Самообразование "Социализация через сюжетно-ролевые игры детей младшей группы"
материал (младшая группа)
План самообразования
1. Воспитатель – Гарифзянова Эльвера Джалиловна;
2. Образование: высшее;
3. Тема самообразования: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»;
4. Работа начата -01.09.2018 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_syuzhetno-rolevaya_igra.odt | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида
«Утверждаю»
приказом №__ «___» августа 2018 г.
заведующий
МБДОУ
«Красносельский
детский сад «Тургай»
комбинированного вида
_____________ Л.Ш. Губайдуллина
План по самообразованию на 2018--2019 учебный год
Тема: « Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
Воспитатель: Гарифзянова Э.Д.
2018 г.
План самообразования
1. Воспитатель – Гарифзянова Эльвера Джалиловна;
2. Образование: высшее;
3. Тема самообразования: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»;
4. Работа начата -01.09.2018 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2019 г.
Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по сюжетно- ролевой игре.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
данной теме самообразования.
2. Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме.
3. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
4. Применить эти разработки на практике.
5. Определить эффективность разработанной системы сюжетно-ролевой игры.
- Пополнить предметно-развивающую среду.
- Оформить папки-передвижки для родителей.
- Создать картотеку сюжетно-ролевых игр.
- Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
- Трансляция педагогического опыта в профессиональных сообществах.
Исходя из поставленных задач, мною была
составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный )
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- разработка комплексно – тематического
планирования.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных
теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме
самообразования,
- анализ результатов работы.
Актуальность темы.
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Работа с детьми.
№ | Месяц | Тема |
1 | сентябрь | 1.Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном возрасте». 2.Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших дошкольников. 3.Подборка детских художественных произведений. |
2 | октябрь |
|
3 | ноябрь | 1.Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения». 2.Игровое упражнение: «Накрой на стол». 3.Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей». |
4 | декабрь | 1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо». 3.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек». |
5 | январь | 1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде». 2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы. 3. Фото-выставка « играют наши дети». |
6 | февраль | 1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые». 2. Сюжетно-ролевая игра: « Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре. 3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек» |
7 | март | 1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью». 2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери». |
8 | апрель | 1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?» 2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы». 3. Экскурсия по улице села (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором, транспортом, пешеходами). 4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре. |
9 | май | Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру ». |
Работа с педагогами.
№ | Месяц | Тема |
1 | сентябрь | Консультация «Организация сюжетно-ролевой игры. Создание предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста». |
2 | октябрь | Просмотр презентации «Игры на сказочные сюжеты и драматизация сказок в младшем дошкольном возрасте». |
3 | ноябрь | Обмен из опыта работы «Варианты игровых упражнений к сюжетно-ролевым играм». |
4 | декабрь | Просмотр видео-ролика по теме «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре». |
5 | январь | Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры». |
6 | февраль | Посещение занятий у других педагогов ДОУ с целью определения значения сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка и знакомства с организацией работы по использованию сюжетно-ролевой игры. |
7 | март | Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников». |
8 | апрель | Разработка с педагогами примерных сюжетно-ролевых игр с правилами по обучению детей ПДД. |
9 | май | Выступление по теме: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру». |
Работа с родителями.
№ | Месяц | Тема |
1 | сентябрь | Пополнение вместе с родителями предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм. |
2 | октябрь | Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». |
3 | ноябрь | Папка-передвижка для родителей «Учим ребёнка общаться». |
4 | декабрь | Беседы с родителями на тему «Игра в жизни ребенка». |
5 | январь | Взаимодействие с родителями по созданию декораций и атрибутов для драматизации сказки «Теремок». |
6 | февраль | Участие в развлечении вместе с детьми «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые». |
7 | март | Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка». |
8 | апрель | Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью». |
9 | май | Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте». Просмотр презентации «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру». |
Литература для изучения:
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973
2. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - М.: Просвещение 1989г.
3. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – Волгоград: Учитель, 2013.
4.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – Москва 2009.
5. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
6. Вераксы Н.Е. Программа «От рождения до школы»
7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова
и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
9. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей» М., Гиа-пресс, 1999.
10. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.
11. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
12.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 85
13.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. – С.79 – 87
14. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
15. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.
16. Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры»-пособие/ ЧП Лакоценин С.С. –
2007.-87с.
17. pandia.ru›text/77/203/76946.php (интернет ресурсы)
18. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
19. Сотникова В.М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005
20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-М.: Педагогика, 1986.- 408с
21. Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
22. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., Л., 1938. с.245
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
24. Эльконин Д.Б.Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с.127
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада
В младшей группе действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержани...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшей группы (от 1-3 лет)
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшей группы (от 1-3 лет)...
Картотека сюжетно – ролевых игр для детей младшей группы
Игра - это ведущая деятельность для ребёнка, поэтому она необходима....
Картотека сюжетно - ролевых игр (для детей младшей группы)
Сюжетно - ролевые игры...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшей группы
Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми....
Сюжетно- ролевые игры детей младшей группы детского сада.
Игра - одна из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. Игра имеет огромное значение доя воспитания и развития личности....
Картотека сюжетно - ролевых игр для детей младшей группы
Сюжетно-ролевая игра «Кормление куклы Кати»Цель: закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношен...