Типы трудных детей
консультация

Савкуева Флора Магометовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_trudnyh_detey.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПЫ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Классификация типов личности "трудных" детей

  1. Возбудимый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это человек, стремящийся к лидерству, ради чего проявляет активность в коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за свое.

Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.

Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.

Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу.

Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.

Поощрения.

Угроза административного воздействия.

  1. Неуправляемый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Импульсивен и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера «отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной, хоть «блатной») среды.

Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.

Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.

Бесполезно также собирать на ребенка «компромат», чтобы поссорить его с другими ребятами: это вызовет агрессию против одноклассников.

Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.

Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.

Внимательное наблюдение, отсечение возможности общения с другими «трудными», создание ощущения неотвратимости наказания за нарушение дисциплины.

  1. Упорный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Очень честолюбив и готов ради лидерства на все. Мстительный и злопамятный. Обладает авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и определенны, а чужих он не признает: «есть два мнения: мое и неправильное». Поддерживает «уголовные традиции». Своих взглядов придерживается строго и последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С несогласными расправляется жестоко, иногда имеет склонность к садизму. Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы.

Если группу создать не удается, переквалифицируется в «борца за справедливость» и заваливает жалобами школьное и более высокое начальство.

Пугать, ругать, убеждать в недопустимости его поведения, тем более пытаться наладить «дружеский» контакт.

При проблесках «положительной» направленности сразу же привлекать к руководящей работе на благо общества.

Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.

«Отсроченное наказание»: назначать беседу с директором по поводу плохого поведения на другой день.

  1. Активный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Похож на упорный, но менее разборчив в своей активности. Охотно берется за любые дела, но до конца редко что-то доводит. Может быть лидером «отрицательной» группы, но согласен и на роль активного ее члена: он стремится не к лидерству как таковому, а к активности. Неосмотрителен, хотя и изворотлив: его хитрости шиты белыми нитками. Способен сохранять работоспособность на уроке лишь минут 15, затем начинает нарушать дисциплину, на замечания отвечает грубостью.

Из-за конфликтности часто становится «отвергаемым» уже к концу обучения в средних классах.

«Отсроченное наказание»: у такого ребенка низкая стойкость аффекта.

Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.

Поощрения при каждом небольшом достижении.

Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.

«Приучать» к правильному стилю поведения с помощью повторяющихся действий.

Действенны угрозы наказания, но не очень «суровые».

Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.

 

  1. Демонстративный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.

Он постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения. Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от учителей. В условиях коллектива он адаптироваться самостоятельно не способен.

Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.

Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).

Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.

Привлекать к работе художественной самодеятельности.

За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.

Угроза общественного порицания за какой-то поступок.

Внимательный контроль с целью предотвратить преступление в состоянии аффекта или попытку самоубийства, если ребенок все же попал в «отвергаемые».

  1. Безвольный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

У него нет ни воли, ни интереса к деятельности; он ленив, инертен и не испытывает интереса к чему-либо. О таких учителя часто говорят: «Ему лень подумать». Такой школьник нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором какой-либо проделки. Лживость, боязливость, отсутствие интереса к любой учебной или трудовой деятельности характеризуют такого ребенка.

Назначать на руководящую должность в детском коллективе.

Позволять бесконтрольно общаться с «трудными» подростками.

Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)

Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.

Контролировать, не допуская общения с «трудными», а создавать ситуации необходимости общения с хорошими ребятами.

Поощрять благодарностью на линейке за достижения.

Вырабатывать с помощью упражнения навык хорошего поведения.

Работа с «трудными» должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций: культурных, спортивных и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

Консультация для педагогов "Трудные дети или трудные родители"

Ребёнок, которого называют «трудным», всегда страдает. Ему  сложно, просто  потому, что воспитательные правила (а они существуют!) неизвестны родителям, не поняты и, таким образо...

«Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребе...

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....