Познавательная беседа на тему «Родник» для детей 5-7 лет
план-конспект занятия (средняя группа)
Родник — этот небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.Подземная вода бывает соленой и пресной, холодной, а порой и горячей. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезны для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называют минеральными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная беседа на тему «Родник» для детей 5-7 лет
Ребята! Родник — этот небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.
Отгадайте загадку.
Говорливый и живой
Плещет он в лесу водой.
Он всегда кружить привык,
Этот маленький ... (родник).
♦ Как рождается родник?
Вы, наверное, знаете, что под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озера.
Подземная вода бывает соленой и пресной, холодной, а порой и горячей. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезны для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называют минеральными.
Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.
♦ Может быть, вы видели родничок, бьющий из-под земли? Где он находится?
Родники называют еще и ключами. Возле родников пышно разрастаются лесные кусты — черемуха, ольшаник, козья ива, краснотал. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.
♦ Как вы думаете, почему?
Потому что там растениям всегда хватает живительной влаги! С родниками, источниками подземной воды, связано в народе немало сказок, легенд, преданий.
♦ Вспомните названия сказок, в которых говорится о роднике.
Многие источники на Руси получили названия «святых». Благодаря их целебным свойствам происходят чудеса исцеления больных!
Послушайте одну из легенд, связанную со святым и преподобным Сергием Радонежским.
...В глухих лесах он выстроил сначала небольшую деревянную церковку и келью при ней. Со временем вокруг преподобного Сергия собрались 12 монахов. Все вместе они возвели монастырь. Первые годы в обители не было хорошего источника питьевой воды. Монахи упрекали игумена за выбор неудачного места для монастыря.
Тогда, взяв одного из монахов, преподобный Сергий пошел в лесную чащобу, окружавшую монастырь. В канаве стояла талая весенняя вода.
Святой Сергий Радонежский, встав на колени, усердно молился. И вот случилось чудо — у ног его забил родник с чистейшей прозрачной студеной водой! С тех пор прошло почти 700 лет, но святой источник до сих пор не иссяк!
Послушайте стихотворение.
Святой источник
На самом дне сырой канавы
Блестела талая вода.
И ветерок, качая травы,
К земле клонил их иногда.
И Сергий над водой склонился:
Всевышнего молил святой,
Чтоб из земли родник пробился
С живой чудесною водой.
И внял Господь мольбам святого
(Вы только вдумайтесь на миг!)
Животворящим стало слово —
Забил в глуши святой родник!
Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили деревянную часовенку с крестом и иконкой. Возле криницы вешали кружку, чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студеной воды, помолиться Богу в прохладной тени. Послушайте стихотворение.
Ключевая вода
Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу.
И зеленью кудрявой
Покрыто дно оврага.
Как сохранить воду чистой
♦ Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
♦ Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
♦ Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться».
♦ Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, попросите взрослых его починить.
♦ Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
Послушайте сказку.
Родник
С давних пор на дне оврага жил веселый и щедрый родничок. Чистой студеной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатер.
Весной по склонам оврага белела черемуха. Среди ее кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнезда.
Летом разнотравье пестрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчелы.
В погожие деньки Артем с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артем играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артем пошел за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома — Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артем тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
♦ Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня ребятам надоела, они стали бросать в родник ветки и камни. Артему новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый веселый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артема на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними. Поэтому он поддержал новых друзей.
♦ Как бы вы поступили на месте Артема?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артем присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
«Что это с ними? — подумал мальчик. — Чего они хотят?»
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артема. Насекомых становилось все больше, они порхали все быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артема закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что
находится в незнакомом месте: кругом расстилались пески, нигде не было видно ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба лился на землю знойный воздух. Артему стало жарко и очень захотелось пить. Он побрел по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне уже не журчал веселый родничок. Черемуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинами, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
«Куда делся родник, что случилось с оврагом?» — подумал Артем.
♦ Что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
— Артемка! Где ты?
— Я здесь, дедушка! — отозвался мальчик. — Я, оказывается, заснул. Мне приснился такой страшный сон! — И Артем рассказал обо всем дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
— Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдем очистим родник от мусора.
Дедушка и Артем открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
После этого случая Артем больше никогда не обижал маленький родник, а, наоборот, заботился о его чистоте. Он попросил дедушку рассказать его новым друзьям о том, что может случиться, если родник погибнет. Мальчики внимательно послушали рассказ мудрого старика и решили больше никогда не засорять родничок.
♦ Куда ходили Артем и дедушка за водой?
♦ Как мальчики однажды играли возле родника?
♦ Какой сон приснился Артему?
♦ Что Артем решил сделать после того, как проснулся?
♦ А вы, ребята, в какие игры играете рядом с водоемами?
♦ Как нужно вести себя рядом с водой, чтобы она оставалась чистой? Для чего это необходимо делать?
Ответьте на вопросы
1. Что такое родник?
2. Откуда бьют родники?
3. Как их еще называют?
4. Почему возле родников всегда много зелени?
5. Что такое криница?
6. Как сохранить воду в роднике чистой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия познавательная беседа на тему " Дикие животные зимой"
Познавательная беседа для детей в подготовительной группе...
Познавательная беседа на тему «Родник»
Беседа для детей о родниках....
Познавательная беседа на тему «Солнце» для детей подготовительной группы
Беседа предназначена для детей подготовительной группы....
Конспект познавательной беседы на тему: «День Победы» для детей первой младшей группы
Цель: в доступной форме дать детям первоначальные сведения о войне и великой победе.Познакомить с Георгиевской ленточкой – символом победы в Великой Отечественной Войне.Задачи:Образовательные:за...
Познавательная беседа по нравственно-патриотическому развитию детей в старшей группе на тему «День Конституции»
МБДОУ « Филимоновский детский сад»Познавательная беседа по нравственно-патриотическому развитиюдетей в старшей группе на тему «День Конституции»...
Конспект познавательной беседы на тему: «День Победы» для детей первой младшей группы
Вид: интегрированная НОДПрограммное содержание:Цель: в доступной форме дать детям первоначальные сведения о войне и великой победе.Познакомить с Георгиевской ленточкой – символом победы в Велико...