Педагогическая мастерская "Театрально-игровая деятельность в ДОУ".
опыты и эксперименты (старшая группа)
В настоящее время стала актуальна проблема формирования образной речи детей дошкольного возраста. Речь изобилует сорными, иногда бранными словами. Чтобы сформировать речевую культуру у ребенка, существует мног средств, одним из них является приобщение его к театрализованной деятельности.
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.
Давайте с вами поиграем в игры.
1. Упражнения на три вида выдыхания".
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппаарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ссссссс....
Шумят деревья - шшшш .....
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ссссс! ссссс! ссссс!
Метет метель - шшшшш! шшшшш! шшшшш!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - ф!ф!ф!
Пилит пила - с! с! с! с!
Заводится мотор - р! Р! Р!Р!Р!
Придумайте подобные упражнения и соедините все три вида выдыхания в одном упражнении. Например: "Мотоцикл": заводим мотор Р!Р!Р!Р!....РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
Для четкого произношения согласных на конце слова можно предложить такие упражнения, как "Летний дождь", "В зоопарке", "В лесу", где дети кще могут подбирать рифму к словам.
"Летний дождь"
Ут-ут-ут-ут-на лугу цветы цветут,
Ют-ют-ют-ют- птички весело поют,
Ят-ят-ят-ят-злобно комары звенят,
Ит-ит-ит-ит-заяц под кустом сидит
"В зоопарке"
Ит-ит-ит-ит-полосатый тигр рычит,
Ёт-ёт-ёт-ёт-медленно змея ползет,
От-от-от-от- быстро лебеди плывут,
Ят-ят-ят-ят - обезьянки там шалят
"В лесу"
ЁТ -ёт-ёт-ёт - соловей в лесу поет,
Ут-ут-ут-ут-у пенька грибы растут,
Ат-ат-ат-ат- под кустом ежи шуршат,
Ит-ит-ит-ит-дятел на сосне стучит.
Одним из средств формирования речевой культуры являются скороговорки. Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Скороговорка - это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Разучивая скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая "мячик" от пола. Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:
1. "Испорченный телефон" - играют 2 команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель который лучше и точнее произнесет вслух.
2. Вариант "Ручного мяча" - дети стоят в кругу, в центре - ведущий с мячом, он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры.
3. "Змейка с воротцами" - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается.
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику свего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом, жестами.
"Как живешь?"
- Как живешь? - Вот так!
- А плывешь? - Вот так!
- Как бежишь? - Вот так!
- Вдаль глядишь? -Вот так!
- Ждешь обед? - Вот так!
- Машешь вслед? - Вот так!
- Утром спишь? - Вот так!
- А шалишь? - Вот так!
"Шея есть, шеи нет"
Шея есть-стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет-поднять плечи вверх, как бы "вытянуть" (повторять несколько раз)
"Закрыть книжку, раскрыть"
Закрыть книжку - плечи вперед.
Раскрыть книжку - плечи отвести назад.(повторять несколько раз)
Какой актер в старых немых фильмах рассказывал замечательные истории без всяких слов, только жестами и мимикой! (Чарли Чаплин)
И мы сейчас займемся пантомимикой. Это занятный способ развивать в ребенке творческое начало и уверенность в себе.
Игры на имитацию заданных движений
1. "Покажи, что ты чувствуешь".
2. "Различные походки"
Игра "Пантомима"
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет, дети другой команды отгадывают (поезд, утюг, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, воздушный шар, книга.
Знать и чувствовать-важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом - все это и есть мир наших чувств и эмоций. Ориентироваться в бескрайнем море эмоций и ощущений помогут картинки.
Наш художник нарисовал мальчика, упустившего рыбку, а дети должны объяснить, почему ему обидно, что выражают его лицо и жесты. Составьте историю, исходя из картинки и передайте эту историю с помощью жестов и мимики. Одна команда показывает, а другая должна угадать настроение этой картинки.
Игра "Солнышко"
Предложить одному ребенку изобразить с помощью мимики настроение солнышка, а другие дети называют это настроение.
Игра "Настроение"
Детям предлагается в рисунке отразить веселую и грустную картинку. А поможет нам в этом Пьеро (одна сторона веселая, другая грустная) Какие цвета мы подберем для веселого Пьеро и для грустного.
Можно предложить для определения эмоции, чувств и цвета мальчика Пьеро. Для веселого, радостного настроения, какие можно использовать цвета? - красный, желтый, оранжевый, белый, зеленый, а для грустного - синий, фиолетовый, черный, серый. (Демонстрационный материал плоскостная кукла Пьеро)
Игра "Нарисуй и скажи"
Воспитатель: возьмите лист бумаги и нарисуйте выражение лица человека:
- веселого - Ура! Осень наступила!
- злого - Ну, надо же! Опять осень!
- грустного - Осень - это так грустно.
- сонного - Осень. Вот почему так спать хочется.
- задумчивого - Ну, надо же, действительно осень.
- удивленного - Это что же, уже осень?
- смеющегося - Осень наступила, как красиво вокруг.
- плачущего - Осень пришла, а за ней - зима. Не хочу-у-у...
А теперь скажите о том, что наступила осень, с интонацией нарисованного вами человека.
К нам пришли герои сказок. Вы определите, из каких сказок эти герои ("Маша и медведь", "Красная шапочка"...)?
Вы попробуйте сочинить свою сказку, соединив всех этих героев в один сюжет.
Мы с вами пришли к выводу, что если игра для ребенка - это способ существования, познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Покажи походку манекенщицы
Покажи походку старого человека
Покажи походку задаваки
Покажи походку очень спешащего человека
Покажи походку человека, у которого жмут ботинки
Покажи походку балерины
Покажи, что ты чувствуешь: - когда на улице очень холодно
Покажи, что ты чувствуешь:- когда светит солнце
Покажи, что ты чувствуешь: - когда у тебя болит живот
Покажи, что ты чувствуешь: - когда на тебя прыгнула большая собака
Покажи, что ты чувствуешь: - когда кто-то отнимает мороженое
Покажи, что ты чувствуешь: - когда ты пошел с мамой за покупками и потерялся
Покажи, что ты чувствуешь: - когда пришел в гости и неожиданно попал на день рождение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет
Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ
В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....
Презентация «Педагогические возможности театрализованной деятельности".
«Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии младших дошкольников". Сказки-шумелки. (из опыта работы)...
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
«Инновационная технология, используемая в педагогической и коррекционной деятельности»
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных ...
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...