Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников с ОВЗ.
учебно-методический материал (старшая группа)
В методическом материале приводятся примеры речевых и театрализованных игр. Адресовано педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Балакина Алевтина Сергеевна
Учитель- логопед МБДОУ ПГО «Детский сад № 49 общеразвивающего вида»
г. Полевской, Свердловская область.
Театрализованная деятельность
как средство активизации речи дошкольников с ОВЗ.
Методический материал для педагогов.
В рабочей программе учителя - логопеда ДОУ учтены особенности работы с детьми с различными отклонениями в развитии: с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра и др., т.к. в условиях инклюзии в любом дошкольном учреждении могут воспитываться дети с разными возможностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе особого подхода, их речевые умения отличаются от большинства детей, посещающих общеобразовательное учреждение. Для активизации речевых и коммуникативных умений детей хорошо подходит театрализованная деятельность, в которой проявляются и учитываются впечатления детей, полученные из различных источников.
Мотивировать ребенка с ОВЗ и привлечь его к театрализованной деятельности достаточно легко. Но научить выражать свои эмоции, чувства словом, правильной интонацией, высотой и силой голоса, и, если нужно, подходящим жестом – это труднее.
Начинать можно с имитации движений разных животных, разных неодушевленных предметов. Изображаем медведя, волка, собаку (их повадки, походку, голос). Если дети маленькие, эти упражнения будут полезны просто для развития общей моторики.
Упражнение «Снеговик» подходит для старших детей.
Цель: формировать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Дети превращаются в снеговиков под следующие слова:
Мы скатаем снежный ком – вот такой (руками сделать перед собой круг), а потом поменьше ком - вот такой (соединить пальцы ладоней, округлив их - комок). Раз - рука, два - рука, лепим мы снеговика (руки на бока).
Чуть уменья и сноровки и готов снеговичок – очень милый толстячок.
Ветер дует, снеговик крепко стоит, не качается.
Но вот пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять. Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.
Труднее даются упражнения со словами. Ребенку легче произнести слова, когда говорит не он сам, а какой - то герой. Для этого на логопедическом занятии используется шапочка героя (мишка, Буратино, кот Леопольд и др.). Обыгрываем с детьми придуманный небольшой сценарий - приключения мишки (за которого «играет» ребенок). В таких упражнениях воспитанник вместе с героем проходит различные «речевые» испытания, действует за него: делает артикуляционную гимнастику, произносит звук изолированно (если получается), пропевает «песенки» - слоги с закрепляемым звуком, проговаривает чистоговорки и др. А если что- то не получилось, это у мишки не получилось, а не у ребенка. Даже самый неуверенный и застенчивый ребенок активизируется, т.к в игре не умеет говорить не он сам, а герой- игрушка.
Для активизации речи можно использовать пальчиковый театр, настольный, просто игрушки использовать, сделать на скорую руку колечко - шапочку на палец. Можно поиграть в знакомую сказку, а на основе знакомых сказок составлять новые сюжеты (вводить новых героев, изменить концовку сказки, включить необычные события, чтобы знакомая сказка стала забавной). Например, колобок встретил Бабу Ягу, или Лунтика.
«Живые куклы» - при закреплении звуков в слогах провожу подобную ролевую игру: логопед – тигрица, ребенок- тигренок.
- Ра-Ро-Ры? Спрашивает тигрица, Ря -Рё- Ри отвечает тигрёнок.
- Ра-Ро-Ры - волнуется тигрица, Ря- Рё- Ри, успокаивает её тигрёнок. Для неговорящих детей можно взять звуки раннего онтогенеза: Ко-Ко, Га-Га, Му-Му). Эти ролевые игры даются образцы мелодических рисунков фраз с повышением или понижением основного тона.
Разговаривать могут различные персонажи: курица, корова с теленком, гусь. Например, закрепляем звук З - «разговор» двух мух. При работе над дифференциацией звуков З и Ж, ребенку в одну руку дается жук, а в другую - комар (картинки или мелкие игрушки). Ребенок произносит за персонажа только отдельные звуки, соблюдая интонацию:
Логопед: летела муха. Ребенок: З-З-З…
Логопед: А навстречу - жук. Ребенок: Ж-Ж-Ж… Поздоровались
Жук спрашивает: Как дела? Ж-Ж-Ж?
Муха ответила: Хорошо, З-З-З!
Интонационная составляющая речи делает речь более интересной. Обычно дети с ОВЗ не умеют эмоционально окрашивать свою речь. Монотонно читают стихи, даже повторить фразу с заданной интонацией для них не представляется возможным. Из опыта знаю, как трудно научить этому.
В логопедическом кабинете имеются различные пособия для работы над интонацией – картинки лиц с различной мимикой. «Ты поедешь в цирк?» - (радостно). «Ты поедешь в цирк?» - (грустно, обиженно)
Вот игра, которая помогает произносить одну и ту же фразу с различными интонационными нотками.
Игра «Как живёшь?».
Педагог | Дети | Жесты во время произнесения |
— Как живешь? | Вот так! | С настроением показать палец и улыбнуться |
—Как бежишь? | Вот так! | Согнув руки в локтях, притопывать |
— Как стоишь? | Вот так! | «Смирно» |
— Ждешь обед? | Вот так! | Поза ожидания, подпереть щеку рукой. |
—Машешь вслед? | Вот так! | Жест понятен |
—Утром спишь? | Вот так! | Ручки под щечку |
— А шалишь? | Вот так! | Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками (По Н.Пикулевой) |
Упражнения, проводимые при звуковом анализе слогов, называю в своей практике «Звуковые фантазии».
АХ, ОХ, УХ, ЭХ. Поговорили о составе слога, обозначили звуки, охарактеризовали звуки, а затем обыгрываем:
Ох! Старушка устала нести тяжелую сумку…
Ах! Что- то красивое увидели или гостям рады…
Эх…- сломалось у нас что- то.
Ух…- высокая горка!
Упражнение «Спросите бабушку» поможет сблизить членов семьи, воспитывающих детей с ОВЗ.
Бабушку может изображать любой член семьи, нужно только надеть платок. А дедушка- человек в бандане или кепке на голове. Какие же вопросы можно задавать? (Что любила кушать? Какой мультфильм смотрела? Книга любимая. Как играла во дворе? С кем ты дружила? Какая была любимая игрушка? Куда ходили (ездили)?
И, конечно, как учитель- логопед принимаю участие в подготовке спектаклей и разного рода выступлений для родителей. Разучиваем с детьми стихи для закрепления звуков и делаем инсценировки знакомых стихов. Очень нравится детям инсценировать стихи А. Барто «Один в квартире». Для того, чтобы и девочки могли ставить мини - спектакль, чуть изменила содержание авторского стихотворения:
Своим ключом открыла дверь, Стою в пустой квартире. И что же делать мне теперь В моей пустой квартире? | Крутим ключ на короткой веревочке Прихлопываем носком одной ноги |
Спасибо этому ключу! Могу я делать, что хочу,- Одна в пустой квартире | Положить ключ на стол Говорить, похлопывая в ладоши (радость).Можно подпрыгивать |
Спасибо этому ключу! Я всех певцов перекричу! | Потрогать ключ или посмотреть на него. Указательный палец поднять (ИДЕЯ!) |
Могу я петь, стучать дверьми, Никто не скажет: "Не шуми!" Никто не скажет: "Не кричи!" | Грозить пальцем. |
Спасибо этому ключу... Но почему-то я молчу, И ничего я не хочу | Медленнее и задумчивее Мимика, посмотреть по сторонам |
Список литературы:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"
Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего...
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...
План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...
Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.
Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР
Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»Слайд 2Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в орг...
Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...
«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Театрализованная деятельность-это …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...