консультация для родителей "Начать с себя!"
консультация

Одинцова Наталья Владимировна

Ещё не так давно, всего несколько лет назад, самым важным в воспитании и обучении считалось, чтобы ребёнок соответствовал некоторой средней норме. происходящее в последнее время изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, позволяют по-новому решать проблему одарённости детей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Консультация

       для родителей на тему:

            «Начать с себя!»

                                                  Воспитатель Одинцова Н.В.

                                                  МКДОУ: д/с № 2

                                                  «Малинка»

                                                  г. Кимовск

                                       2019

Маленькие дети милы и доверчивы, забавны и радостны. Играть, фантазировать, веселится – что может быть интереснее для ребёнка? Как далеки от них заботы и тревоги взрослых. Но разве не так и должно быть? Подрастут и ещё успеют окунуться в сложный взрослый мир. А пока – беспечное детство. Ребёнок здоров, сыт, одет, весел, с удовольствием играет с разными игрушками, в которых нет недостатка. Значит, взрослым можно не тревожиться: с малышом всё в порядке. Так и думают многие родители. А на вопрос о способностях, дарованиях недоуменно пожимают плечами: мол, что от него сейчас можно требовать, ребёнок как ребёнок, подрастёт, тогда посмотрим. Или же категорично заявляют: все дети талантливы, чем мой хуже других, вырастет, покажет себя.

Древнее изречение гласит: «Преждевременность судима, а опоздание уже осуждено». Сколько в своей жизни мы можем найти подтверждений этому, когда, упустив момент, уже ничем не можем исправить положение. Эта же опасность подстерегает нас в воспитании детей.

В отношениях здоровья всем взрослым ясно: если не заботится о нём с первых дней жизни ребёнка, если не закалять, не следить за режимом дня, питанием, своевременно не делать профилактические прививки, вряд ли ребёнок вырастет физически крепким. А чтобы он вырос творческим, талантливым? Может быть, об этом нужно думать тоже с пелёнок?

В последние годы проблема раннего выявления и развития способностей и дарований у детей становится всё более актуальной. И это не случайно.

Ещё не так давно, всего несколько лет назад, самым важным в воспитании и обучении считалось, чтобы ребёнок соответствовал некоторой средней норме. Конечно, есть дети с задержками развития, обусловленными физическими или серьёзными психическими причинами (заболеваниями); такие дети не могут быть отнесены к так называемой норме. Но своевременная диагностика, соответствующее лечение и коррекционная педагогика – всё это способствует тому, чтобы и таким детям дать шанс если не стать нормой, то как можно ближе подойти к ней. Очень многое делалось и делается в этом направлении. Но что поделать с теми детьми, которые тоже выпадают и общепринятой «нормы», отличаясь при этом не в худшую сторону, а в лучшую? Ещё недавно им тоже давался шанс… стать нормой(!?)

Происходящие в последнее время изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, - позволяют по-новому решать проблему одарённости детей-дошкольников. Получив право самостоятельно определять содержание и формы учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы детских садов и центров не только в Москве, но и во многих регионах России выбирают развитие творческих способностей как основное направление работы.

Сразу возникает множество вопросов. Какие в детском саду созданы условия для стимулирования и раскрытия способностей в дошкольном детстве? Как построена работа с творческими детьми? Какие программы созданы для этого? И какова ваша роль, как родителей, в развитии способностей ваших детей?

У вас будет возможность получить ответы на эти вопросы на первом общем родительском собрании, а сегодня мы будем говорить о роли родителей в развитии творческих способностей у ваших детей.

Мысль об уникальности их ребёнка естественна для родителей ( она появляется вместе с их рождением), но вот когда об этом начинают говорить другие – родственники, знакомые, педагоги, родителей начинают одолевать сомнения: «А вдруг не просто умный, не просто способный?...». И вот тут появляется желание, вернее жизненная необходимость получить объективную оценку со стороны, от людей, умеющих не только сказать, одарён ли ребёнок, но и дать совет, что же делать дальше, как его воспитывать, развивать.

Ведь почти в каждой группе детского сада можно найти детей, по уровню развития заметно превосходящих ровесников. Таких детей воспитатели называют «умнички», «наши звёздочки», «наши первые помощники» или просто «сильные дети», имея прежде всего в виду высокий уровень развития их способностей. Чаще всего к «способным» относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если вы среди различных признаков выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда исследователей.

Как часто взрослые сетуют на неусидчивость, невнимательность, нетерпеливость малыша! Пять минут на месте не сидит. И вдруг ребёнок преображается, когда его что-то сильно заинтересует. То будет подолгу играть с конструктором, что-то всё время достраивая и изменяя. То начнёт приставать с вопросами и тут уж не отступиться, пока не получит исчерпывающие ответы. А когда-то хватает только на 5-10 минут, какой бы занимательной не казалась игра или новая книжка.

Итак, сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.

Расположенность к творчеству так же является отличительной чертой детской одарённости. Специалисты-психологи отмечают: «Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильных и неправильных действий. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Развитие в дошкольном возрасте идёт необычайно быстрыми темпами, изменения наглядны и впечатляющи. Ребёнок активно познаёт себя и мир. Создаются большие возможности для развития психики. Всё это характерно для всех нормально развивающихся детей-дошкольников. Но существует такая точка зрения, что одарённость, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить её будет просто невозможно. Следовательно, никаких специальных усилий и действий для её выявления не нужно осуществлять. А когда она появится, даст о себе знать, заранее сказать никто не может. Это тайна природы. Значит, нужно только набраться терпения и ждать. Это неверное суждение.

Как доказывает практический опыт, нужно помочь ребёнку реализовать всё то, что дают дошкольные годы для развития детского творчества. Чтобы ростки дарований не погибли, не ослабли, важно вовремя их заметить и поддержать. А для этого необходима ранняя диагностика детских способностей.

Следует помнить, что сначала ребёнок учиться понимать речь. Существует большая разница между развитием понимания речи и активной речи. Одарённые дети иногда начинают говорить довольно поздно, но, как правило, сразу сложно, грамотно, много. И вместе с тем, если ребёнок имеет большой словарный запас, говорит длинными, сложными предложениями, тонко реагируя на особенности языка, с большой долей вероятности можно предполагать хорошо развитый интеллект.

Если родители, которые как бы снимают свои проблемы, перекладывая их на плечи других – воспитателей, педагогов. «Их этому учили специально, за это им деньги платят, вот пусть и развивают». Но большинство всё же готово «сделать всё для развития ребёнка». Папа – бизнесмен покупает для сына электронный синтезатор и компьютер. Мама, которая воспитывает дочку одна. Отказывает себе в покупке сапог, лишь бы девочка могла брать уроки английского языка. Каждый старается в меру своих сил и возможностей. Почему же результат так часто не удовлетворяет? Что ещё нужно сделать? Взрослые удивляются, когда им говорят: «Чтобы раскрыть дарования малыша, нужно начать с себя; и в размышлениях над трудностями и неудачами начать с себя, а не с ребёнка».

Если спросить родителей, любят ли они своего ребёнка, ответ, конечно, будет утвердительным. Но так ли это на самом деле?

Социолог и психолог Э. Фромм подчёркивал, что главное в любви – отдавать не для того, чтобы получать, а потому что это само по себе приносит радость.  «Любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим».

Самоотверженная любовь родителей – это мощный поток энергии, наделяющий ребёнка силой и способностью сопротивляться испытаниям судьбы. Что чаще всего мешает человеку творчески реализовать себя? Страх неудачи, страх показаться глупым, смешным, странным в глазах окружающих. Любовь близких рассеивает эти страхи. Создаёт основу уверенности ребёнка в себе, для его самоуважения.

Истинная любовь к ребёнку предполагает принятие его таким, каков он есть, признание его уникальности и его возможностей для самостоятельного позитивного роста.

Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детской одарённости. Процесс воспитания – длительный, требующий много сил, времени. Но не следует отчаиваться и сетовать, что всё уходит в пустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно. Если не верить в это, не понимать своей роли в развитии ребёнка, бессмысленно мечтать о раскрытии творческого потенциала малыша.

Нередко родители явно недооценивают свои возможности как педагогов. Осознавая большую роль своих отношений и действий в развитии ребёнка, они говорят, что не знают, чем могут ему помочь. Конечно. Многое определяется особенностями темперамента, характера, ценностных ориентаций, знаний, грамотностью родителей. Но при желании можно найти оптимальный для себя и своего малыша путь поддержки его способностей. Понимание того, что самим родителям нужны помощь, руководства, послужит стимулом к поиску нужной информации, самообразованию.

Дошкольный возраст – возраст игры. Но некоторые родители ошибочно полагают, что ребёнок должен играть самостоятельно. Малыша стараются убедить, что нужно играть в своей комнате, в игровом уголке, принимают за непослушание его стремление быть там, где взрослые, - на кухне, где мама готовит, или в ванной, где мама стирает. Родители не понимают, как ребёнку в игре необходимы их поддержка и одобрение. Помните! Ребёнок постоянно испытывает нехватку в партнёре для специфического общения на уровне игры и фантазии. И этот интерес к игре родители должны направлять и поддерживать: не только покупать новые игрушки, но и своевременно пополнять знания о том явлении, которое дети изображают в игре. Среди различных приёмов влияния на содержание игры важнейшее место принадлежит вопросам, с помощью которых взрослый будит мысль ребёнка, направляет её. Своими вопросами родители ставят перед детьми задачи, требующие активной работы мысли и действий для её решения.

Умелое сочетание прямых методов руководства игрой (показ игровых действий) и косвенных словесных указаний даёт возможность максимально способствовать развитию творческой одарённости дошкольника.

Оценки участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка

Взрослые, заинтересованный в развитии детей, многое делают для этого. С целью самопроверки и самооценки своего вклада в развитие творческого потенциала ребёнка можно использовать следующую анкету.

По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов: «да, часто», «иногда», «нет», «не знаю».

  1. Создание условий для творческого развития ребёнка в доме и вне его:
  • Приобретаете книги, игрушки, игры, которые, с вашей точки зрения, полезны для развития ребёнка;
  • Обеспечиваете материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и пр.);
  • Организуете место для творчества ребёнка: стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для рисунков и других работ ребёнка, соответствующее освещение;
  • Позволяете изменять привычный порядок вещей в доме, например: устраивать переделки в детской комнате в соответствии с увлечениями ребёнка, по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно;
  • Контролируете умственные занятия и физическую нагрузку ребёнка, режим дня;
  • Даёте ребёнку время для занятий, размышлений в одиночестве;
  • Приглашаете специалистов для индивидуальных занятий музыкой, рисованием, иностранным языком;
  • Организуете посещение кружков, студий.
  1. Активное участие родителей в творческом развитии ребёнка:

А) занятия дома:

  • Отвечаете на вопросы ребёнка;
  • Обсуждаете вместе разные проблемы;
  • Читаете ребёнку вслух;
  • Вместе разгадываете загадки, решаете кросворды, ребусы и придумываете свои;
  • Рисуете, лепите, вырезаете ножницами;
  • Играете;
  • Конструируете;
  • Совместно с ребёнком выполняете работы по дому;
  • Вместе смотрите детские телепередачи и обсуждаете увиденное;
  • Слушаете музыку, поёте;
  • Помогаете ребёнку составлять различные коллекции в соответствии с его интересами;
  • Устраиваете вместе с ребёнком выставки его работ дома;
  • Приобщаете ребёнка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музицирование, игра в шахматы, работы по дереву);
  • Записываете идеи, высказывания, сочинения ребёнка;

Б) Совместный досуг дома:

  • Вместе отдыхаете на воздухе в выходные дни: гуляете во дворе, ходите в парк, выезжаете за город;
  • Проводите с ребёнком свой отпуск, выезжая за пределы своего города;
  • Занимаетесь с ребёнком спортом, физическими упражнениями, ходите на стадион, посещаете спортивные соревнования;
  • Устраиваете совместные посещения театров, музеев, выставок, кинотеатров и пр.
  • Посещаете библиотеку
  1. Стимуляция творческой активности ребёнка:
  • Поощряете его творческую деятельность, создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, коллекций, конструкций);
  • Поощряете стремление ребёнка исследовать окружающий мир;
  • Помогаете в поиске интеллектуальных  сверстников и единомышленников среди ровесников и старших детей, с кем ребёнок может  обсуждать интересующие его проблемы: устраиваете встречи, приглашаете их к себе в дом, ходите в гости;
  • Поощряете активное участие вашего ребёнка помогаете приобрести необходимые ему знания, умения, навыки;
  • Показываете ребёнку, что вы цените его достижения, работы;
  • Проявляете уважение к его интересам, даже если вы не всегда их разделяете.

Ответив на вопросы анкеты, подумайте, какую оценку вы можете себе поставить. Ваша активность и участие в раскрытии творческой одарённости ребёнка:

                    а) недостаточны;

                    б) сверх-достаточны;

                    в) разумны и достаточны

Всегда помните, что родительская любовь вопреки всему может многое. У вас большое поле деятельности. Шире используйте свои способности! Не спешите говорить своему малышу: «Я этого не знаю, не умею!» Смелее подключайте свой опыт, интуицию, знания в освоении заинтересовавших малыша сфер знаний и деятельностей. Ведь мы, взрослые тоже часто не знаем всех своих возможностей и реализуем себя в жизни далеко не полностью. Не так ли? Возможно, вы получаете шанс раскрыть в себе новые способности или даже дарование. Дерзайте!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие уверенности в себе у детей"

Материал по формированию у детей уверенности в себе....

Консультация для родителей «Защитите себя и своих детей».

   Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волн...

консультация Почему дети плохо себя ведут?

консультация для воспитетелей и родителей...

Консультация "Ребёнок меня от себя не отпускает!"

Наблюдая за своим ребёнком , выделяем три основные причины его беспокойство....

Консультация для родителей "Как себя вести в условиях пандемии COVID-19 для сохранения физического и психического здоровья"

Коронавирус, контагиозность, кризис, карантин - краткая подборка слов на букву К, вызывающих тревогу. Если одной буквой не ограничиваться и взглянуть более масштабно, происходящее сейчас в мире -эпиде...