Статья на тему "Понятие мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе"
статья (подготовительная группа)
Данная статья рекомендована для воспитателей ДОУ, учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_ponyatie_motivatsionnoy_gotovnosti_detey_6.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Мотивационная готовность включает в себя:
1) желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности;
2) познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.
Своеобразие мотивационной готовности у ребенка можно установить при помощи беседы (беседа проводится индивидуально).
Л.И. Божович считала наиболее важным компонентом готовности мотивационную готовность. Она выделяла две группы мотивов учения [1]:
а) мотивы, связанные с потребностью в общении;
б) мотивы, связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп формирует «внутреннюю позицию школьника».
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д.Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящейся к компонентам произвольности [4]:
1. умение осознанно подчиняться правилу;
2. умение ориентироваться на заданную систему требований;
3. умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
4. умение самостоятельно выполнять задание на основе зрительного восприятия образца.
Но существует при этом противоречие: с одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение, с другой стороны, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
И.В. Дубровина выделяет как компонент психологической готовности к школе развитие речи, так как речь тесно связана с интеллектом и отражает общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух [3].
В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
• быть вежливым в обращении со сверстниками и взрослыми;
• уметь вступать в контакт;
• соблюдать норы и обычаи, принятые в детско-взрослом сообществе;
• быть дисциплинированным.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
1. сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива);
2. достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
3. способность к выполнению основных мыслительных операций;
4. достижение определенного уровня физической и психологической выносливости;
5. развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
6. определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Психологическая готовность формируется на протяжении всего дошкольного детства и является структурным комплексным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
При анализе особенностей мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется рассмотрению сущности понятия «внутренняя позиция школьника» (по Л.И. Божович) [1].
«Внутренняя позиция школьника» представляет собой впервые сложившуюся систему отношений ребенка к внешнему миру , где значимыми для ребенка отношениями становятся отношения субъективно переживаемой ребенком готовности включиться в учебную деятельность как социально значимую, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков.
Зрелая «внутренняя позиция школьника» — это сложный психологический феномен включающий в себя интерес к школьно-учебному содержанию знаний, способность к выделению собственно учебной задачи — усвоение данных учителем образцов учебных действий или понятий, выделение функции официального взрослого (в том числе учителя) и опосредствование социальными ролями отношений со взрослыми.
Специфическим для «внутренней позиции школьника» является сочетание социальных и познавательных мотивов учения, которые доминируют над игровыми, появление и развитие специфически школьной, так называемой отметочной мотивации (когда оценка учителем успешности учебной деятельности опосредствуется формальной отметкой), предпочтение коллективных классных занятий индивидуальному домашнему обучению; положительное отношение к выполнению общественных норм поведения, в том числе школьной дисциплины; сформированность представлений ребенка о себе и стремление соответствовать своему образу «Я», выступающему как новый мотив поведения.
«Внутренняя позиция школьника» детей шестилетнего возраста имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерно сочетание стремления в школу, положительного отношения к ней и почти полного игнорирования ее специфического школьно-учебного содержания, интересы шестилеток находятся в сфере дошкольного содержания занятий. Незрелым у детей этого возраста оказывается отношение к учебной задаче — оно характеризуется направленностью на достижение учебного результата и недостаточное внимание уделяется способам выполнения задания; отмечается высокая побудительность игровых мотивов, сочетающаяся с неустойчивостью познавательных; восприятие ими школьной действительности формально, они более ориентированы на поверхностные, второстепенные социальные нормы.
Основной вывод, к которому приходят психологи, состоит в том, что у детей 6-летнего возраста преимущественно дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению. Дети этого возраста только формально могут стать учениками, оставаясь психологически дошкольниками.
Тенденции возрастных мотивационных изменений у младших школьников таковы, что у первоклассников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к результатам учебного труда и лишь позже, при благоприятных условиях, формируется учебно-познавательная мотивация как интерес к процессу, содержанию учения, и еще позднее — к способам добывания знаний.
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы — проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы.
Психологическая готовность в соответствии с разными требованиями школы к психике ребенка, распадается на две глобальные части: готовность интеллектуальная и личностная. Это два традиционных направления изучения психики человека вообще, и два направления в попытках построения надежной системы прогнозирования первоначальной школьной успеваемости. Мотивационная готовность, наряду с социальной, коммуникативной, эмоциональной, волевой и т.п. является частью личностной готовности к обучению в школе.
Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, побуждаемой ею, между мотивацией ученика и успешностью его обучения. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Однако, как показал Л.С. Выготский, обучение не должно опираться на развитие, обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. С точки зрения проблемы готовности, это значит, что поступающий в школу ребенок вовсе и не должен обладать психическими чертами, характерными для школьника, эти черты еще только должны будут возникнуть в ходе обучения. Но психические черты школьника должны находиться в «зоне ближайшего развития» (термин Л.С. Выготского) дошкольника, только при этом условии ребенок сможет при благоприятных условиях с помощью взрослого постепенно превратиться психологически в школьника [2].
Анализ исследований показывает, что могут быть найдены такие черты мотивации дошкольника, которые позволят говорить о том, что формирование зрелой учебной мотивации находится в «зоне ближайшего развития» ребенка. Вот эти черты мотивации, по нашему мнению, и могут быть названы «низшим порогом» мотивационного развития, минимально необходимым для школьного обучения.
Таким образом, исходить в определении психологической готовности к школе можно, опираясь как на минимум психических свойств, при которых появление специфических для младшего школьника особенностей находится в «зоне ближайшего развитии», так и ориентируясь на максимум требований, представленных в виде «зрелой внутренней позиции школьника». Тогда психологически готовым к школьному обучению можно считать ребенка, обнаруживающего психологические черты, лежащие в интервале от минимума до максимума школьных требований.
Литература:
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — С. 224—253
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Питер, 2004. — 680 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. — М.: Форум, 2009. — 540 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6—20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...
Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Методические рекомендации, мониторинг и особенности готовности детей с нарушением зрения к обучению....
Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »
Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность детей старшего дошкольного возрастак обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с 15...
«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психологичес...
Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"
Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...
Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством игровых упражнений
В данном материале описывается формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых пражнений....
Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Семинар для родителей "Почему так важно мотивировать детей к школьному обучению"...