«Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры»
план-конспект занятия (средняя группа)

Колмакова Алена Евгеньевна

«Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc834.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Тема: «Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры»

Интеграция видов деятельности (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная).

 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у дошкольников представление об истории русского народа;
  • закреплять с детьми названия элементов русских народных костюмов.

Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие и воображение;
  • развивать у детей речь как средство общения и культуры;
  • развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа;
  • способствовать воспитанию в детях любви к родному краю, бережное отношение к одежде.

Планируемый результат: участвовать в разговоре во время рассматривания национальных костюмов; проявлять интерес в познавательной деятельности; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; делиться своими впечатлениями со взрослым и друг с другом.

Средства, оборудование, материалы:

наглядные (демонстрационный материал): иллюстрации народных костюмов, лапти, конверт.

музыкально-литературные:  музыкальное сопровождение (русская народная песня);

раздаточные материалы: русские народные костюмы для детей.


Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(Звучит музыка)

-Здравствуйте ребята, я пришла к вам из прошлого нашей станы, из Древней Руси.

-Ребята, вы знаете как называлась наша страна раньше? От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия?

(Дети заходят в группу).

-Здравствуйте!

-Русь.

-Да, похожи.

Музыкальное сопровождение; воспитатель, одетый в русский народный костюм.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

-Ребята! А знаете ли вы, какую одежду носили ваши прапрабабушки и прадедушки? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

-Они одевались по-разному, платья и костюмы были для будней и для праздников, скромные и нарядные.

-Хотите больше об этом узнать?

-Тогда давайте посмотрим с вами конверт, который я для вас принесла.

- Интересно, что в нем? (в конверте иллюстрации русских народных костюмов)

-Да знаем, нет.

 

-Да, хотим.

-Интересно.

Конверт с  иллюстрациями русских народных костюмов.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

-Давайте рассмотрим изображения. (Иллюстрации вывешиваются на доску)

-Что вы видите, расскажите?  

-Вы знали, что народная одежда различалась по назначению? (будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному положению)

-На иллюстрациях изображена одежда.

(Перечисление одежды).

-Нет, не знали.

Иллюстрации русских народных костюмов; народная подвижная игра: «Веселая карусель»; интересные вопросы детям.  

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

-Какой же элемент одежды является основой русского костюма?

-Рубаха -древнейший, элемент русского народного костюма у мужчин. В костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды.

- А вы знаете, что такое порты? Порты — это широкие штаны. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду — кафтан. У кафтана были длинные рукава. Во время работы их собирали в складки, иначе они мешали.

-В холодную зимнюю пору поверх одних портов одевали вторые. Носили и шубы. Как вы думаете, из какого меха их шили?  

-Как назывался мужской головной убор того времени — колпак. Так называли высокую, остроконечную, обшитую по краю мехом шапку.

-А еще в старину очень любили играть в игры, петь песни и водить хороводы.

-Давайте с вами сыграем в интересную народную игру?

Игра «Веселая карусель».

-Становитесь скорее вокруг карусели, да держитесь крепче за ленточки. Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели (к обручу привязаны ленты, обруч держит взрослый).

Еле, еле, еле, еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.

-Рубаха является основной одеждой русского народа.

-Нет, не знаем.

-Шили из козьего, волчьего, медвежьего меха или из овчины.

-Колпак.

-Да, давайте сыграем.

Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую.


2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

-Интересная народная игра?

-А теперь давайте рассмотрим с вами женский национальный костюм, он намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены  представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях.

-Что носили женщины, как вы думаете?

- Основной одеждой женщин была сорочка, похожая на мешок.

-Как вы думаете, чем украшали женскую рубаху?

-Молодцы!

 -Поверх сорочки надевали сарафан.

-Для тепла девушки носили душегреи.

-Женские головные уборы были самые разные. Какие из представленных головных уборов на иллюстрациях  вы знаете? (Рассматривание иллюстраций).

- Предметом особой заботы была обувь. Самой распространённой обувью русского народа были? Простой кожаной обувью были мягкие туфли — поршни.

-Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, перешивали. Праздничную одежду хранили в сундуке.

-Смотрите ребята, сколько нового мы сегодня с вами узнали.

-Сарафаны, сорочки рубахи и т.д.

-Женскую рубаху, как и мужскую украшали вышивкой.

- Кокошники.

-Лапти.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

-А теперь, давайте поиграем с вами в игру: «Найди и покажи».

-Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

-Он украшает голову, на цветок похож. Весь расшит узорами, уж очень он хорошо. А зовут этот убор?

-Каждый день поутру надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Он зовется?

-Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали.

-Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одну входишь,

А в три выходишь.

-Какие вы у меня молодцы!

-Кокошник.

-Сарафан.

-Лапти.

-Рубаха.

Дидактическая игра: «Найди и покажи» (загадки).

Рефлексия

-Ребята, какую одежду мы сегодня с вами рассматривали?

-Назовите ее.

-Что вы нового узнали?

- Что понравилось больше всего?

-Сейчас я вам предлагаю примерить красивые, русские народные костюмы и поводить хоровод.

(Музыкальное сопровождение).

-До новых встреч!

-Русскую народную.

-Рубаха, сарафан, кокошник и т.д.

-Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, перешивали; праздничную одежду хранили в сундуке; что     народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному положению) и т.д.

- Рассматривать иллюстрации; играть в игру; узнавать новое.

Радостное настроение; вопросы детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"

Презентация "Русский народный костюм-хранитель истории"...

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"

Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"...

Русский народный костюм - хранитель истории

Для реализациии проекта "Народные истоки"  решила показать детям  свою коллекцию кукол в народных костюмах разных губерний. ...

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....