Памятка «Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»
консультация (младшая группа)
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.
К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_adaptatsionnyy_period_pervyy_shag_vo_vzrosluyu_zhizn.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»
города Губкина Белгородской области
Памятка
«Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»
Подготовила:
педагог-психолог
Бондарева Елена Викторовна
2019
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.
К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:
а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;
б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;
в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий стиль. Наименее оптимальным - избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки и рекомендации Е. Арнаутовой, Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис.
Для достижения благоприятной адаптации необходимо решить следующие задачи:
1. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:
- снизить уровень тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:
- снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;
- поднять уровень физической культуры детей.
3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.
Учитывая вышеизложенное, в работе необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.
На следующем этапе работы реализовалась система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.
Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в детях.
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.
Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом необходимо присутствие обоих воспитателей группы и родителей детей.
После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.
Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме:
В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:
- показ настольного театра «Теремок»,
- драматизация сказки «Как собака друга искала»
- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.
При общении с семьями воспитанников должны учитыватся типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.
Основными формами работы детского сада и семьи являются:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- папки передвижки.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни"
В статье рассказывается о воспитании чувства ответственности у детей, которое начинает закладываться в дошкольном возрасте в разные периоды:в 3 года,в возрасте 3,5 - 5 лет, в 5 - 7 лет. Быть отв...
Первый шаг во взрослую жизнь
Рано или поздно, но наш малыш становится старше, и наступает момент, когда ему нужно адаптироваться, вливаясь в новый коллектив.Как правильно поддержать кроху и самим пережить время адаптации, при это...
Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни
статья для родителей...
Статья для родителей " Воспитание ответственности первый шаг к взрослой жизни"
Интересная статья для родителей....
Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни
Родителям очень хочется, чтобы их любимые чада выросли людьми, которые способны нести ответственность за свои поступки. Разумеется, чувство ответственности - характеристика зрелой личности, однако зак...
Ранняя профориентация дошкольника как первая ступень во взрослую жизнь
Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось &ndash...
Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"
Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...