Образовательный проект «Русская мудрость в воспитании»
проект
В настоящее время весьма актуальны взаимоотношения в современной семье: отношения между родителями, старшим и младшим братьями, отношениями между родителями и детьми, и не мене важное отношение к бабушкам и дедушкам.
К сожалению, утеряна связь между поколениями. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствуют спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. То, что наши предки передавали из поколения в поколение: обычаи, традиции, свою православную веру - забыто.
А ведь неспроста детям на Руси рассказывали сказки, былины, пословицы, поговорки, пели колыбельные песни перед сном. Именно в них описывалась вся жизнь нашего народа, его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни. Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях, сказках. Счастье родителей и счастье детей, нерасторжимые судьбы. Первыми воспитателями в семье, народная педагогика считает родителей. Пример родителей - лучшая школа для детей. Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей, это с одной стороны. С другой - долг детей перед родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_mudrost_v_vospitanii.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
Образовательный проект «Русская мудрость в воспитании»
Воспитатель Скворцова Наталья Борисовна (воспитатель высшей категории).
Цель своей образовательной деятельности с воспитанниками вижу
в гармонизации детско-родительских отношений, развитии духовно-нравственных ценностей у воспитанников и их родителей через совместную образовательную деятельность, а также в развитии активности ребенка и расширении его представлений о мире, о себе, о нравственных ценностях, в обогащении представлений детей о православной культуре.
Актуальность проекта.
В настоящее время весьма актуальны взаимоотношения в современной семье: отношения между родителями, старшим и младшим братьями, отношениями между родителями и детьми, и не мене важное отношение к бабушкам и дедушкам.
К сожалению, утеряна связь между поколениями. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствуют спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. То, что наши предки передавали из поколения в поколение: обычаи, традиции, свою православную веру - забыто.
А ведь неспроста детям на Руси рассказывали сказки, былины, пословицы, поговорки, пели колыбельные песни перед сном. Именно в них описывалась вся жизнь нашего народа, его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни. Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях, сказках. Счастье родителей и счастье детей, нерасторжимые судьбы. Первыми воспитателями в семье, народная педагогика считает родителей. Пример родителей - лучшая школа для детей. Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей, это с одной стороны. С другой - долг детей перед родителями.
Формирование проблемы.
Как относятся к обязанностям воспитывать своих детей современные родители?
Какие знания, ценности и традиции могут они им передать, если они сами об этом мало знают.
Почему бы не начать изучать мир, который окружает нас. Вокруг много красивых, исторических мест.
Например, в городе Приозерске располагается музей крепость «Корела», есть Храмы, парки, и т.д.
Красивейшие места на островах Валаам и Каневец.
Сохранились древние крепости в Выборге, Кронштадте. Архитектурные комплексы, парки в Пушкине, Павловске, Тихвине, парк фонтанов в Петергофе и т. д.
Мы живем рядом с Санкт-Петербургом и имеем возможность знакомиться с Храмами, дворцами, музеями, памятниками, мостами, реками, каналами, театрами и многим другим. Люди со всего мира едут посмотреть на это великолепие. А наши дети только по картинкам знают об этом. Как они будут любить свою Родину, если они о ней знают крупицы. Как сравнивать и восхищаться, тем, что не знаешь? Чем гордиться и что защищать? Во что верить? Неужели наше поколение так слабо духом, что позволяет себе и окружающим не уважать наши русские традиции, обычаи, историю и Православную веру.
Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей?
Именно поэтому я выбрала эту тему работы.
Для ее реализации использую проектный метод.
В образовательный проект «Русская мудрость в воспитании»
включила 3 раздела:
• «Православная культура»
• «Русские обычаи и традиции»
• «История родного края»
Как реализовывался наш проект.
Проект на тему «Русская мудрость в воспитании» долгосрочный,
проводится с сентября по август.
Начинаю с совместной деятельности с родителями, в сентябре. С темы
«Крещение Руси». В беседах с родителями стараюсь акцентировать
внимание на том, что верить или не верить, ходить в церковь или нет -
это личное дело каждого, но знать обычаи, чтить традиции русского
народа и уважать историю родного края необходимо. Провожу
анкетирование родителей. Только с их согласия проводится
дальнейшая деятельность с детьми.
Планирование занятий по духовно-нравственному воспитанию.
1 раздел: Православная культура.
Темы занятий: «Сотворение мира», «Земная жизнь Богородицы», «Покров Богородицы», «Ангел-Хранитель», «Рождество», «Крещение», «Земная жизнь Иисуса Христа», «Святые угодники», «Благовещение», «Вербное воскресенье», «Пасхальные радости»
2 раздел: Русские обычаи и традиции.
Темы занятий: «Первобытные люди», «Как русские князья в Киеве правили», «Как князь Владимир Русь крестил», «Как Петр Первый построил новую столицу на Неве», «Добрая улыбка».
Чтение художественной литературы: книги из серии «История России для детей, книги из серии «Добрые истории для детей»; русские народные сказки: Репка, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Теремок, Три медведя, Маша и медведь; рассказы: В. Кассиль «Цветик-семицветик», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Мешок яблок».
Просмотр м/ф из серии «Три богатыря», «Илья Муромец» и т.д. Консультации для родителей: «Роль сказки в жизни детей», «Русская мудрость в воспитании», «Второй ребенок в семье», «Воспитание мальчиков в семье», «Воспитание девочек в семье», «Дружная семья».
Разучивание тематических хороводов, колядок, закличек, пословиц, поговорок, подвижных
3 раздел: История родного края.
Темы занятий: «Достопримечательности: г.Санкт-Петербурга, г.Приозерска, п. Сапёрное.
Крепости: «Корела», «Выборг», «Петропавловская крепость»; «Озера и леса Приозерья»», «Православные церкви и соборы».
На занятиях используются иллюстрации по темам, презентации,
макеты, фотографии и т.д.
Использую различные методы:
*рисование песком
*беседа и рассуждения по темам
*показ презентации
*рассматривание иллюстраций
*чтение тематической литературы и русских народных сказок
*разучивание потешек, закличек, дразнилок, колыбельных песен
*разучивание подвижных, народных игр и забав
*инсценировка театрализованных этюдов
В информационном уголке для родителей размещаю материалы по теме.
Хочу отметить, что все три раздела взаимосвязаны между собой и плавно переходят от одной темы к другой. Например: мы изучаем тему «Ангел-Хранитель» (1 и 2 раздел: «Русские обычаи и традиции», «Православная культура»). Рассказываю детям о том, что после крещения малыша, у него появляется Ангел-Хранитель, который его оберегает и защищает. Но если ребенок дерется, обманывает, плохо себя ведет, то его Ангел-Хранитель болеет и слабеет, и уже не может его защищать. И, наоборот, если ребенок добрый, отзывчивый, готов прийти на помощь, то его Ангел-Хранитель всегда с ним.
Тема «Добрая улыбка» (1 и 2 разделы: «Русские обычаи и традиции» и «Православная культура»). Рассказываю историю двух сестер, которые
ссорились между собой. Мы обсуждаем ситуацию и помогаем девочкам
дружно жить и помогать друг другу.
Мы читаем книги из серии «Добрые истории для детей».
И так далее по темам и разделам.
Стараюсь не нарушать принцип тендерного подхода к развитию и воспитанию моих малышей.
Мальчишкам больше нравятся темы про богатырей и крепости, (разделы 2 и 3 «Русские обычаи и традиции» и «История родного края»). Рассказываю ребятам, что раньше нашу страну называли Русь и правили там русские князья. У князя была дружина и богатыри, которые защищали русскую землю и народ, который на ней жил и работал. Играем в игры и забавы, учим заклички и дразнилки. К значимым православным праздникам Рождеству, Пасхе, Троице мы рисуем, лепим, делаем поделки, из которых потом организуем выставки и приглашаем на них всех друзей и родителей.
У нас в саду проводятся видеоэкскурсии по памятным местам Приозерска, островов Валаам и Канивец. Использую презентации для знакомства ребят с древними крепостями в Выборге, Кронштадте. Особое место в видеопутешествиях отведено нашей северной столице Санкт-Петербургу и его окрестностям.
С чего все начиналось.
Решение проводить занятия по духовно-нравственному воспитанию, было принято неожиданно.
Мы проходили тему «Русские народные сказки» и на примере сказок «Репка» и «Теремок», мы обсуждали, как важно помогать друг другу и неважно большой ты или маленький. Рассказала детям, что раньше на Руси были большие семьи. Детей в одной семье было и восемь, и десять и жили они в одном доме вместе с дедушками и бабушками. Жили дружно и весело. У каждого в семье были свои обязанности и у детей тоже. А по вечерам и для детей и для взрослых, рассказывались сказки, былины; гадали по праздникам, играли в игры. Перед сном мамы пели своим деткам колыбельные песни. Песни были ласковые, нежные, спокойные, мелодичные, которые помогали детям, успокоится перед сном, быстро заснуть и видеть сладкие сны.
Затем я спросила, кому перед сном читают сказки или поют колыбельную? Выяснилось, из 21 детей в группе, только одной девочке, мама читает сказки и поет колыбельную «Умки» перед сном. Ребята стали расспрашивать о колыбельных песнях. Напела им колыбельные, которые пела своим детям перед сном. Ребятам понравилось, и они попросили еще им спеть. Я пообещала, что перед сном обязательно дам им еще послушать колыбельные. Скачала из интернета колыбельные: «Русская», «Баю, баюшки, баю», «Песня Умки» из м/ф, «Спят усталые игрушки». Дети слушали затаив дыхания. Такой тишины перед сном еще никогда не было! В этот раз детки очень быстро заснули.
На следующее утро в раздевалке были разговоры о колыбельных песнях. Родители и дети обменивались колыбельными со мной и между собой. Вот так и появилась традиция в нашей группе желать перед сном в «тихий час» приятных сновидений и слушать колыбельные песни. Многие из детей рассказывали, что дома им теперь тоже поют колыбельные. А спустя месяц, я услышала, как девчонки, вовремя игры поют колыбельную своим куклам. Это было очень трогательно! Затем ребята стали меня расспрашивать о других русских обычаях. Приближался православный праздник «Пасха». Я вкратце рассказала детям о празднике, о традиции ходить в этот день в гости, дарить крашеные яйца, играть в игры радоваться и т. д. Решили с детьми разучить игры, в которые играли раньше в этот праздник. Опять «подключились» вначале более активные родители. Дома, родители вместе с детьми готовились к празднику. В группе мы провели в «Пасхальную неделю» игры с яйцами. Детям очень понравилось. Далее у нас была тема «Моя Родина». Ребята уже по традиции просили рассказать, как было раньше. Рассказала ребятам, что раньше нашу страну называли Русь и правили там русские князья. У князя была дружина и богатыри, которые защищали русскую землю и народ, который на ней жил и работал. Поиграли в игры и забавы, выучили заклички и дразнилки. Ребята были очень довольны!
Я поняла, что и мне и моим малышам эта тема интересна. В дальнейшем я подготовила материал по духовно-нравственному воспитанию и провела педсовет для коллег. Затем провела среди родителей анкетирование на тему «Хотели бы вы, чтобы в ДОУ была организованна работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?». Сразу отмечу, что поначалу ситуация была напряженной. Но мнение изменилось, после первого родительского собрания. Тема собрания «Князь Владимир и крещение Руси». Родители согласились со мной, что верить или не верить в Православную веру, ходить в церковь или нет - это личное дело каждого. Но знать обычаи, традиции русского народа и историю родного края - надо.
За время нашего проекта, мы не только стали старше на 2 года, но и узнали много интересного о традициях нашего народа.
Во время своих игр и в разговорах между собой можно услышать не как раньше «я стреляю в злодеев», а «я защищаю от злодеев». Я считаю, что это тоже важно не стрелять, а защищать. Изменилось отношение мальчишек к девочкам: они стали более терпимы и более отзывчивы, но нужно признать дается это некоторым пока трудновато.
Девочки, играя с куклами, стали петь им колыбельные.
На прогулке сейчас ребята стали сами предлагать поиграть в ручеек, в горелки, в цепи и другие народные игры, используя при этом разученные потешки, заклинки, дразнилки, страшилки и изготовленные своими руками атрибуты к играм
Ребятам знают, что раньше нашу страну называли Русь и правили там русские князья, У князя была дружина и богатыри, которые защищали русскую землю и народ, который на ней жил и работал.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - к месту, где родился человек.
Построение образовательного процесса на основе духовно-нравственного воспитания позволяет развивать и воспитывать нравственные качества личности ребенка, формировать любовь к родному краю, развивать интерес к прошлому и настоящему, воспитывать чувство гордости за своих земляков, развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, развивать творческие, интеллектуальные способности и речевую культуру. Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей принятых в обществе на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; на становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работая над проектом, я убедилась в его востребованности, зная, что освоение культуры, традиций своего народа - сложный и длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Хочется верить, что наши дети вырастут воспитанные красотой и любовью, воспитанные в уважении к культуре и человеку, и захотят творить, а не разрушать.
Используемая в работе литература:
Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Православная культура для малышей, ООО «Зерно»: «Добрые истории для детей», Библия для детей, русские народные сказки, В. Сутеев,
В. Катаев «Цветик-семицветик, книги из серии «История России для детей»
ООО «Капитал» 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская мудрость о воспитании"
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души»...
Русская мудрость в воспитании детей.
Воспитание гармоничной личности....
Консультация для родителей на тему: "Русская мудрость о воспитании"
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...
Консультация для родителей "Русская мудрость о воспитании детей"
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...
Русская мудрость о воспитании
Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - до...
«Русская мудрость о воспитании» Консультации для родителей
«Русская мудрость о воспитании»Консультации для родителей...