Неизвестная старина
проект
Предварительный просмотр:
Проект
Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре
«Неизвестная старина»
Срок реализации: 1 год
Целевая группа: дети 3-5 лет
Проект разработала:
Ямпольская А.Ю.
.
Содержание:
Пояснительная записка …………………………………………………………………..3
Разработка проекта ……………………………………………………………………….5
Приобщения детей к традициям ………………………………………………………...8
Устное народное творчество……………………………………………………………. 8
Праздники……………………………………………………………………………….. 10
Русские народные игры …………………………………………………………………11
Непосредственная образовательная деятельность в детском саду …………………12
Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства на развитие дошкольника …………………………………………………………………………….13
Заключительная часть …………………………………………………………………..14
Ссылки на источники информации …………………………………………………….15
Пояснительная записка
Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Произведения народного искусства отшлифовывались веками, поэтому « сила воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, в единстве идеи и эмоций».
Как известно, фольклор — это основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Разработка проекта
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.
Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. (Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение) .
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.
Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и педагогов. С помощью проекта достигается основная цель – формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской культуре. Дети знакомятся и изучают русские народные игры, пословицы, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение.
Тип проекта:
Познавательно - развлекательный;
Долгосрочный;
Групповой;
Участники проекта:
Воспитатели;
Дети;
Музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;
Родители;
Актуальность
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;
приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Цель:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
• Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
• Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
• Воспитывать любовь и уважение к Родине.
• Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
• Развивать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
• Знакомство с разными видами устного фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
Схема приобщения детей к традициям:
- Изучение устного народного фольклора
- НОД, игры, беседы
- консультации для педагогов, родителей
- праздники, досуги и развлечения
- выставки творческих работ
Планируемый результат:
1. Использование детьми в активной речи считалок, загадок, потешек и скороговорок.
2. Знание сказок и сказочных персонажей.
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках.
4. Знание истории русского народного костюма, кукол, игрушек и жизни людей в былые времена.
5. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Приобщения детей к традициям
Устное народное творчество:
Основой приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
Потешка, не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», вводит ребенка в мир, учит его жить.
Сказки. Помогают детям отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Считалки - это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать : «Семеро одного не ждут». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений.
Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед
- Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.
- Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Праздники
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей . Особую роль в приобщении дошкольников к народной культуре играют традиционные и обрядовые праздники.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Все праздники в детском саду проходят при участии родителей. Они помогают в подготовке костюмов, разучивания песен и стихов. Принимают активное участие в самих праздниках- участвуют в сценках и конкурсах.
Русские народные праздники, проводимые в нашем детском саду: «Троица», «Яблочный спас», «День Ивана Купалы», « Батюшка Покров» (День Русской культуры), «Дары осени», «Новый год», «Зимние забавы», «Рождественские посиделки», «Масленица».
Русские народные игры
С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.
Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.
Непосредственная образовательная деятельность в детском саду
Основной формой образовательной деятельностью являются игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Рассказ (педагога, детей)
Беседа - Чтение художественных произведений
- Пояснение, объяснение
Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.
Дидактический материал:
- Аудиозаписи русскими народными сказками, песнями и пр.
- Иллюстрированные книги с русскими народными сказками
- Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи
- Образцы поделок и рисунков
НОД с детьми проводится как в группе, так и в мини-музее «Быт русской избы». Музей оснащен пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.
При этом, организуя занятия, мы стараемся создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, задавать вопросы.
Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства на развитие дошкольника
Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому они так легко воспринимаются детьми.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.
Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, птиц, зверей, которых ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, например, мастера гжельской росписи умело составляют орнаменты из травки. Злаков, птиц, полевых и садовых цветов. Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.
Заключительная часть
На начало проектной деятельности дети имели небольшое представление о быте, традициях русского народа, то к его окончанию, получив возможность ближе соприкоснуться с историческим прошлым, они глубже познакомились с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором, прониклись уважением к родной культуре.
У детей не только расширился запас знаний о предметах быта, повысился интерес к познанию жизни своих предков, обогатился словарный запас. У многих воспитанников стала проявляться индивидуальность в общих плясках, играх, благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Дети стали более свободными в общении.
Следует помнить, что, не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. И именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Поэтому так важно обращение к российской старине, ведь «всё начинается с детства»!
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:
- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;
- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
- Быт давних лет становится ближе и понятнее детям.
Ссылки на источники информации:
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/27/proekt-priobshchenie-detey-k-istokam-russkoy-kultury-cherez-narodnye
- http://www.slideshare.net/nadya74/9-16325474
- http://доу165.ивдетсад.рф/Priobschenie-k-narodnomu-iskusstvu
- http://festival.1september.ru/articles/650342/
- http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vlijanie-ruskogo-narodnogo-iskustva-na-tvorcheskoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старину мы помним, старину мы чтим
мероприятие в форме игры КВН...
Проект "Неизвестная старина"
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина»Срок реализации: 2013-2016годЦелевая группа: дети 6-7 лет...
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина» Срок реализации: 2013-2016 год Целевая группа: дети 6-7 лет
Пояснительная записка Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основ...
Проект "Неизвестная старина"
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина»Срок реализации: 2013-2016годЦелевая группа: дети 6-7 лет...
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина»
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры. С помощью проекта достигается основная цель - формирование нравственно - патриотического воспитания дете...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ, посвященного памятной дате «День неизвестного солдата», проводимого в рамках проекта «Памятные даты России» Тема: "Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна"
возрастная группа: воспитанники 5-7лет групп компенсирующей направленности для детей с заиканием и ОНР...