Консультация для родителей 2 младшей группы
консультация (младшая группа)

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letnie_progulki_1.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Летние прогулки

Какое же это замечательное время года – лето! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на проплывающие в небе пышные облака, можно купаться и загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять! Летние прогулки дарят нам неисчерпаемые возможности для оздоровления и развития наших малышей. И было бы здорово не ограничиваться лишь песочницей во дворе или ближайшим сквером, а показать маленькому человечку разные уголки природы. Ведь каждый из них по-своему неповторим и уникален. А живая природа – лучший учитель и воспитатель добрых чувств. Итак, отправляемся в лес, на луг, к реке...

                                                                                В лесной тишине.

Трудно найти малыша, который не любил бы лесные прогулки. Еще бы! Ведь лес таит в себе столько тайн и загадок! Вот, например, просто переверните с малышом большой камень или отверните кусок коры с трухлявого пня. Вам откроется просто фантастический мир, населенный невообразимыми существами.

В густых зарослях кустарников, в тенистых местах легко отыскать паутину и ее обитателя – паука. Обратите внимание малыша, какой красивой может быть паутина, как искусно плетет ее паук из тончайших нитей. Рассмотрите ее внимательно: к чему паутина прикреплена, попались ли в нее какие-нибудь насекомые и если да, то какие, на месте ли паук или он убежал по каким-то своим паучьим делам. Кстати сказать, разные виды пауков плетут разную паутину. Она может быть как воронка, иметь четкий узор, похожий на колесо со спицами или не иметь никакого узора вовсе. Расскажите малышу, какую большую пользу приносят пауки, уничтожая вредных насекомых. Рассмотрите обитателя паутины: большой он или маленький, сколько у него ног. А знает ли ваш малыш, что паук – это не насекомое, а членистоногое. У него, в отличие от насекомых, не шесть, а восемь ног. Дотроньтесь легонько до паука тоненькой палочкой. Как он себя поведет?

Если вы заметите дерево, на котором трудится работяга-дятел, подойдите к нему тихонечко с малышом и приложите ухо к стволу. Вы услышите удивительные звуки. А можно и просто слушать "голоса" деревьев. Приложите ухо, например, к сосне и постойте минутку в тишине. Спросите малыша, что он услышал. А потом "послушайте" дуб, березу, другие деревья. Что малыш услышал, что почувствовал? Одинаковыми ли были звуки? Подобные нехитрые игры учат малыша понимать и слышать живую природу.

А ваш кроха уже умеет определять возраст дерева по его спилу? Вам кажется, что это не так уж и интересно? Только не для любознательного маленького исследователя! Ему интересно все! И если во время прогулки вам встретится пенек с хорошо заметными кольцами, задержите на нем свое внимание. Расскажите малышу, что с каждым годом дерево растет в толщину. Два соседних кольца на срезе (темное и светлое) соответствуют одному году роста. Широкая светлая часть возникает весной, когда дерево растет интенсивно, узкая темная – в летние месяцы, когда рост замедляется. Подсчитав количество этих пар колец, мы и узнаем, сколько лет было дереву на тот момент, когда его срубили. А о чем еще может рассказать пенек? О том, насколько хорошей была погода в том или ином году. Очень широкие "весенние" кольца говорят о теплой и влажной весне. В эти годы дерево росло особенно быстро. Если же вы заметите узкие кольца, значит, весна была трудной.

На лугу

Не только настоящий луг, а даже небольшой пустырь возле дома может стать местом интересных наблюдений для юного натуралиста. Сколько здесь душистых трав и ярких цветов, смешных кузнечиков и серьезных пчел, веселых бабочек и торопливых жучков! Оказывается, есть насекомое, которое помогает определить температуру воздуха. Это сверчок. Если во время прогулки с малышом вы услышите его звонкое стрекотание (а сделать это легче вечером), сосчитайте, сколько звуков он издает за минуту. Это потренирует способности малыша в количественном счете. Затем мама прибавит к полученному числу 32, сумму умножит на 5 и разделит на 9. Получившееся в результате число и будет примерной температурой воздуха. Сравните ее с показаниями градусника и проверьте на собственном опыте, верно ли показывает "сверчковый" термометр или нет. Наверняка, определение температуры с помощью сверчка произведет на ребенка неизгладимое впечатление.

Клевер растет практически повсеместно. Малыши быстро запоминают его своеобразные цветки. С давних пор это растение считалось священным у многих народов. Обычно, лист клевера имеет форму трилистника. Но иногда встречаются растения с четырьмя листочками. Попробуйте вместе с малышом отыскать такой необычный клевер. Считается, что он приносит удачу. Ну, удача – вопрос спорный. А вот пользу такое занятие, несомненно, принесет. Оно тренирует наблюдательность, учит малыша выдержке и сосредоточенности. Найденный четырехлистник можно сохранить на память, высушив его между страницами книги, наклеив на картон и покрыв сверху скотчем. Эта редкая находка сродни "куриному богу" – морскому камешку с дырочкой. Найти его так же непросто. И если это не удалось – не беда. Может быть, в следующий раз вам повезет больше.

Малышу будет интересно узнать, что есть растения предсказывающие погоду. Хорошо известный огородный сорняк вьюнок (вьющееся растение с крупными бело-розовыми цветками) расскажет о приближающемся дожде. В ясную погоду его цветки открыты, но если они вдруг закрылись днем – жди дождя. А есть и растения-часы. Цикорий (высокий сорняк с голубыми цветками) открывается в 5-6 часов утра, а закрывается около полудня. Понаблюдайте с малышом за разными цветками. Вы узнаете много интересного. Оказывается, большинство цветов на ночь закрываются, "ложатся спать". А есть цветы, которые спят днем, а ночью раскрывают свои бутоны. Их опыляют ночные бабочки.

Предложите малышу сосчитать, сколько разных видов насекомых вам удастся встретить за прогулку. Это очень интересное занятие, не только расширяющее знания малыша об окружающем мире, но и тренирующее внимание и наблюдательность. Можно даже записать всех ползающих, летающих, прыгающих в блокнот. А дома прочитать о них что-нибудь интересное в детской энциклопедии или нарисовать рисунок со сказочным лугом, полным крошечных жителей.

У пруда

Небольшой пруд, озерцо или речка – едва ли не самое любимое место прогулок детворы. Ведь здесь можно болтать руками в теплой воде, ловить палкой воображаемых рыб, собирать раковины речных моллюсков и, конечно, наблюдать за удивительными речными обитателями: лягушками, водомерками, мальками рыб.

У воды можно сидеть бесконечно и всякий раз замечать что-нибудь новое. Вот скользит по воде водяной клоп – водомерка. Пусть малыш подумает, почему это насекомое так называют. Верно, потому что водомерка словно измеряет поверхность воды своими длинными ногами. Малыш может спросить, почему водомерка не тонет. У насекомого узкое тельце, оно совсем чуть-чуть тяжелее воды. Длинные ноги широко расставлены и покрыты густыми волосками, которые не намокают. Лапки водомерки лишь чуть вдавливаются в воду, и она скользит по поверхности, как на подушечках. "Бегает" водомерка только на задних и средних лапках. Это ее "ноги", а короткие передние лапки служат ей "руками" – водомерка хватает ими добычу.

На берегу прудов малыш сможет отыскать раковины пресноводных моллюсков: катушки (раковина похожа на виноградную улитку), прудовика (раковина в виде длинного конуса из нескольких оборотов) и беззубки (речной мидии). Они пригодятся для поделок или пополнят коллекцию маленького натуралиста.

Возможно, вам удастся заметить в воде большого черного жука. Он то всплывает на поверхность, зависая в воде вниз головой и выставляя из воды кончик брюшка, то с силой гребет лапами и ныряет. Это жук-плавунец. Он дышит атмосферным воздухом, а живет в воде.

Попробуйте вместе с малышом смастерить специальное приспособление "акваскоп". Вам понадобится большая консервная банка (например, из-под ананасов). У банки нужно аккуратно вырезать дно. Накрываем одну сторону банки прозрачной полиэтиленовой пленкой и обвязываем веревкой. Наш прибор готов к использованию. Осталось только погрузить неглубоко в воду обтянутую пленкой сторону. У вас получится что-то вроде линзы, которая даст возможность малышу заглянуть в таинственный мир речных обитателей. Удобнее всего смотреть в "акваскоп", лежа на животе.

Дачные эксперименты

Отдыхая с малышом на даче, посвятите часть времени наблюдениям за насекомыми. Например, соорудите для них "ловушку". Делается она просто и быстро, но радости маленькому энтомологу доставит немало. Возьмите стеклянную пол-литровую банку, вкопайте ее по горлышко в землю в тенистом уголке сада или огорода. Внутрь положите "приманку": кусочек сыра, немного варенья или сахара. Вокруг банки разложите четыре кирпича или камешка, а сверху небольшую дощечку так, что бы между ней и горлышком банки оставалась небольшая щель. Понаблюдайте вместе с малышом, какие насекомые попадутся в ловушку, а затем выпустите их. Если ребенку понравятся такие наблюдения, пусть поэкспериментирует с приманками и выяснит, что и каким насекомым больше по вкусу.

Наверняка маленькому исследователю будет интересно понаблюдать и за жизнью дождевых червей. Стеклянная банка в считанные минуты превращается в мини-террариум. Возьмите литровую банку, уложите на дно слой мелкого гравия и налейте немного воды. Теперь насыпьте, чередуя, несколько слоев влажной земли и песка, а сверху землю прикройте старыми опавшими листьями. Оберните банку темной бумагой или фольгой. Теперь в "квартиру" можно заселять жильцов – 3-4 дождевых червей. Сквозь прозрачные стенки банки, отвернув кусочек темной бумаги, малыш сможет наблюдать, как быстро червяки двигаются в земле, как прокладывают целые подземные лабиринты. Не забывайте увлажнять землю в "домике", а после нескольких дней наблюдений выпустите жильцов террариума на свободу.

В уголке сада можно устроить наблюдение за своим собственным микромиром. Сделать его проще простого. Возьмите большой лист бумаги, кусок старых обоев или газету и вырежьте квадратное отверстие со стороной около 30 см. Утром положите бумагу на траву, и пусть малыш в течение дня подходит время от времени к своему микромиру и внимательно рассматривает, что там происходит, что меняется. Может, цветы раскрывают и закрывают бутоны, прилетают за нектаром пчелы, заползают и вновь исчезают муравьи или кузнечик вдруг завел свою песенку. Подобные наблюдения очень нравятся малышам, ведь у них есть как будто свой собственный мир в миниатюре. Юный натуралист потренирует память и внимание, узнает много нового о жизни крошечных живых существ. А если вооружиться увеличительным стеклом, то игра станет еще интереснее.

                                                                                 

                                                              Кто в синем море живет?

Отдых у моря дарит малышу целую гамму новых ощущений и впечатлений. И как было бы здорово, если бы мама или папа вместе с малышом посвятили немного пляжного времени изучению разнообразных морских жителей. Занятие это и интересное и полезное одновременно. А объекты для изучения отыскать совсем не сложно.

Первым морским жителем, с которым столкнется малыш, купаясь и барахтаясь у берега, будет, скорее всего, медуза. Когда-то на Руси медуз называли "морской крапивой". А еще "жгучкой", "жигалкой" и даже "морским салом". Этих желеподобных морских существ обычно очень не любят мамы. Зато просто обожают малыши. И это понятно. Ведь наблюдать за медузами очень и очень интересно. Вопреки расхожему мнению, медузы – существа довольно безобидные. По крайней мере те, что обитают в Черном море. Чаще всего у берега встречается медуза аурелия. Она небольшая, с розоватым или чуть сиреневатым плоским зонтиком, до 20 см в диаметре. Аурелию легко узнать по рисунку на куполе. Он напоминает крест или цветок с четырьмя лепестками. Эта медуза, как и любая другая, имеет стрекательные клетки, которые содержат жгучее вещество. Но оно не способно проникать сквозь кожу человека и совершенно безвредно даже для маленького ребенка. Так что не стоит переживать, если малыш возьмет такую медузу в руки. Ему будет интересно рассмотреть ее поближе, потрогать ее мягкое тельце. Но гораздо интереснее посмотреть, как медуза плавает. Поэтому будет куда лучше не вытаскивать ее из воды, а постоять рядом и понаблюдать, за ее движениями или временно поместить "пленницу" в надувной детский бассейн, не забыв потом вернуть обратно в море. Не смотря на кажущуюся слабость и мягкость, у медузы очень крепкая кольцевая мускулатура. Она делает энергичные движения своим зонтиком и, благодаря этому, может довольно быстро двигаться. Особенно красива медуза корнерот. Она крупнее аурелии (иногда до полу метра в диаметре), имеет хорошо заметный "зонтик" и длинные щупальца. Можно долго наблюдать за ее грациозными движениями, но вот трогать руками не стоит. Корнерот, в отличие от аурелии, может и "обжечь". Правда, его ожог не опасный, но довольно болезненный. Расскажите малышу, что при встрече с такой медузой в воде, нужно взять ее сверху за купол и отвести в сторону.

Вот уж кто одновременно и притягивает и пугает маленького исследователя водных глубин, так это крабы. Притягивают своей подвижностью и смешной манерой бегать боком. Пугают сердитым видом и грозными клешнями. С таким оружием трудно поспорить… В Черном море обитает 18 видов крабов. Скорее всего, вам удастся познакомиться с крабом травяным. Это небольшой крабик зеленоватого цвета. Он прячется в прибрежных водорослях и, благодаря защитной окраске, найти его не так то просто. Немного крупнее своего травяного собрата каменный краб. Его лиловый, с желто-коричневым узором панцирь, может достигать 10 см в диаметре. Обитает каменный краб, как и положено, среди камней, но часто выбирается на прогулку по песчаному дну. И если в вашей семье есть заядлые ныряльщики, рано или поздно ваш маленький исследователь получит возможность рассмотреть краба поближе. Прежде всего, сосчитайте, сколько у краба ног. Их столько же, сколько и у крабового родственника речного рака – восемь. Рассмотрите с малышом крабьи глаза-бусинки, рот и крепкий с шипами панцирь. Понаблюдайте, как быстро умеет краб бегать, как ловко переворачивается со спины. Будьте осторожны с мощными клешнями. Даже маленький крабик может больно ущипнуть, а крупный – "прокусить" палец до крови. Научите малыша правильно брать краба: двумя пальцами сверху за бока панциря. Так краб не сможет изловчиться и ущипнуть. И не забудьте непременно отпустить объект исследования после того, как малыш вдоволь им налюбуется.

Не менее интересно будет понаблюдать вместе с малышом и за раками-отшельниками диогенами. У этих небольших рачков мягкое брюшко ничем не защищено, и поэтому они вынуждены прятаться в пустых раковинах моллюсков. Отсюда и название "отшельники". Отыскать их можно на песчаном мелководье, где они ползают вместе с домиками. Когда рачок подрастает, и домик становится ему мал, отшельник ищет себе другой. Часто между отшельниками вспыхивают настоящие сражения за право обладать удобной раковиной. Попробуйте найти рачков, с разными раковинами. Иногда они прячутся даже в "домиках" сухопутных улиток, которые случайно угодили в воду.

Самый доступный и многочисленный материал для изучения маленьким курортником это, конечно, ракушки. В них живут удивительные существа, называемые моллюсками. Большинство из них двустворчатые – имеют две створки-раковины. Если вы устроите с малышом небольшую прогулку вдоль берега, то сможете собрать настоящую коллекцию ракушек. Особенно много их на песчаных пляжах. Черная удлиненная раковина принадлежит мидии. Изнутри она покрыта слоем перламутра, но жемчуг делать не умеет. Хотя иногда бывают и исключения, но эти жемчужины маленькие и невзрачные. Если вы вместе с крохой сосчитаете полоски на ракушке, то сможете узнать, сколько лет было этой мидии. Обследовав камни в воде, вы наверняка отыщете и живых мидий. Они живут большими колониями, срастаясь между собой и образуя целые грозди. Крепятся к подводной части скал, камням, волнорезам, опорам мостов. Оторвать мидию от камня не так-то просто. Она крепко держится особыми нитями биссуса, которые выделяют специальные железы моллюска. Мидии приносят большую пользу, фильтруя и очищая морскую воду. Рассмотрите с малышом живую мидию. Легко ли открыть ее ракушку пальцами? Просто удивительно: такая малышка, а какая сильная!

Еще один популярный морской житель, моллюск рапана, является родственником хорошо знакомой малышу улитки. Он относится к брюхоногим моллюскам. Его красивые большие раковины знакомы всем. Именно в них нам слышится шум моря долгой холодной зимой. Расскажите малышу удивительную историю о том, как рапана попала в наше Черное море. Около 70 лет назад она "зайцем" приплыла из Тихого океана, прицепившись к днищу корабля. С тех пор рапана невероятно размножилась и уничтожила почти всех устриц и многих других черноморских моллюсков. В океане у этой хищницы были враги – морские звезды. В нашем же море врагов у нее нет. Вот и живет себе припеваючи. Рассмотрите с малышом очень красивую раковину рапаны, ее удивительные завитки, форму, цвет. Пусть малыш приложит ее к уху и попробует услышать шум прибоя.

Гуляем во дворе

Ну ведь не каждый же день удается выбраться с малышом на дальнюю прогулку в лес или к реке. И чаще всего приходится довольствоваться окрестностями своего дома. Но и здесь можно отыскать множество интересных занятий. Например, посчитать, сколько городских птиц вы встретите во время прогулки. Одним словом, будем "считать ворон". Но не только их, а еще голубей, синиц, воробьев, сорок и всех, кого удастся заметить. Много насчитали? А теперь можно узнать, сколько же у них было ног. Умножьте общее количество на 2 и сообщите малышу результат, а потом поинтересуйтесь, сколько же у птичек было крыльев. Сможет ли малыш догадаться, что ровно столько же, сколько и ног?

Точно так же можно считать и кошек, и собак, замечая какой они породы, цвета, размера. А потом узнаем, сколько было хвостов, ушей и лап у встреченных животных. Понаблюдайте с малышом за кошками: где они прячутся, любят сидеть в тени или греться на солнышке, чем занимаются?

Если вы захватите на прогулку рулетку, то сможете узнать высоту практически любого дерева. И для этого совсем не обязательно лезть на самую верхушку. Достаточно лишь, чтобы дерево отбрасывало тень. Найдите подходящее дерево с четкой тенью на земле. Пусть ребенок встанет в нескольких метрах от него таким образом, чтобы детская тень и тень дерева были на одной линии. Теперь измерьте длину обеих теней, а также рост ребенка. Готово! Осталось лишь произвести нехитрые расчеты: рост малыша умножить на длину тени дерева и разделить на длину тени малыша. В результате получим высоту нашего дерева. Если малышу понравится это занятие, можно измерить и другие деревья. Не беда, что все расчеты за него пока делает мама (кстати сказать, тень от дерева малыш может измерять и самостоятельно). В подобных играх к ребенку приходят первые представления о длине и высоте, о способах их измерения, он учится определять величину на глаз, а потом проверять свои предположения экспериментально. Кроме того, это просто интересно и весело.

Наверняка, вы и сами сможете придумать множество интересных тем для разговоров с малышом во время прогулок. Ведь любое, даже самое крошечное существо или самый неприметный цветочек, которые вы встретите по пути, достойны того, чтобы обратить на них внимание. Не сомневайтесь, подобные познавательные экскурсии в живую природу оставят в душе маленького человечка самые теплые воспоминания и принесут большущую пользу. Хорошей вам погоды и интересных летних прогулок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа)«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и восп...

Консультация для родителей «Наблюдения на зимних прогулках для малышей» Консультация для родителей младшей группы «Наблюдения на зимних прогулках для малышей».

Основное средство познания природы ̶ наблюдение. Наблюдения дают возможность познакомить детей с природными явлениями. С вашей помощью ребенок может познать законы, по которым живет природа.Во время н...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель саду. в детском...

Консультация для родителей младшей группы "Зимние игры и развлечения" статья (2 младшая группа)

Консультация для родителей содержит виды игр с детьми на прогулке зимой....