффектным способам общения с ребёнком;

- помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов;

- налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса. Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, «крайности воспитания» - тотальный контроль или попустительство), обучили ребёнка навыкам управления гневом.  Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей. Формы работы могут быть разными  в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также  совместные занятия  с ребёнком. Наиболее эффективная  семейная психотерапия, которая  и должна быть основой психокоррекционной работы.  И не только в случае СДВГ.

Какие проблемы возможны в младшем школьном и подрастковом возрасте?

О.А.: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной  двигательной активностью – родителям и учителям бывает непросто «угомонить» таких деток. У гиперактивного ребёнка нередко страдает  успеваемость – проблема не в интеллекте, а в нарушении  произвольного внимания. Маленькому школьнику  бывает трудно сосредоточиться на определённом виде деятельности.

В подростковом возрасте на первый план выступают трудности  в отношениях со сверстниками  и взрослыми – у таких ребят высок риск формирования  асоциального и антисоциального поведения.

Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз  для будущего таких детей?

О.А.: компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.

Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?

О.А.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга  Эды ле Шан «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», которая очень помогла мне  в тот момент. Главы из этой книги  были перепечатаны  в газетной статье под говорящим названием

«Родительство не для трусливых». Мой совет – мужайтесь. И ….просто любите  своих детей  несмотря ни на что.

Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...