Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании
Дети которые посещают детский сад, имеют много свободного времени. Поэтому родители, всячески пытаясь разнообразить досуг своего ребенка, везут их на пляж. Да и кто из взрослых не знает, что вода полезна для здоровья? Тут и закалка, и физическая нагрузка…
Море, солнце и песок – казалось бы, что нужно ребенку для счастья? Но, сложно счесть все неприятности и беды, которые поджидают каждого малыша у водоема. Особенно, если ребенок плохо плавает или же вовсе не умеет плавать. Поэтому, очень важно, чтобы родители заранее проинструктировали своих малышей по поводу правил поведения детей на воде.
Правила безопасного поведения детей на воде не многим отличаются от правил для взрослых, но, все же, некоторые отличия есть.
• Ребенку должно быть категорически запрещено не только купаться, но и находится недалеко от водоема или приближаться к нему, если поблизости нет родителей. Никогда не оставляйте малыша под присмотром чужих людей.
• Маленьким детям нежелательно нырять, ведь если ребенку в ухо попала вода, это может привести к серьёзной болезни.
• Ни в коем случае нельзя играть в местах, где можно упасть в водоем.
• Ребенку нельзя купаться в глубоких местах не только если он плохо плавает или неуверенно держится на воде, но даже если он отличный пловец. Не стоит разрешать ребенку заплывать на глубину даже в присутствии родителей.
• Ни в коем случае не нырять в незнакомых местах.
• Категорически запретите детям прыгать в воду с обрывов, мостов или других возвышений.
• Буйки созданы для того, чтобы отмерить безопасное расстояние в водоеме, дальше которого нельзя заплывать.
• На воде категорически запрещены игры, во время которых нужно захватывать и топить других. Нырять для того, чтобы схватить кого-то за ноги тоже не желательно. Испуганный человек может нечаянно нанести шутнику серьёзную травму.
• Щиты с надписями «Купаться строго запрещено» тоже не просто так стоят. Никогда не нарушайте этого запрета.
Безопасность детей на воде в летний период ложится полностью на плечи их родителей. Они должны тщательным образом следить за своими детьми, где бы они не находились – будь-то знакомые места, или нет!
Работа воспитателей по воспитанию безопасного поведения детей на воде должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым.
Задача воспитателя заключается в формировании у дошкольников знаний безопасного поведения на воде в процессе занятий, экскурсий, игр, досугов, бесед, опытно - эксперементальная деятельность с водой.
Основной целью является: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на воде.
Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Формировать у детей представление об опасных и чрезвычайных ситуациях на воде;
2. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;
3. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения;
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;
5. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения на воде;
6. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
Формы работы с детьми:
• игры;
• наблюдения;
• тематические прогулки;
• беседы;
• образовательные ситуации;
• физкультминутки;
• опыты;
• трудовые поручения;
• развлечения, праздники;
• совместная деятельность;
• самостоятельная деятельность;
-чтение художественно литературы;
-опытно-эксперементально деятельности
При организации педагогического процесса по освоению данного направления мы продолжали развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям через:
• подвижные игры: «Барсук и дети», «На рыбалки», «Морской мир», и др.
• игровые ситуации:
«Лето в гостях у ребят»;
«На полянку ляжем, лапки всем покажем»;
«Ехали, ехали – к солнышку приехали» и т. д.
Особое внимание уделяли правилам безопасного поведения на воде. Провели:
• беседы:
«Будь осторожен у воды»;
«Осторожно вода»;
• образовательные ситуации:
«Что бы не было беды будь осторожен у воды»;
«Расскажем Мишутке, как вести себя у воды»;
«Как нельзя вести себя рядом с водоемами»;
«Если с тобой случилась беда»…
Чтение художественных произведений. (сказки, попевки, потешки, народные песенки, прибаутки)
«Мыльные пузыри» Э. Фарджен;
«Наша Таня громко плачет»
«Кто живет в воде»
«Мойдодыр»
«Тайна малиновой воды»
«Хорошая вода»
«Дождик, дождик – поливай!»,
Вовлекали детей в простейшую поисковую деятельность:
«Найди из предложенных картинок всё, что понадобится для купания»;
«Разложи картинки, где мальчик или девочка поступают правильно- неправильно»;
Очень яркими и содержательными для детей являются развлечения.
«Праздник воды».
«Мыльные пузыри»
Учитывая особенности становления изобразительной деятельности у детей трёх четырех лет, за основу мы взяли воспитательную задачу: продолжать развивать у малышей интерес к рисованию, лепке, конструированию и личностные качества (внимание, наблюдательность, аккуратность, доброжелательность, умение действовать рядом, сообща, вместе, не мешать друг другу).
Дети принимали активное участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослым и детьми) композиций
• в рисунках: «Солнышко моё»,«Дождик, дождик, кап-кап-кап!».
• в лепке: «Спасательный круг» «Уточка».
• в аппликации: «Рыбки плавают в пруду».
• в конструировании: «Забор для уточки»
Малыши получили удовольствие от всех видов изобразительной деятельности.
Создание в группе уголка «Правила безопасного поведения на водоемах в летний период»
дидактические игры:
«Мостик через речку»,
пальчиковые игры:
«Дождик», «Солнышко – вёдрышко».
игры – эксперименты:
«Тонут – плавают»;
«Мыльные пузыри»;
«Брызгалки»;
«Такая разная вода»
«Наливаем – выливаем»,
«Кораблик»
«Дышат ли рыбы»
«Откуда берется вода»
«Свойства и признаки воды»
а также опыт позитивно-эмоционального взаимодействия с природой дети получили через разнообразные наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, дидактические задания, посильные трудовые действия, подвижные игры и игровые упражнения; через рассматривание иллюстративного материала, разучивание стихотворений.
Взаимодействие с родителями:
• консультации;
• папки-передвижки;
• конкурсы семейного творчества;
• совместные мероприятия с детьми;
• анкетирование;
Таким образом, работа педагога по формированию у детей навыков поведения на воде выстроенная согласно планированию на летний период, решалась интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.