Проект "Супермаркет"
проект (старшая группа)
Проектная деятельность в игропарке "Супермаркет" для детей старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_l.v.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в игропарке «Супермаркет»
по социально – коммуникативному развитию детей.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети узнают о разных профессиях через сказки и общение со взрослыми. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Новизна опыта. Окружающий мир включает три составляющих: природный мир, социальный и предметный мир. В психолого – педагогической литературе рассматривается методика ознакомления детей с каждой из этих составляющих в отдельности. В данной программе разработан комплекс мероприятий с дошкольниками среднего и старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим социальным миром в процессе ранней профориентации. Особенностью данного комплекса является то, что ребенок получает свод знаний о профессиях и профессиональной деятельности взрослых (родителей) в доступной для них форме. Усвоению и закреплению этих знаний способствуют экскурсии, беседы, дидактические материалы, продуктивная деятельность, при помощи которых ребенок может самообучаться. Все эти виды деятельности входят в одну общую – проектную.
Сюжетно-ролевая игра обладает огромным развивающим значением для ребенка-дошкольника. В ней интенсивно формируются все психические процессы, развивается личность ребенка. В сюжетно-ролевой игре происходит социальное развитие ребенка, ребенок учится ориентироваться в мире людей, выяснять их взаимоотношения, изображать их жизнь и труд, она позволяет ребенку хотя бы понарошку, на время стать взрослым.
Путь развития сюжетно-ролевой игры - это совместная игра воспитателя с детьми, как носителя жизненного и игрового опыта, это создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в самодеятельной игре.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА | |
Для детей | Для родителей |
Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре “Супермаркет” и поддержка свободной творческой самореализации детей в игре. | Пропаганда ценности детской игры для развития дошкольников. |
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | |
- Обогащение знаний дошкольников в сфере ранней профориентации, игрового опыта детей через совместные со взрослым игры; - формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации; - формирование нравственно – эстетические представления детей о труде взрослых и их профессиях, - обогащение пассивного и активного словаря; - формирование желания закреплять полученные знания в продуктивной деятельности; - способствовать развитию социальной адаптации дошкольников через формирование представлений о профессиях; - формирование бережного, доброго отношения к продуктам труда взрослых; - формирование элементарных знаний о человеке и его месте в жизни; - развитие ручных умений и навыков, живого интереса к труду взрослых; - развитие чувства гордости за профессии родителей; - развитие логического мышления и морального сознания детей, внимания, наблюдательности, образного восприятия; - воспитание уважения к труду людей; - воспитание любви и привязанности к семье, друзьям, родственникам; - воспитывать дружелюбие, умение работать вместе, воспроизводить простые игровые действия, отражающие деятельность взрослых, радоваться возможности общения, проведению совместного досуга; - укреплять стремление детей к сохранению нравственно – эстетических ценностей. | Привлечение внимания родителей к назначению детской игры. Вызвать желание овладевать приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнёрских отношений между детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) как субъектами образовательной деятельности. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
У детей в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
У родителей в ходе реализации данного проекта появляется стремление поддержать интерес детей к сюжетно-ролевым играм, родители используют активные игровые формы взаимодействия с детьми, овладевают приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнерских отношений между детьми и взрослыми, как субъектами образовательной деятельности.
У воспитателей в ходе реализации данного проекта повышается профессиональная компетенция, совершенствуется умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.
К концу года дети:
Знают:
• название предприятий и организаций, занимающиеся торговлей в городе;
• название некоторых профессий;
Овладели понятиями о:
• средствах, с помощью которых осуществляется та или иная профессиональная деятельность взрослых.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Воспитанники МБ ДОУ Павловский детский сад «Мозаика» среднего и старшего дошкольного возраста, их
родители, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: коллективный, познавательно-игровой.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С детьми: беседы, НОД, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление выставок продуктов детской художественной деятельности, дидактические игры, строительно-конструктивные игры, обыгрывание сюжетно-ролевых игр-ситуаций.
С родителями: педагогические наблюдения, беседы, индивидуальные консультации, оформление информационного стенда, привлечение к организации совместных с детьми наблюдений, проведение тематического родительского собрания, привлечение к непосредственному участию в образовательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мероприятие | Задачи |
I этап. Подготовительный | |
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей. | Проанализировать поведение детей в сюжетно-ролевых играх с точки зрения реализации игрового замысла, разнообразия игровых действий. |
Анализ воспитателями резерва своих знаний по тематике проекта, профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений. | Расширить собственные знания по тематике проекта, повысить профессиональную компетенцию. |
Подбор и приобретение методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД, подбор наглядной информации для родителей. | Организовать совместную деятельность педагогов и родителей. |
Разработка тем и содержания бесед, НОД, подбор художественной литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала на темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Супермаркет» ”, «Почта», «Парикмахерская», «Аптека». | Обогатить жизненный опыт и впечатления детей. |
Подбор, приобретение, изготовление обучающих дидактических игр, подбор сюжетно-ролевых игр-ситуаций. | Обогатить игровой опыт детей. |
Обновление игрового оборудования, обновление и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре в «Бизнес парке». | Создать условия, адекватные уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. |
Беседы с родителями. | Повысить родительскую компетенцию с точки зрения организации и развития детской игры. |
Оформление родительского уголка. Размещение рекомендаций, буклетов, статей по теме проекта. | Просвещение родителей. |
II этап. Основной | |
Работа по обогащению жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры “Супермаркет ” | |
Беседы | |
“Куда мы ходим за продуктами?” “Кто такой продавец?” “Кто такой кассир?” “Откуда продукты берутся в магазине?” “Какие отделы есть в продуктовом магазине?” “Как правильно вести себя в магазине” “Полезные продукты” | Дать представление о назначении супермаркета, его функционировании, о правилах поведения в нем. Формировать знания об особенностях работы продавца, кассира, водителя, грузчика. Вызвать у детей интерес к профессии продавец, дать представление об этой профессии, о сфере деятельности продавца, месте его работы. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, дать представления о полезной и вредной пище. |
НОД | |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: “Чем нас осень одарила”. | Формировать умение различать по внешнему виду и называть некоторые овощи, фрукты и ягоды. Формировать элементарные представления об огородных и садовых растениях. Учить объединять овощи, фрукты, ягоды в группы и обозначать группы обощающими понятиями. |
Лепка Тема: “Помидоры и огурцы на подносе” | Учить создавать композицию из овощей, передавая характерные особенности предметов (форма, размер), закреплять приемы лепки, развивать чувство формы и композиции. |
Лепка Тема: “Медовые пряники” | Закреплять умение скатывать шарики кругообразными движениями ладоней. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Учить пользоваться стекой для нанесения рисунка на пряник. |
Аппликация Тема: “Большие и маленькие яблоки на тарелке” | Учить создавать композицию, наклеивая круглые предметы на форму. Закреплять представления о различии предметов по величине, закреплять знания цветов, знания названия фруктов. Закреплять приемы наклеивания. |
Аппликация Тема: “Вишни и яблоки лежат на блюдечке” | Учить создавать композицию, наклеивая предметы на форму. Учить различать предметы по величине. Закреплять знания детей о форме предметов. Закреплять знания о ягодах и фруктах. |
Нетрадиционное рисование (пальчиковое рисование) Тема: “Сварим суп из овощей” Тема: “Сварим компот из фруктов и ягод” | Формировать умение рисовать, используя приемы пальчикового рисования. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений. Закреплять названия цветов. Формировать знания детей о продуктах, входящих в состав готовых блюд. Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. |
Нетрадиционное рисование (рисование тычком) Тема: “Ватрушки” | Учить заполнять рисунком центр формы, учить рисовать тычком жесткой полусухой кистью, дополнять рисунок деталями. |
Рисование Тема: “Баранки” | Учить передавать в рисунке округлую форму предмета, отрабатывать кругообразные движения руки. Продолжать учить правильно держать кисть, закреплять знание цветов. |
Чтение художественной литературы: Загадывание описательных загадок о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания. Чтение: Е.Санин “Продавец”, О. Повещенко “Продавец”, Н. Кнушевицкая “Продавец”, В. Душев, И. Мазнин “Веселые весы”, Э. Успенский “Птичий рынок”, Г. Юдин “Как варить компот”, Ю. Тувим “Овощи”, Т. Собакин “О пользе овсяной каши”, С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”. | Развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж, обогатить жизненный опыт детей. |
Работа по обогащению игрового опыта детей Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры | |
Познавательные дидактические игры | |
“Овощи, фрукты” | Учить объединять различные фрукты, ягоды, овощи в группы и называть эти группы обобщающими словами. |
“Угадай овощи и фрукты на вкус” | Обогащать вкусовые ощущения, развивать вкусовую память, обогащать словарь детей. |
“Сварим суп” “Сварим компот” | Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающее понятие “овощи”, “фрукты”. Развивать познавательный интерес, коммуникативные способности, связную речь. |
“Магазин” | Учить объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами, знакомить с группами товаров разных отделов магазина, развивать наблюдательность, мышление, восприятие, расширять словарный запас. |
“Разложим продукты для разных отделов магазина” | Формировать знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продуктового магазина. |
«Угадай профессию» | Формировать представления о предметах, необходимых для определенной профессии. |
Строительно-конструктивная игра Тема: “Прилавок для продавца” Тема: “Обеденный стол” | Формировать у детей умение использовать крупный строительный материал, разнообразно действовать с ним. Учить выполнять постройку по образцу воспитателя. Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления. |
Малоподвижные игры | |
“Готовим суп” “Готовим компот” | Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающие понятия “овощи”, “фрукты”, “ягоды”. Развивать коммуникативные способности, связную речь. |
“Съедобное-несъедобное” | Развивать моторно-двигательное внимание, быстроту мышления, умение сосредотачиваться на свойствах определенного предмета. |
Пальчиковые игры | |
Пальчиковые игры: “Ягоды”, “Капуста”, “Лимон”, “Огород”, “Муку в тесто замесили”. | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Речевые дидактические игры | |
“Отгадай, что загадали?” | Уточнить представления детей о продуктах, учить отгадывать описательные загадки о продуктах. |
“Какой сок?” | Учить образовывать качественные прилагательные от имен существительных. |
“Какое варенье?” | |
“Угостим гостей” | Учить составлять фразу по образцу. Упражнять в образовании и употреблении слов обозначающих продукты питания в творительном падеже. (“Я угощу гостя...конфетой, яблоком, грушей, ватрушкой”и т.п.). |
Сюжетно-ролевые игры - ситуации | |
“В магазин привезли много овощей и фруктов” | Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, создать игровую ситуацию. Учить брать на себя роль (продавца, кассира, покупателя), выполнять игровые действия соответственно взятой роли. Учить вести диалог (продавец-покупатель, кассир-покупатель), употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, “что бы вы хотели купить”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”, “я хотел бы купить”, “дайте мне, пожалуйста”, “спасибо”, “до свидания”. |
“Покупатели оплачивают покупку” | |
“В магазин привезли свежие продукты” | |
“Вежливый продавец” | |
“Вежливый покупатель” | |
“Покупаем полезные продукты” | Создать игровую ситуацию. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Закреплять полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании. |
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры | |
Создание подсказывающей ситуации: “Мама идет в магазин за покупками”, “На нашей улице открылся новый магазин” Побуждение детей к ролевым высказываниям: “Кто хочет быть продавцом?” “Что делает продавец?” Подключение к игре малоактивных детей: “Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов” Обращения по ходу игры: “Покупатели, встаньте в очередь”, “Кассир, пробейте, пожалуйста, чек” Побуждать детей правильно называть себя в игровой роли: “Я - продавец”, “Я - покупатель”, “Я - кассир” Побуждать называть игровые действия: “Я раскладываю овощи”, “Я выбиваю чек” и т. п. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях. | Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения. |
Трудовая деятельность: | Хозяйственно-бытовой труд: «Наведем порядок в игровых уголках», «Постираем форму». Игровая ситуация «Каждой вещи- свое место» «Мини- мастерская-изготовление мебели для кукольного дома (из бросового материала)». Ремонт игрушек (совместно с родителями). |
Взаимодействие с родителями | |
Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина. | Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном. |
Тематическое родительское собрание Тема: “Играйте вместе с детьми!” | Показать актуальность развития игровой деятельности для умственного развития детей вследствие ее привлекательности для дошкольников. |
Непосредственное участие родителей в образовательной деятельности. НОД на тему “Овощи и фрукты-полезные продукты” | Вызвать стремление овладевать приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнёрских отношений между детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) как субъектами образовательной деятельности. |
Советы к прочтению книги Л. А. Венгера, А. Л. Венгера “Домашняя школа мышления” | Вызвать у родителей стремление поддерживать и развивать интерес детей к различным видам игр, стремление использовать активные формы игрового взаимодействия родителей с детьми, развивать умение проектировать свой образовательный маршрут. |
III этап. Заключительный | |
Создание игровых проблемных ситуаций, побуждающих детей к самодеятельным играм, к принятию и решению игровых задач. | Вдохновить детей на самостоятельную игру, разнообразить игру, расширить игровые контакты детей, вводя дополнительные атрибуты, используя по-новому одну и ту же предметную среду и активизирующее общение взрослого с детьми и детей друг с другом. |
Отчет о результатах проектной деятельности в форме выступления на педсовете, презентация проекта. | Трансляция опыта. |
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
У детей:
- обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем
- обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми игры
- обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками
- обогатилась ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником)
- обогатился эмоциональный опыт в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми
- активизировалась речь
- созданы продукты детской деятельности
У родителей:
- обогатилось содержание совместной игровой детско-родительской деятельности
- проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности
У воспитателей:
- повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей.