картотека пальчиковых игр и гимнастик
картотека
картотека пальчиковых игр и гимнастик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая игра | Правила выполнения |
Лепестки цветка Раз, два, три, четыре, пять Вышли в садик погулять. Ходим-ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать. | 1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. 3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. 5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке. |
Ушки зайки Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики. | 1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их. 3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. Стихотворение и все движения можно повторить. |
Волк и заяц. Волк раскроет свою пасть, Хочет зайчика украсть: Щелк да щелк, и снова щелк! Не поймает зайца волк. Пастью щелкает напрасно Заяц бегает прекрасно! | 1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках. 5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками. |
Волчок. В домике сидит волчок, Он глядит на вас в глазок, Может дверку приоткрыть И за пальчик укусить. Если больно, то немножко Разотри свои ладошки! | 1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам. 3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками. 5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую. |
Избушка. Избушка на лужочке, Двери на замочке. Ключик быстро подберем И избушку отопрем. Отряхнем ладошки, Отдохнем немножко. | 1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней. 2 строчка – соединяем пальцы в замок. 3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка. 5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их. |
Мельница. Крылья нашей мельницы У ветерка как пленницы — Как ветер переменится, Так повернется мельница. | 1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются |
Братцы – пальцы. Всех помощников опять Надо быстро сосчитать: Этот брат дрова рубил, Этот братец щи варил, Этот брат готовил кашу На семью большую нашу. Этот веником махал, Чисто-чисто подметал. Ну а этот маленький Спал у нашей маменьки. | 1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую. 3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки. |
Пальчики – перчатки. Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять Надо всех пересчитать. Десять пальцев – как отряд, И костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются. | 1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу). 3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы. 5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно |
За дровами. После завтрака мы с вами В лес поедем за дровами. Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим! Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем. Привезем домой дрова, Сложим посреди двора. | 1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий. 3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад. 5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу. 7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями. |
Егорка. Скачет на коне Егорка То на горку, то под горку. Раз, два, три, четыре, пять Весело ему скакать! Выезжает в чисто поле — Есть где разгуляться вволю! | 1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними. 5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. |
Солнечные зайчики. Пляшут в кухне на стене Солнечные зайчики, А у Маши расшалились Маленькие пальчики. Быстро бегают они По Машиной ладошке. Успокойтесь, шалуны, Отдохнем немножко! | 1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене. 3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой. 5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой. Повторяем все действия для второй руки. |
Две ладошки. Две ладошки – два домишки. Там живут бродяги-мишки. Вот поспят они немножко И помчатся по дорожкам. А дорожки – две руки. Ну-ка, мишкам помоги: Их на санки посади, По дорожкам прокати! Раскатились по дорожке Разноцветные горошки. Птички весело клюют, Нам горошки не дают. Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький! | 1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки. 5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз. 1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове. |
Лиса в лодочке. В море лодочка плыла, В ней лиса веслом гребла. Притомилась лиса, Распустила паруса. Теперь на лавочке сидит, На море в бинокль глядит. | 1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений. 2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях. 3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы. 5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль. |
Девочки и мальчики! Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики! Пополам согните, В кулачок сожмите! Раскройте ладошки, Встряхните немножко! Чтобы красиво рисовать, Надо ручкам отдыхать! | Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. |
Ежик. Ежик Николка под елку свалился, Ежик Николка по травке катился. Брюшко решил он на солнце погреть, Ну и конечно, слегка загореть. Солнышко скрылось, ежик замерз, Успел загореть только маленький нос | 1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу. 3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую. 5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа. |
Маринка. Пошла гулять Маринка По узенькой тропинке. У леса на лужочке Рвала она цветочки. Пока домой бежала, Цветочки растеряла. | 1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу. 3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть. 5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой. |
Хрюшка. Я маленькая хрюшка, На солнце грею брюшко. И розовые ушки Стали на макушке. Глазки я закрыла, Про пятачок забыла: На солнце загорел И сильно покраснел. В каждой из избушек Живут по пять подружек: Маня, Настя и Полина, Катерина и Марина, Соня, Вера, Зинаида, Василиса, Степанида. Вместе песенки поют, Дружно, весело живут. | 1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук. 3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы. 5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза. 7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа. 1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней. 3–6 строчки – называем имена и поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику. 7–8 строчки – поглаживаем и потираем ладони одна о другую. |
Мастер. Мастер шкафчик мастерил, Ровно досочки пилил, Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. Дверки сделал и замок, Ключик сделать он не смог. | 1–2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад. 3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди». 5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки». 6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок. Игру можно повторить несколько раз. |
Маленький Тимошка. Маленький Тимошка Гладил ладошки. И у каждой руки Сосчитал бугорки: Раз, два, три, четыре, пять. Будем на другой считать: Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. | 1–4 строчки – указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки. 5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца. 7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки |
Солнышко. Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало. Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают | 1–2 строчки – поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук. 3–4 строчки – соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения. 5–6 строчки – поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево. 7–8 строчки – снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи». |
Домик для Барбоса. Поиграем с вами просто: Строим домик для Барбоса. Крепкий дом, теплый дом, Будет жить Барбосик в нем. Чтоб устроить там веселье, Всех зовет на новоселье. | 1–6 строчки – соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево. |
Портнихи. Тетушки-ежихи — Классные портнихи! Могут все на свете сшить И на память подарить. | 1–4 строчки – раскрываем обе ладони и поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой. |
Кузнечики Два маленьких кузнечика Потопали на речку. Воды они боялись И в речке не купались. На скрипочках играли — Всех рыбок распугали. Полинка Для девочки Полинки Выросла малинка. Собрала Полинка Ягодки в корзинку. Съела всю малинку Девочка Полинка. | 1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу. 3–4 строчки – поглаживаем ладонями поверхность стола. 5–6 строчки – поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой. 1–6 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и «рвем ягодки» с поверхности стола или стены. Можно подносить сомкнутые пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку. |
Лепесточки Наши руки как цветочки, Пальчики как лепесточки. Солнце просыпается — Цветочки раскрываются. В темноте они опять Будут очень крепко спать. | 1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком». 5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки. Игру можно повторить несколько раз |
Паучок Паучок из паутинки Навязал себе ботинки. Очень любят паучки Вязаные башмачки. | 1–4 строчки – поочередно пальцами одной руки зацепляем и отпускаем кожу между пальцев другой руки |
Пчелка Пчелка села на цветок, Распрямила хоботок, Собрала пыльцы немножко Прямо в сумочки на ножках. | 1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем другой руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони. |
Кукла - неваляшка Кукла-неваляшка, Пестрая рубашка, По сторонам качается, Всем мило улыбается. | 1–2 строчки – сцепляем пальцы в замок и совершаем перекатывающие движения. 3–4 строчки – расправляем ладони (пальцы сомкнуты), соединяем их и наклоняем кисти рук то вправо, то влево |
Три дорожки на ладошки На каждой ладошке Есть три дорожки. Все дорожки мы найдем, Пальчиком по ним пройдем: Раз дорожка, два и три — Пальцем каждую потри! | 1–6 строчки – указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий. |
Два кармана Как у деда Митрофана На кафтане два кармана. В одном кармане — мышка-норушка, В другом кармане — лягушка-квакушка. | 1–2 строчки – обеими ладонями похлопываем себя по бокам, показывая карманы. 3 строчка – изображаем мышек, сложив пальцы обеих рук в щепоть и двигая ими по поверхности стола. 4 строчка – раскрываем ладони и снова собираем их в щепоть, изображая лягушек, разевающих рот. |
Песенка Я играю на трубе Свою песенку тебе. Эта моя песенка Короткая, как лесенка: Здесь ступенек ровно пять Можно спеть и пошагать | 1–4 строчки – сжимаем руки в кулаки, приставляем один кулак к другому, изображая трубу. 5–6 строчки – расправляем ладони и соединяем поочередно подушечки пальцев одной руки с подушечками пальцев другой руки. |
Две лягушки Скачут две лягушки — Зеленые подружки. Комаров они поели, Прогуляться захотели. Шлеп-шлеп ножками, Хлоп-хлоп ладошками! | 1–4 строчки – пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают, словно лягушки. 5 строчка – поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу. 6 строчка – хлопаем в ладоши. |
Улиточка Улиточка рогатая Спешит-ползет куда-то. Куда ж ведет дорожка? К Насте на ладошку. Закончилась дорожка, Улитка прячет рожки | 1–2 строчки – одну раскрытую ладонь кладем на стол. Другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы-«рожки». 3–4 строчки – опираясь на основание ладони, передвигаем руку-«улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь. 5–6 строчки – пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонь второй руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее. |
По лесенке Мы по лесенке шагали И ступеньки сосчитали: Раз, два, три, четыре, пять Очень весело считать! Раз, два, три, четыре, пять Очень весело шагать! | 1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу. 3–4 строчки – раскрываем одну ладонь, расправляем пальцы, ставим ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагаем» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам. 5–6 строчки – теперь «шагаем» по пальцам другой руки. |
Тесто Быстро тесто замесили, На кусочки разделили, Раскатали все кусочки И слепили пирожочки. Пирожки с вареньем — Всем на удивленье! | 1–2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки. 3 строчка – раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола. 4 строчка – «защипываем» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук. 5–6 строчки – прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки». |
Красные сапожки Как у нашего Антошки Ярко-красные сапожки Ножками топ-топ! Ручками хлоп-хлоп! Каблучками раз-два-три! Как он пляшет – посмотри! | 1–2 строчки – руки держим на поясе, каждую ногу ставим поочередно то на кончик большого пальца, то на пятку. 3 строчка – топаем. 4 строчка – хлопаем в ладоши. 5–6 строчки – одновременно хлопаем и топаем. |
Капельки-дождинки Капельки-дождинки Упали на травинки. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. На ладошки дети Ловят капли эти. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. | 1–4 строчки – раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли. 5–8 строчки – делаем то же самое с другой ладонью. |
Девочки Доброе утро, Мариночка! Доброе утро, Ариночка! Доброе утро, Оленька! Доброе утро, Коленька! Доброе утро, мама, Милая, добрая самая! | Во время чтения каждой строчки подушечками пальцев одной руки массируем один палец на другой руке от основания до кончика. Игру начинаем с мизинца, а заканчиваем большим пальцем. Затем повторяем все для другой руки. |
Белочки пушистые Лапки моем, Ушки моем, Моем носик, Моем хвостик. Вот теперь мы все помыли, Нас, конечно, похвалили. И теперь мы чистые — Белочки пушистые! | 1 строчка – трем ладони одна о другую. 2 строчка – обеими ладонями поглаживаем уши. 3 строчка – центральной частью каждой ладони поочередно круговыми движениями поглаживаем нос. 4 строчка – поочередно поглаживаем ладонями место, где должен быть хвостик. 5–8 строчки – поднимаем руки, чуть согнутые в локтях, расправляем ладони и пальцы и подпрыгиваем. |
Одуванчики Ясное солнышко! Прокатись над речкой! Раскидай нам, солнышко, Желтые колечки! Мы их будем собирать, На пальчики надевать, Чтобы стали пальчики Совсем как одуванчики! | 1–2 строчки – поднимаем руки вверх (ладони раскрыты), качаем ими вправо-влево. 3–8 строчки – поочередно соединяем в кольцо все пальцы с большим – сначала на одной руке, потом на другой |
Оладушки Динь-дилень, Динь-дилень! Светит солнце целый день, Жарит нам оладушки, Как у нашей бабушки — Пирожки песочные Румяные и сочные! | 1–3 строчки – поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево. 4–5 строчки – слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде. 6–7 строчки – соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь. |
Дом Строим-строим новый дом. Нам уютно будет в нем. Будут в нем окошки, А вокруг – дорожки. Строим-строим новый дом, Дружно в доме заживем! | 1–2 строчки – поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, при этом не прижимая их друг к другу. 3–4 строчки – прижимаем пальцы обеих рук друг к другу, не ломая «домика», раздвигаем большие пальцы в стороны, словно раскрываем створки окна и заглядываем внутрь. 5 строчка – хлопаем в ладоши. 6 строчка – встряхиваем расслабленные кисти рук. |
Аленький цветочек. Как у Насти маленькой Есть цветочек аленький, А его лепестки — Это пальцы у руки. Раз, два, три, четыре, пять Учим Настеньку считать! | 1–4 строчки – раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями. 5–6 строчки – тем же указательным пальцем слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки. Повторяем все для другой руки. |
Веселая семейка Веселая семейка Уселась на скамейку: Дядя Гриша, Дядя Миша, Папа Коля, Мама Оля, А на руках у маменьки Еще и Ваня маленький! | 1–2 строчки – раскрываем ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ее. 3–8 строчки – поглаживаем каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Повторяем все действия для другой руки. |
Одежда Все расскажем без обмана: У Ивана два кафтана, Шапка, шуба, валенки. Сам он хоть и маленький, Но такой удаленький! | 1–2 строчки – показываем руки, согнутые в локтях, и поочередно поглаживаем их от кисти до локтевого сустава. 3–6 строчки – пальцами одной руки разминаем пальцы другой руки от основания до кончика. |
Лиса и заяц Бежит лиса по мостику, Метет перила хвостиком. А навстречу зайчики — Маленькие пальчики: «Не боимся мы лису, быстро спрячемся в лесу!» | 1–2 строчки – указательным и средним пальцами одной руки «бежим» по внутренней поверхности другой руки от ладони до локтевого сгиба, причем большой палец исполняет роль лисьего хвоста и «метет» или «волочится» за первыми двумя. 3–6 строчки – вниз по внутренней стороне руки «бегут» уже все пальцы-«зайчики». Повторяем все действия для другой руки. |
Качели На веселые качели Настя и Полина сели. И веселые качели Прямо к небу полетели! Раз-два, раз-два — Закружилась голова! | 1–6 строчки – расправляем кисти обеих рук и соединяем пальцы в замок, не смыкая оснований ладоней. Поочередно сгибая руки в запястьях, изображаем качели. Можно, не разнимая рук, поднимать их на разную высоту и продолжать «раскачивать качели». |
Жук Здесь живет наш милый друг — Это старый добрый жук. У него есть усики, Черненькие глазки… Он такой малюсенький — Этот жук из сказки! | 1–6 строчки – обе руки сжимаем в кулаки и выставляем «усики» из указательного и среднего пальцев. Пока читаем стихотворение, «жуки» передвигаются по поверхности стола в произвольном направлении. |
Черепашка Черепашка тащит дом, Отдыхать ей можно в нем. От дождя она укрыта — Дом и крыша и защита. Много дней она в пути, Долго ей еще ползти. | 1–6 строчки – раскрываем ладонь и медленно передвигаем пальцами по столу. Второй ладонью накрываем первую, изображая панцирь черепашки. Затем повторяем игру для другой руки. |
Горка По горе несутся санки, В них Наташка и Оксанка. По другой несутся горке Санки с Мишкой и Егоркой. Где гора кончается, Там они встречаются. | 1–2 строчки – двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтевого сустава до кисти. 3–4 строчки – делаем то же самое, поменяв руки. 5–6 строчки – сцепляем пальцы обеих рук в замок или плотно прижимаем одну ладонь к другой. |
Паровозик Паровозик едет в гору, В гости к дедушке Егору. А в вагончиках сидят Девять маленьких ребят: Катя, Маша и Марина, Коля, Ванечка, Ирина, Петя, Слава и Матвей, С ними вместе Котофей. У него закрыты глазки, Он мурлычет детям сказки. | 1–4 строчки – сомкнутые пальцы одной руки перемещаем по внутренней стороне другой руки от ладони до локтевого сгиба. 5–7 строчки – называем имена и при этом подушечкой указательного пальца поочередно касаемся кончиков пальцев другой руки. 8 строчка – массируем большой палец правой руки, который исполняет роль Котофея. 9–10 строчки – закрываем глаза, обеими руками гладим себя по голове. |
Сорока Рано утром издалёка Прилетела к нам сорока. Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать. Зернышки она клевала, Все на свете рассказала. | 1–2 строчки – соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями. Машем обеими кистями, как крыльями. 3–4 строчки – ладони с сомкнутыми пальцами прижимаем друг к другу и наклоняем их вправо-влево. 5–6 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем зернышки» с поверхности стола. |
Цветы Вот белые ромашки — Нарядные рубашки, А рядом одуванчики — Пушистые обманщики. Как только захочу сорвать, Им в небо надо улетать | 1–2 строчки – раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями сжатых пальцев другой руки. 3–4 строчки – делаем то же самое с другой ладонью. 5–6 строчки – расслабляем и встряхиваем кисти обеих рук. |
Лепестки Золотые лепестки Выпускаю из руки. Разжимаю кулачок, Отпускаю лепесток. Он сверкает и кружится, Плавно на траву ложится. | 1–3 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки. 4–6 строчки – поднимаем руки вверх, раскрываем ладони и плавно опускаем их на стол или на пол тыльной стороной вниз, раскачивая из стороны в сторону, словно планирующие лепестки цветов. |
Светлячки Нацепили светлячки Разноцветные очки. Крылышками машут, Под Луною пляшут. Ищет кто в лесу приют — Заблудиться не дают. | 1–2 строчки – изображаем очки, соединив кончики указательных и больших пальцев и приблизив их к глазам. 3 строчка – раскрываем ладони, расслабляем их и машем, как крылышками. 4–6 строчки – кончиками пальцев обеих рук поочередно стучим по столу, показывая, как пляшут светлячки. |
Арбуз Я – большой арбуз усатый, Я зеленый, полосатый. Греет солнышко бочок. Я поспел, как только смог. С грядки вы меня возьмите И на части разделите. | 1–2 строчки – гладим ладонями голову и проводим указательными пальцами под носом, показывая усы. 3–4 строчки – наклоняем голову и прижимаемся щекой к ладони. Другой ладонью гладим свободную щеку, изображая, как солнышко греет бочок. 5–6 строчки – указательными пальцами обеих рук проводим несколько линий от макушки до шеи. |
Птенцы Птенчики скворцов зовут: «Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим, С вами в небо полетим!» | 1–4 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики». 5–6 строчки – соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья. Машем кистями, как крыльями. |
Малыши Вот идут два малыша По дорожке не спеша: Глазками хлоп-хлоп, Ножками топ-топ, Ручками шлеп-шлеп! А в руках у малышей Пять цветных карандашей. Раз, два, три, четыре, пять Будем вместе рисовать! Раз, два, три, четыре, пять Мы научимся считать! | 1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «идем» по столу. 3–5 строчки – несколько раз закрываем и открываем глаза, притопываем ногами, хлопаем в ладоши. 6–7 строчки – сжимаем руки в кулаки, поворачивая их в разные стороны. 8–9 строчки – на счет разжимаем по одному пальцы правой руки. 10–11 строчки – разжимаем по одному пальцы левой руки. |
Филин Звездочки яркие с неба упали, Филину старому путь освещали. Быстро нашел он дорогу к избушке, Там, где его поджидала кукушка. Филину ужин накрыла она, В миску насыпав овса и пшена. Филин все зернышки быстро склевал, За ужин кукушке «спасибо» сказал. | 1–2 строчки – раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, как лучи у звездочек. Качаем кистями рук вправо-влево. 3–4 строчки – соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями. Машем руками, как крыльями. 5–8 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и «клюем» ими «зерно». |
Две лошадки Две лошадки утром рано Поскакали по полянам. По траве они гуляли, К вечеру совсем устали И с поникшей головой Воротилися домой. | 1–4 строчки – имитируем бодрый топот лошадок, поочередно постукивая подушечками пальцев обеих рук по столу. 5–6 строчки – медленно переступаем пальцами по столу, изображая, как бредут усталые лошадки. |
Божья коровка Пятнышки есть У божьей коровки. Давайте погладим Ее по головке! И пятнышки вместе Мы посчитаем, Сколько на крылышке каждом, Узнаем. | 1–8 строчки – легкими круговыми поглаживаниями массируем сначала тыльную, затем ладонную сторону кисти руки. Повторяем игру для другой руки. |
Сверчок В тишине поет сверчок, Держит скрипочки смычок. Раз-два, раз-два — Повернулась голова. Три-четыре, три-четыре Мы про руки не забыли. Песню нам поет сверчок. Сцепим пальцы мы в замок. Скрипка весело играет И ладошкам помогает! | 1–4 строчки – ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой, затем меняем руки и поворачиваем голову вправо-влево. 5–6 строчки – раскрываем ладони и распрямляем пальцы обеих рук. 7–8 строчки – сцепляем пальцы в замок и несколько раз перекатываем кисти рук, сгибая их в запястье. 9–10 строчки – снова ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой, после чего меняем руки и повторяем действие. |
Солнечные зайчики Солнечные зайчики У меня в ладошке. Их поглажу пальчиком, Покружу немножко. Вдруг пропало солнышко, Спряталось за тучку. Лишь тепло оставило У меня на ручке. | 1–4 строчки – раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями указательного пальца другой руки. 5–6 строчки – несколько раз сжимаем и разжимаем кулак. Повторяем все для другой руки. |
Мышата Пять веселеньких мышат Громко песенку пищат: «Мы – отчаянные мышки! Мы – веселые плутишки! Обожаем вкусный сыр! Прогрызем его до дыр! Будем петь вам до утра И пищать: «Ура! Ура!»» | 1–4 строчки – подушечками пальцев постукиваем по раскрытой ладони другой руки. 5–6 строчки – слегка пощипывая кожу на ладони, изображаем, как мышки грызут сыр. 7–8 строчки – сомкнутыми пальцами растираем ладонь. Повторяем все для другой руки. |
Звери Топ-топ! Топотушки! Скачет зайчик на опушке. Ежик спрятался под елкой, У него торчат иголки. Лает Тузик на крылечке, Вышла мышка из-под печки! Возле домика на горке Расплясался наш Егорка! | 1–2 строчки – слегка ударяем по столу подушечками пальцев одновременно обеих рук. 3–4 строчки – сжимаем кисти рук в кулаки и катаем их по столу. 5 строчка – расправляем ладони, смыкаем указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы. Соединяем большие пальцы с остальными и отводим их. 6 строчка – собираем пальцы обеих рук в щепоть, двигаем ими по столу. 7–8 строчки – подушечками пальцев обеих рук постукиваем по столу. |
Мы Мы – малышки-коротышки! Мы – мальчишки-шалунишки! Мы – веселые ребята! Мы – ребята-акробаты! Мы же громко закричим: «Мы – большие силачи!» | 1–6 строчки – во время чтения каждой строчки пальцами одной руки поочередно растираем пальцы другой руки, начиная с мизинца. Повторяем игру для второй руки. |
Мышка У серой малышки — Маленькой мышки В это воскресенье Будет день рожденья! Вот она ушками махала! Уж она лапками стучала! Шевелила хвостиком И звала всех в гости к нам! | 1–4 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек. 5 строчка – раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами. 6 строчка – хлопаем ладонями по столу. 7 строчка – сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики. 8 строчка – потираем ладони одна о другую. |
Снежинки Мягкие пушинки, Белые снежинки Над землей кружатся, На траву ложатся, Ноги засыпают И сейчас же тают! | 1–4 строчки – раскрываем ладони, распрямляем пальцы и плавными покачивающими движениями опускаем руки на стопы. 5–6 строчки – кончиками пальцев рук постукиваем по пальцам ног. |
Крот Крот – пузатый толстячок Носит серый пиджачок. Зернышки грызет и корки, Под землей он роет норки, Землю кучкой насыпает И из норки вылезает. | 1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и перемещаем их по столу, медленно поворачивая. 3–4 строчки – складываем пальцы обеих рук в щепоть и выполняем собирающее движение подушечками, как будто поднимаем зерна и крошки. 5–6 строчки – соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и потираем их одна о другую. |
Уточка Я – маленькая уточка, Присела на минуточку. Летать уже устала я, Теперь бы я поплавала! Надеюсь, что в пруду Я корм себе найду. | 1–3 строчки – соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями. Машем кистями, как крыльями. 4–6 строчки – кладем обе руки на стол и выполняем ими волнообразные движения по его поверхности. |
Жучок Вот жучок жужжит-кружится, На цветочек он садится, Ставит лапки наш жучок На нарядный лепесток. Раз, два, три, четыре, пять Будет лепестки считать. | 1–2 строчки – раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями кончиков пальцев другой руки, сложенных в щепоть. 3–6 строчки – захватывая щепотью поочередно все пальцы, разминаем их от основания до подушечки. Повторяем игру для второй руки. |
Прыгуны Жили-были прыгуны, Только ноги их видны. Прыгать-прыгать, выше-выше Подлетают выше крыши. Там ужасный паучок Ловит прыгунов в сачок. Ноги им связал и руки… А зачем? – Да так, от скуки! Прыгуны его простили, Так же прыгать научили. | 1–4 строчки – поочередно поднимаем над столом руки, затем опускаем их и постукиваем подушечками пальцев по поверхности стола. 5–8 строчки – продолжаем поднимать и опускать одну руку, а другой ловим ее и крепко сжимаем в кулак. Затем руки меняем. 9–10 строчки – повторяем первое упражнение. |
Лягушка Лягушка-попрыгушка, Глазки на макушке, А все ее слова — Только «Ква!» да «Ква!». А щеки раздувает И рот свой разевает, Чтоб комары и мушки Летели в рот лягушке. | 1–6 строчки – смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты (большой палец выполняет функцию нижней челюсти), которые то раскрываются, то закрываются. 7–8 строчки – одной рукой продолжаем изображать рот лягушки, а пальцами другой поочередно «попадаем» в этот «рот». |
Черепашка Черепашка Соня — Страшная засоня. До обеда спала, В магазин поползла. Быстро обернулась — На закате вернулась. Пряник свежий пожевала Чаем крепким запивала… Долго Соня-черепашка В кухне мыла свою чашку. | 1–6 строчки – раскрываем ладонь и медленно «бредем» пальцами по столу, имитируя движения черепашки. Второй ладонью накрываем первую, изображая панцирь. 7–10 строчки – складываем ладонь лодочкой, сомкнутыми пальцами другой руки поглаживаем внутреннюю сторону воображаемой чашки. Игру повторяем, меняя функции рук. |
Улитка на дорожке Выпустила рожки. Полинку напугала — Полинка убежала. Улитка удивилась И даже рассердилась: Ей дома не сиделось, Так поиграть хотелось! | 1–2 строчки – сжимаем одну руку в кулак и выставляем «рожки» из указательного и среднего пальцев. Указательный и средний пальцы другой руки движутся навстречу «улитке». 3–4 строчки – раскрываем ладони и кладем их на стол. 5–8 строчки – поглаживаем тыльную сторону одной руки ладонной стороной другой, затем меняем руки. |
В лужице после дождя Увидела хрюшка себя: «Какая я все-таки хрюшка! Замазано грязью брюшко, А уши и маленький носик Как грязь такую выносят?!» Очень хрюшка старалась, В луже когда умывалась… | 1–4 строчки – раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями пальцев другой руки. 5–8 строчки – круговые движения становятся интенсивнее, растираем не только ладонь, но и пальцы от основания до кончиков. Повторяем все для другой руки. |
Мышка вылезла из норки, Просит сыра у Егорки. Сыра ей не дал Егорка, Отломил кусочек корки. «Фи!» – пищит мышонок в норке, — «Ну и жадный ты, Егорка!» | 1–2 строчки – одну руку кладем на стол ладонной стороной вниз, другой рукой накрываем первую и прижимаем. Нижнюю руку вытаскиваем из-под верхней. Затем меняем руки. 3–4 строчки – поочередно сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы каждой руки. 5–6 строчки – встряхиваем расслабленные кисти рук. |
Туки-туки, мишка В свой бежит домишко. Забегает во двор И калитку на запор! Туки-туки, мишка Спрятался в домишко. На лугу бычок бодался — Мишка очень испугался! | 1–2 строчки – постукиваем кулаками по столу. 3–4 строчки – сцепляем пальцы в замок, соединяя основания ладоней. 5–6 строчки – снова сжимаем руки в кулаки и постукиваем ими по столу. 7–8 строчки – выпрямляем указательные пальцы и мизинцы и «бодаемся», вращая кистями рук в области запястья. |
Как вчера у бабушки Мы пекли оладушки. Раз-два, румяные! Раз-два, горячие! Раз-два, их жарили! Три – поворачивали! Вкусные оладушки Ели мы у бабушки! | 1–2 строчки – кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону. 3–4 строчки – ладонью гладим тыльную сторону другой руки, затем меняем руки. 5–6 строчки – повторяем первое движение. 7–8 строчки – повторяем второе движение. |
Едет Маша на тележке Раздает она орешки: Зайчику-попрыгайчику, Воробьишке-шалунишке, Мишке косолапому И волчку лохматому. А лисичке-сестричке Маша налила водички. | 1–2 строчки – соединяем ладони и растираем их друг о друга. 3–8 строчки – пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков. |
На лесной лужайке Разыгрались зайки: Лапками хлопали, Ножками топали, Ушками махали, Выше всех скакали, Глазками глядели, Песенку пропели: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ляйки!» Ах, какие веселые зайки! | 1–2 строчки – раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями. 3, 4 строчки – хлопаем в ладоши, притопываем ногами. 5 строчка – прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук. 6 строчка – поочередно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку. 7–11 строчки – машем руками. |
Сорву я малинку Насте в корзинку. Найду земляничку Полинке-сестричке. Смородинку в баночку Соберу для Яночки. Крыжовник в стакане Несу я для Вани, А маленькому Мише Нарву я спелой вишни! | 1–10 строчки – на каждые две строчки поочередно растираем пальцы одной руки пальцами другой. Затем меняем руки и все повторяем сначала. |
Динь-дон, динь-дон! К нам приехал добрый слон. Ноги – тумбы, Длинный хобот. Он шагает, словно робот. Динь-дон, динь-дон! Головой качает слон. | 1–2 строчки – расслабляем кисти рук и качаем ими из стороны в сторону. 3–5 строчки – сжимаем руки в кулаки и легонько стучим по столу, изображая поступь слона. 6–7 строчки – ставим локти на стол и качаем кистями рук, сгибая их в запястье, или выполняем вращательные движения обеими кистями. |
Интересные ребята — Полосатые котята. Раз! Котенок-озорник — По столам он прыг да прыг! Два! Котенок музыкальный — Песенки поет печально. Три! Котенок очень тихий — Ловит мышек очень лихо! А четвертый наш котенок Любит спать еще с пеленок! Ну, а пятый далеко — Убежал за молоком! | 1–2 строчки – обеими ладонями показываем уши котят или их усы. 3–12 строчки – на каждые две строчки стихотворения поочередно разминаем пальцы одной руки пальцами другой. Повторяем игру, поменяв руки. |
Руки на стол положите, Головою вначале кивните, Соедините кончики пальцев, Вперед и назад слегка покачайте. Пальцы сцепите крепко в замок И покрутите, кто как только смог! Ну, а теперь постарайтесь мяукнуть, Немного полаять, Покрякать и хрюкнуть! Вы рассмеялись? Развеселились? Здорово крякать вы научились! | 1–6 строчки – выполняем движения согласно тексту. 7–8 строчки – веселим сами себя, мяукая, крякая и хрюкая. 9–10 строчки – расслабляем кисти обеих рук и встряхиваем их. |
В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка – совушка, Ну, а эта – скворушка. Эта птичка – воробей, Ну, а эта – соловей. Это – дятел, это – стриж, Это же – поющий чиж. Эта птичка – коростель, Эта птичка – свиристель, Ну, а это издалека Прилетела к нам сорока. | 1–2 строчки – поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц. 3–12 строчки – называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец. |
Набрал Тимошка Ягод в лукошко. Угостил Дашу, Маленького Сашу, Насыпал ягод Коле, Своей сестренке Оле И маленькому Ванечке Дал ягодок в стаканчике. | 1–2 строчки – складываем ладонь лодочкой и пальцами другой руки, сложенными в щепоть, собираем в нее воображаемые ягоды. 3–8 строчки – сжимаем руку в кулак и, называя имена, освобождаем из кулака по одному пальцу. |
Котик маленький сидит И ушами шевелит. Вот как, вот как, Как ушами шевелит. Котик маленький замерз, Прикрывает лапкой нос. Котик-котик, Котофей! Быстро мы тебя согреем! Прыг-скок, прыг-скок! Прыгай с пятки на носок! | 1–4 строчки – раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами. 5–6 строчки – потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью. 7–10 строчки – прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок. |
Ехал ежик в гости, Отморозил носик. И от норки ключик Соскользнул с колючек. Ну-ка поскорее Ежика согреем! Дверку в норку отопрем Носик быстро ототрем! | 1–4 строчки – сцепляем руки в замок, соединив основания ладоней, но не сгибая пальцев, так как «колючки» должны торчать. Крутим кистями рук, не разнимая их. 5–8 строчки – расцепляем руки и вращательными движениями растираем ладони одна о другую. |
Две мышки залезли в подвал Тайком, чтоб никто не видал. Спустились следом подружки Три сереньких мышки-норушки. Первая мышка увидела сыр, Другая сгрызла его до дыр, Третья собрала все крошки, Четвертой осталось немножко, А пятая гордо сказала: «Не вылезу я из подвала, Пока хозяин квартиры В подвал не доставит мне сыра!» | 1–4 строчки – сложенными в щепоть пальцами обеих рук изображаем ползающих по столу мышек. 5–9 строчки – сжимаем одну руку в кулак, а с помощью другой руки освобождаем пальцы по одному согласно тексту считалочки. 10–12 строчки – расслабляем кисти обеих рук и отряхиваем их одна о другую. Повторяем игру для второй руки. |
В небе солнышко сияет, Наши щечки согревает, Носик, руки и бока Подрумянило слегка. Ноги тоже у ребят Понемножку загорят. Это солнце яркое, Это лето жаркое! | 1 строчка – поднимаем руки вверх, раскрываем ладони и растопыриваем пальцы. 2 строчка – опускаем руки, поглаживаем ладонями щеки. 3–4 строчки – обеими руками поочередно поглаживаем нос, руки и бедра. 5–6 строчки – руки с бедер опускаем все ниже, до щиколоток. 7–8 строчки – снова поднимаем руки с раскрытыми ладонями. |
Возле будки дремлет пес, Спит, закрывши лапой нос. Накормить его забыли, С поводка не отцепили, И голодный наш Трезор Грустно охраняет двор. Я налью побольше щей, Накормлю его скорей | 1–2 строчки – соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-накрест и качаем кистями рук вправо-влево, вперед-назад. 3–6 строчки – ладонной стороной кисти одной руки поглаживаем тыльную сторону другой, затем руки меняем. 7–8 строчки – поднимаем кисти рук ладонями наружу, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы. |
Девочки и мальчики! Совсем как попугайчики Крылышками помашите, Хохолками потрясите, Друг на друга посмотрите, В джунгли вместе полетите, На пальму опуститесь, Крылышки встряхните! | 1–3 строчки – вытягиваем руки в стороны, расслабляем их и машем кистями, как крылышками. 4 строчка – несколько раз наклоняем голову вправо-влево. 5 строчка – поворачиваемся к соседу и смотрим ему в глаза. 6–8 строчки – снова вытягиваем руки в стороны и повторяем первое движение. |
Крокодил у нас теперь Закрывает на ночь дверь. Свечку зажигать не хочет, Как кузнечик он стрекочет. Ну, а днем стесняется — На берегу валяется, Не поет и не стрекочет, Только весело хохочет. | 1–4 строчки – поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, а затем основания ладоней. Отводим большие пальцы в стороны и снова соединяем их, словно закрываем дверь. 5–8 строчки – соединенные кисти рук кладем на стол и катаем их вправо-влево. |
Модница муха на рынок пришла. А выбирала она кружева. Ей продавец-паучок показал Множество кружевных покрывал. Закутал ее в покрывало, И бедная муха пропала. | 1–2 строчки – несколько раз поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой. 3–4 строчки – раскрытыми ладонями гладим поверхность стола, как будто расправляем складки на покрывале. 5–6 строчки – одной рукой захватываем другую и стараемся «окутать» ее всю, выполняя круговые движения. |
Жук залез на лесенку, Распевает песенку: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я на лесенке сижу!» С лесенки жучок упал И сердито зажужжал: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я под лесенкой лежу!» Мы жучка поднимем, Ласково обнимем! | 1–2 строчки – раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам. 3–4 строчки – то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее. 5–8 строчки – поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности. 9–10 строчки – поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук. |
Дождь пошел, наполнил бочки, Выросли в лесу грибочки. Окна дождик перемыл, Просто выбился из сил. Побродил в округе вволю, Зашагал по лужам в поле. | 1–2 строчки – кончиками пальцев обеих рук постукиваем по столу, изображая беспорядочные капли дождя. 3–4 строчки – раскрываем ладони и круговыми движениями гладим поверхность стола. 5–6 строчки – легкими шлепками переступаем ладонями по столу. |
По дорожке Маша шла, Нитки под кустом нашла. Нитки аленькие, Моточек маленький. Потянула ниточку И пришла к калиточке, Двери отворила: Там – жених Данила. | 1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу. 3–4 строчки – выполняем круговые движения ладонями в разные стороны, словно у нас в руках клубок ниток. 5–6 строчки – соединяем кончики пальцев обеих рук, потом крепко прижимаем друг к другу ладони. 7–8 строчки – несколько раз соединяем и разъединяем руки, оставляя сомкнутыми ребра ладоней. |
Ловит воробей жучков, Уплетает червячков. И на юг не улетает — Так, под крышей обитает. Прыг да прыг Да чик-чирик! Жить он в городе привык! | 1–2 строчки – складываем пальцы обеих рук в щепоть и «клюем» со стола воображаемых жучков и червячков. 3–4 строчки – соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и поднимаем руки вверх. 5–7 строчки – опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгиваем» обеими руками над поверхностью стола. |
Ветер в поле рыщет, Все поет да свищет, Деревья ломает, К земле пригибает, А потом все тише, Вновь деревья выше… | 1–2 строчки – расслабленные руки поднимаем вверх и раскачиваем их, как ветки деревьев. 3–4 строчки – опускаем руки, соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и сгибаем все пальцы то в одну, то в другую сторону. 5–6 строчки – поглаживаем ладонь о ладонь легкими круговыми движениями. |
Съесть хотели апельсин Пять ребят, а он один. Эта долька – для Наташи, Эту отдадим мы Саше, Этой угостим Марину, Ну, а две дадим Ирине. Остальные будет кушать Наша милая Надюша. | 1–2 строчки – делаем круговые движения обеими кистями рук, как будто у нас в ладонях апельсин. 3–8 строчки – на каждое названное имя пальцами одной руки растираем по одному пальцу другой. Затем повторяем это действие для второй руки. |
Как в кармане у Аркашки Вечно копятся бумажки: Фантики, билеты — Все, что есть на свете. Раз, два, три, четыре, пять — Нам всего не сосчитать! | 1–4 строчки – несколько раз поочередно хлопаем в ладоши и легонько стучим руками по столу. 5–6 строчки – сжимаем руки в кулаки и на счет выпрямляем по одному пальцу на каждой руке. |
Гуси-гуси-гусенята — Очень славные ребята. Ходят гуси вереницей До реки воды напиться. У гусей на ножках — Красные сапожки! Глядят – не наглядятся, Сапожками гордятся. | 1–4 строчки – кладем одну руку ладонью вниз на стол и накрываем ее другой ладонью. Затем вытаскиваем первую руку и ею накрываем вторую. Так делаем несколько раз. 5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой. 7–8 строчки – повторяем второе движение для другой руки. |
У меня сестренок пять. Всем я буду помогать: С Машей сеять, С Дуней жать, С Галей елку наряжать, С Верой стряпать, С Ниной шить. Будем вместе мы дружить! | 1–2 строчки – раскрываем ладони и разъединяем пальцы, качаем кистями рук вправо-влево. 3–7 строчки – во время чтения каждой строчки соединяем кончики пальцев обеих рук. 8 строчка – изображаем крепкое рукопожатие. |
Кто утром дремлет сладко? Давно пора вставать! И всех мы на зарядку Давно устали ждать! Раз-два, раз-два! Вправо-влево голова. Три-четыре, три-четыре! Прыгать будем по квартире! Закончили зарядку, И стало все в порядке! | 1–2 строчки – одной рукой поглаживаем другую, затем меняем руки и повторяем действие. 3–4 строчки – раскрываем ладони и поворачиваем кисти вправо-влево несколько раз. 5–6 строчки – соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и сгибаем пальцы вправо-влево. 7–10 строчки – поочередно то стучим руками по столу, то хлопаем в ладоши, одновременно притопывая ногами. Если есть возможность, рекомендуется попрыгать и побегать на месте. |
Наших маленьких ребят — Пять лохматых медвежат — Танцевать не приглашают, Неуклюжими считают. Раз, два, три, четыре, пять — Будут мишки танцевать! Раз, два, три, четыре, пять — Всем на лапы наступать! | 1–4 строчки – соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на край стола и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево. 5–8 строчки – на счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы. |
На столе моем игрушки Притаились в тишине. Пять подарков в день рожденья Принесли ребята мне. Раз – мохнатый, мягкий мишка, Два – зеленый крокодил, Три – зайчишка-шалунишка, А четыре – конь один, Пять – огромная машина С желтым кузовом большим. Я в него свои подарки Утром рано положил. | 1–4 строчки – круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой. 5–9 строчки – указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику. 10–12 строчки – соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием. |
У матрешки нашей Мани Пять девчоночек в кармане. Маню раскрываем, Зину вынимаем. Вот раскрыли Зину, Вытащили Нину. А из Нины мы достали Чернобровую Наталью. А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли, Выпустили Лилю. Все девчонки из кармана Вышли в красных сарафанах. | 1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки. 3–12 строчки – на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки. 13–14 строчки – раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах. |
Сидят на печи пять братцев. Захотел младший брат прогуляться. Скучно ему одному гулять, Пришел он другого брата позвать. Опять молчат да в кулак сопят. Третьего брата позвали гулять, Да и втроем им тошно. Позвали четвертого, с гармошкой. Тут и пятый решил прогуляться Началось веселье у братцев! | 1–3 строчки – смыкаем пальцы, отставляем в сторону мизинец и приставляем его обратно. 4–5 строчки – отставляем в сторону сомкнутые мизинец и безымянный палец и приставляем обратно. 6–7 строчки – отставляем в сторону мизинец, безымянный и средний и приставляем обратно. 8–10 строчки – отставляем в сторону четыре сомкнутых пальца, а потом присоединяем к ним большой, разъединяем пальцы и поворачиваем кисть руки вправо-влево. |
Вымыли мы ручки, Вымыли мы ножки, Поиграли в ладушки, Ладушки-ладошки! Во дворе цыплятам Накрошили крошек, Поиграли снова В ладушки-ладошки! Гладили котенка Чистыми ладошками, С ним мы поиграли В ладушки-ладошки! Улеглись ладошки Прямо на дорожку… Как они устали — Ладушки-ладошки! | 1–2 строчки – имитируем мытье рук, наклоняемся и растираем руками щиколотки. 3–4, 7–8, 11–12 строчки – хлопаем в ладоши. 5–6 строчки – пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим хлеб. 9–10, 15–16 строчки – ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону другой, затем меняем руки и повторяем действие. 13–14 строчки – кладем кисти рук на стол ладонями вниз. |
Чок-чок-чок, чок-чок-чок! К пастушку бежит бычок. Пободаться очень хочет, Может, ему скучно очень. Пастушок и не боится — Даст бычку воды напиться, За рога его возьмет И на травку уведет. | 1–2 строчки – «бежим», постукивая по столу подушечками пальцев. 3–4 строчки – на каждой руке выставляем «рожки» из указательного пальца и мизинца и поворачиваем кисти в разные стороны. 5–6 строчки – одну руку оставляем в описанном положении, круговыми движениями поглаживаем ее тыльную сторону пальцами другой руки. 7–8 строчки – захватываем «рогатую» руку другой рукой и отводим ее в сторону. |
Как на яблоне цветки Раскрывают лепестки. Ветерок неслышно Лепестки колышет. Только к вечеру цветки Отпускают лепестки, Головой качают, Крепко засыпают. | 1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки, потом разжимаем их, показывая, как раскрываются цветки. 3–4 строчки – плавно покачиваем расслабленными кистями рук (ладонями вверх) вправо-влево. 5–8 строчки – поглаживаем одной ладонью другую, продолжая покачивать, осторожно опускаем руки на стол. |
Топали мы, топали, До горы дотопали. Под горой избушка, В ней живет старушка. Дверь в избушечку открыли И напиться попросили. Принесла воды старушка, Не пустила нас в избушку. Снова вышли во поле И домой потопали. | 1–2 строчки – кончиками пальцев постукиваем по столу. 3–4 строчки – сцепляем пальцы в замок, соединяем основания ладоней и делаем «избушку». 5–6 строчки – расставляем большие пальцы обеих рук в стороны, словно открываем двери. 7–10 строчки – разъединяем руки, отряхиваем одна о другую и «топаем» кончиками пальцев обеих рук. |
Если хочешь, делай так. Если хочешь, делай так. Если хочешь, делай так. Если хочешь, то скажи, Если хочешь, покажи. Если хочешь, Будем вместе повторять. Если хочешь, Будем вместе танцевать. | 1–2 строчки – поднимаем руки вверх, расслабляем кисти, плавно качаем обеими руками вправо-влево. 3 строчка – поднимаем руки над головой и хлопаем в ладоши. 4 строчка – все вместе говорим какое-нибудь слово: «хорошо» или «весело». 5 строчка – топаем ногами. 6–7 строчки – хлопаем ладонями по столу, при этом наклоняем голову вправо-влево. |
Картотека пальчиковых игр
1 младшей группы
№ 2 «Степашка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека пальчиковой и артикуляторной гимнастики для детей 5-6 лет"
В картотеке представлена пальчиковая и артикуляторная гимнастика для детей 5-6 лет ,а также игры и игровые упражнения на развитие дыхания.Все упражнения сгруппированы по темам и соответствуют календар...

Картотека пальчиковых игр и гимнастики по темам.
Собрана и прклассифицирована большая коллекция пальчиковых игр и гимнастик....
Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет
Во время игры развиваются речевые навыки, мелкая моторика, координация, ритмическое мастерство, социальные навыки. речь и слух....

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет
Цель: -активизировать движения пальцев рук ,-формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу,-развивать ощущение собственных движений,-активизировать...

Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, подвижных игр
Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, подвижных игр...

Картотека пальчиковых игр и гимнастик средняя группа
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоциональног...