ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы» Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
методическая разработка (старшая группа)
ПРОГРАММА
ШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gr.no9_kruzhok_po_shahmatam.docx | 37 КБ |
gr.no9_kruzhok_po_shahmatam.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
ПРОГРАММА
ШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок реализации 1 год
г. Мегион
2019
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год.
Содержание программы соответствует психолого-возрастным особенностям дошкольников и доступна для детей данного возраста. Все занятия включают в себя как теоретическую часть, так и практическую составляющую, во время которой и реализуется игровая деятельность. Дошкольники знакомятся с шахматной доской и ее элементами, а также с шахматными фигурами. В процессе освоения программы организуются различные дидактические игры, викторины.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости программы
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Объем и реализация рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания.
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы шахматного кружка «Умники и умницы» требует наличия кабинета «Шахматы».
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.
С целью формирования элементарной ИКТ- культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.
Оборудование кабинета:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные столы;
- шахматные часы;
- обучающие видео уроки по шахматам;
- симуляторы игр;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
- знать краткую историю возникновения шахмат;
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры.
План:
Сентябрь | 2. Вводное занятие. 3.Знакомство детей с легендой появления игры "Шахматы" 4. Продолжить знакомство детей с легендой появления игры "Шахматы" |
Октябрь | 1. Знакомство с шахматной доской, просмотр мультфильма "Фиксики играют в шахматы" 2. Знакомство с шахматной доской (повторение) 3. Знакомство с шахматной армией. Рассказы воспитателя о шахматных фигурах. 4.Просмотр презентации «Веселые шахматные фигуры» |
Ноябрь | 1. Расстановка фигур на доске. Просмотр мультфильмов "Уроки Тётушки Совы" 2. Дидактические игры "Чудесный мешочек", "Что общего и чем отличается" 3. Клетки-поля, их цвет и форма, линии на шахматной доске. 4. Горизонтали и вертикали. |
Декабрь | 1.Рисование шахматной доски «В гости к Горизонталику» 2. Знакомство с фигурами. Пешки-пехота. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" 3. Игра пешками. Д/и "Кто быстрее расставит пешки" "Сколько фигур в пехоте", "Сколько клеток на шахматной доске для пехоты" 4. Знакомство с фигурами. Кони-конница |
Январь | 2. Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые». Игра конницей «Прыг-скок» 3. Знакомство с фигурами. Слоны-войско на слонах. 4. Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». Практическое занятие. |
Февраль | 1.Практические игры «Кони против Слона» 2. Практические игры «Защита короля» 3. Практические игры «Пешечный бой» |
Март | 1. Просмотр мультфильма "Фиксики играют в шахматы" 2. Знакомство с фигурами. Ладьи-это лодки. 3. Игра ладьёй. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" 4. Чтение дидактической сказки (отрывка) «В стране шахматных чудес» (дискуссия) |
Апрель | 1. Знакомство с фигурами. Ферзь- полководец. 2. Игра сильнейших – ферзь. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". 3. Знакомство с фигурами. Король- генерал армии. 4. Разучить правило «Королей не уничтожают». Практическое занятие. |
Май | 1. Путешествие шахматных фигур по шахматной доске. 2. Просмотр мультфильмов "Уроки Тётушки Совы" 3.Дидактические игры, "Найди фигуре место на доске", " Кто быстрее расставит всё войско". 4. Практические занятия. |
Июнь | 1.Знакомство«Шахматные часы» 2.Шахматный досуг 3.Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина 4.Практические занятия. |
Июль | 1.Выставка рисунков «Чудесные фигуры» 2. Отгадывание загадок про шахматы 3.Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". 4. Практические занятия. |
Август | 1.Лепка «Шахматные фигуры» 2.Шахматный досуг 3.Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки" 4. Практические занятия. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы
«Умники и Умницы».
Руководитель:
воспитатель Еремеева О.Б.
Введение.
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и
умственного развития личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.
2.Организация здорового досуга.
3.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
4.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Перспективный план работы кружка.
Месяц: СЕНТЯБРЬ
1.Тема: «В стране шахматного королевства»
Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
2.Тема: «Волшебная доска»
Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Месяц: ОКТЯБРЬ
3. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
4. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
5. Тема: «Начальное положение»
Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
Месяц: НОЯБРЬ
7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
9. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
10. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр
Месяц: ДЕКАБРЬ
11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ЯНВАРЬ
15. Тема: «Шахматная фигура Конь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ФЕВРАЛЬ
17.Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
18. Тема: «Пешка»
Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
20.Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Месяц: МАРТ
21.Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
22.Тема: «Шах»
Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
23.Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием«мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
24. Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Месяц: АПРЕЛЬ
25.Тема: «Рокировка»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
26.Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
27. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
28. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
Месяц: МАЙ
29. Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ
Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ
Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру
Список литературы.
1. И.Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск, «Духовное возрождение», 1999.
2. И.А. Бареев. «Гроссмейстеры детского сада». М., редакция журнала «Наш малыш», 1995.
3. В.И. Линдер, И.М. Линдер. «Шахматная энциклопедия». М., ООО «Издательство Астрель», 2003.
4. А. Карпов. «Учитесь шахматам». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 1997.
5. Элизабет Долби. «Шахматы. Как стать хорошим игроком». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 2003
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
ПРОГРАММА
ШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок реализации 1 год
г. Мегион
2019
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год.
Содержание программы соответствует психолого-возрастным особенностям дошкольников и доступна для детей данного возраста. Все занятия включают в себя как теоретическую часть, так и практическую составляющую, во время которой и реализуется игровая деятельность. Дошкольники знакомятся с шахматной доской и ее элементами, а также с шахматными фигурами. В процессе освоения программы организуются различные дидактические игры, викторины.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости программы
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Объем и реализация рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания.
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы шахматного кружка «Умники и умницы» требует наличия кабинета «Шахматы».
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.
С целью формирования элементарной ИКТ- культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.
Оборудование кабинета:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные столы;
- шахматные часы;
- обучающие видео уроки по шахматам;
- симуляторы игр;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
- знать краткую историю возникновения шахмат;
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры.
План:
Сентябрь | 2. Вводное занятие. 3.Знакомство детей с легендой появления игры "Шахматы" 4. Продолжить знакомство детей с легендой появления игры "Шахматы" |
Октябрь | 1. Знакомство с шахматной доской, просмотр мультфильма "Фиксики играют в шахматы" 2. Знакомство с шахматной доской (повторение) 3. Знакомство с шахматной армией. Рассказы воспитателя о шахматных фигурах. 4.Просмотр презентации «Веселые шахматные фигуры» |
Ноябрь | 1. Расстановка фигур на доске. Просмотр мультфильмов "Уроки Тётушки Совы" 2. Дидактические игры "Чудесный мешочек", "Что общего и чем отличается" 3. Клетки-поля, их цвет и форма, линии на шахматной доске. 4. Горизонтали и вертикали. |
Декабрь | 1.Рисование шахматной доски «В гости к Горизонталику» 2. Знакомство с фигурами. Пешки-пехота. Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" 3. Игра пешками. Д/и "Кто быстрее расставит пешки" "Сколько фигур в пехоте", "Сколько клеток на шахматной доске для пехоты" 4. Знакомство с фигурами. Кони-конница |
Январь | 2. Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые». Игра конницей «Прыг-скок» 3. Знакомство с фигурами. Слоны-войско на слонах. 4. Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». Практическое занятие. |
Февраль | 1.Практические игры «Кони против Слона» 2. Практические игры «Защита короля» 3. Практические игры «Пешечный бой» |
Март | 1. Просмотр мультфильма "Фиксики играют в шахматы" 2. Знакомство с фигурами. Ладьи-это лодки. 3. Игра ладьёй. Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" 4. Чтение дидактической сказки (отрывка) «В стране шахматных чудес» (дискуссия) |
Апрель | 1. Знакомство с фигурами. Ферзь- полководец. 2. Игра сильнейших – ферзь. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". 3. Знакомство с фигурами. Король- генерал армии. 4. Разучить правило «Королей не уничтожают». Практическое занятие. |
Май | 1. Путешествие шахматных фигур по шахматной доске. 2. Просмотр мультфильмов "Уроки Тётушки Совы" 3.Дидактические игры, "Найди фигуре место на доске", " Кто быстрее расставит всё войско". 4. Практические занятия. |
Июнь | 1.Знакомство«Шахматные часы» 2.Шахматный досуг 3.Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина 4.Практические занятия. |
Июль | 1.Выставка рисунков «Чудесные фигуры» 2. Отгадывание загадок про шахматы 3.Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". 4. Практические занятия. |
Август | 1.Лепка «Шахматные фигуры» 2.Шахматный досуг 3.Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки" 4. Практические занятия. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы
«Умники и Умницы».
Руководитель:
воспитатель Еремеева О.Б.
Введение.
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и
умственного развития личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.
2.Организация здорового досуга.
3.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
4.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Перспективный план работы кружка.
Месяц: СЕНТЯБРЬ
1.Тема: «В стране шахматного королевства»
Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
2.Тема: «Волшебная доска»
Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Месяц: ОКТЯБРЬ
3. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
4. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
5. Тема: «Начальное положение»
Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
Месяц: НОЯБРЬ
7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
9. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
10. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр
Месяц: ДЕКАБРЬ
11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ЯНВАРЬ
15. Тема: «Шахматная фигура Конь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ФЕВРАЛЬ
17.Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
18. Тема: «Пешка»
Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
20.Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Месяц: МАРТ
21.Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
22.Тема: «Шах»
Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
23.Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием«мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
24. Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Месяц: АПРЕЛЬ
25.Тема: «Рокировка»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
26.Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
27. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
28. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
Месяц: МАЙ
29. Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ
Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ
Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру
Список литературы.
1. И.Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск, «Духовное возрождение», 1999.
2. И.А. Бареев. «Гроссмейстеры детского сада». М., редакция журнала «Наш малыш», 1995.
3. В.И. Линдер, И.М. Линдер. «Шахматная энциклопедия». М., ООО «Издательство Астрель», 2003.
4. А. Карпов. «Учитесь шахматам». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 1997.
5. Элизабет Долби. «Шахматы. Как стать хорошим игроком». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая викторина "Умники и умницы" для детей старшего дошкольного возраста
Викторина поможет закрепить у детей знания о весенних приметах, расширить представление о первых весенних цветах....
Музыкальная викторина "Умники и умницы" для детей старшего дошкольного возраста
В викторине использованы интерактивные игры, физминутка, загадки....
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку; доставить де...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей старшего дошкольного возраста
Интеллектуальная игра, способствующая развитию познавательной активности, логического и творческого мышления, выявлению и развитию интеллектуальных способностей детей....
НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста...
НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста
НОД по речевому развитию «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста...
ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы» Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Срок реализации 1 год
ПРОГРАММАШАХМАТНОГО КРУЖКА «Умники и умницы»Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)Срок реализации 1 год...