«Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры»
план-конспект занятия (средняя группа)
«Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 834.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной деятельности
(средняя группа)
Тема: «Русская народная одежда- хранитель исконной народной культуры»
Интеграция видов деятельности (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная).
Задачи:
Образовательные:
- формировать у дошкольников представление об истории русского народа;
- закреплять с детьми названия элементов русских народных костюмов.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие и воображение;
- развивать у детей речь как средство общения и культуры;
- развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа;
- способствовать воспитанию в детях любви к родному краю, бережное отношение к одежде.
Планируемый результат: участвовать в разговоре во время рассматривания национальных костюмов; проявлять интерес в познавательной деятельности; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; делиться своими впечатлениями со взрослым и друг с другом.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал): иллюстрации народных костюмов, лапти, конверт.
музыкально-литературные: музыкальное сопровождение (русская народная песня);
раздаточные материалы: русские народные костюмы для детей.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ | Этап образовательной деятельности | Ход образовательной деятельности | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
Организационный момент | (Звучит музыка) -Здравствуйте ребята, я пришла к вам из прошлого нашей станы, из Древней Руси. -Ребята, вы знаете как называлась наша страна раньше? От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? | (Дети заходят в группу). -Здравствуйте! -Русь. -Да, похожи. | Музыкальное сопровождение; воспитатель, одетый в русский народный костюм. | |
Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности | -Ребята! А знаете ли вы, какую одежду носили ваши прапрабабушки и прадедушки? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? -Они одевались по-разному, платья и костюмы были для будней и для праздников, скромные и нарядные. -Хотите больше об этом узнать? -Тогда давайте посмотрим с вами конверт, который я для вас принесла. - Интересно, что в нем? (в конверте иллюстрации русских народных костюмов) | -Да знаем, нет.
-Да, хотим. -Интересно. | Конверт с иллюстрациями русских народных костюмов. | |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности | -Давайте рассмотрим изображения. (Иллюстрации вывешиваются на доску) -Что вы видите, расскажите? -Вы знали, что народная одежда различалась по назначению? (будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному положению) | -На иллюстрациях изображена одежда. (Перечисление одежды). -Нет, не знали. | Иллюстрации русских народных костюмов; народная подвижная игра: «Веселая карусель»; интересные вопросы детям. | |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | -Какой же элемент одежды является основой русского костюма? -Рубаха -древнейший, элемент русского народного костюма у мужчин. В костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. - А вы знаете, что такое порты? Порты — это широкие штаны. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду — кафтан. У кафтана были длинные рукава. Во время работы их собирали в складки, иначе они мешали. -В холодную зимнюю пору поверх одних портов одевали вторые. Носили и шубы. Как вы думаете, из какого меха их шили? -Как назывался мужской головной убор того времени — колпак. Так называли высокую, остроконечную, обшитую по краю мехом шапку. -А еще в старину очень любили играть в игры, петь песни и водить хороводы. -Давайте с вами сыграем в интересную народную игру? Игра «Веселая карусель». -Становитесь скорее вокруг карусели, да держитесь крепче за ленточки. Продолжаем мы веселье, Все бегом на карусели (к обручу привязаны ленты, обруч держит взрослый). Еле, еле, еле, еле, Закружились карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, | -Рубаха является основной одеждой русского народа. -Нет, не знаем. -Шили из козьего, волчьего, медвежьего меха или из овчины. -Колпак. -Да, давайте сыграем. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. | ||
2. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | -Интересная народная игра? -А теперь давайте рассмотрим с вами женский национальный костюм, он намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. -Что носили женщины, как вы думаете? - Основной одеждой женщин была сорочка, похожая на мешок. -Как вы думаете, чем украшали женскую рубаху? -Молодцы! -Поверх сорочки надевали сарафан. -Для тепла девушки носили душегреи. -Женские головные уборы были самые разные. Какие из представленных головных уборов на иллюстрациях вы знаете? (Рассматривание иллюстраций). - Предметом особой заботы была обувь. Самой распространённой обувью русского народа были? Простой кожаной обувью были мягкие туфли — поршни. -Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, перешивали. Праздничную одежду хранили в сундуке. -Смотрите ребята, сколько нового мы сегодня с вами узнали. | -Сарафаны, сорочки рубахи и т.д. -Женскую рубаху, как и мужскую украшали вышивкой. - Кокошники. -Лапти. | |
3 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |||
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. | -А теперь, давайте поиграем с вами в игру: «Найди и покажи». -Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду. -Он украшает голову, на цветок похож. Весь расшит узорами, уж очень он хорошо. А зовут этот убор? -Каждый день поутру надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Он зовется? -Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди, А чтоб с ножки не спадали, Их веревкой привязали. -Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одну входишь, А в три выходишь. -Какие вы у меня молодцы! | -Кокошник. -Сарафан. -Лапти. -Рубаха. | Дидактическая игра: «Найди и покажи» (загадки). | |
Рефлексия | -Ребята, какую одежду мы сегодня с вами рассматривали? -Назовите ее. -Что вы нового узнали? - Что понравилось больше всего? -Сейчас я вам предлагаю примерить красивые, русские народные костюмы и поводить хоровод. (Музыкальное сопровождение). -До новых встреч! | -Русскую народную. -Рубаха, сарафан, кокошник и т.д. -Одежду на Руси берегли, передавали по наследству, перешивали; праздничную одежду хранили в сундуке; что народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному положению) и т.д. - Рассматривать иллюстрации; играть в игру; узнавать новое. | Радостное настроение; вопросы детям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"
Презентация "Русский народный костюм-хранитель истории"...
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"
Презентация "Русский народный костюм- хранитель истории"...
Русский народный костюм - хранитель истории
Для реализациии проекта "Народные истоки" решила показать детям свою коллекцию кукол в народных костюмах разных губерний. ...
"Народные традиции - хранители культуры"
Статья в газету....
Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....