Воспитание толерантности посредством художественной литературы. Статья для педагогов и родителей.
методическая разработка
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_posredstvom_hudozhestvennoy_literatury_.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности посредством
художественной литературы
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Есть два пути развития личности:
Толерантная личность Интолерантная личность
Доброжелательность непонимание
понимание и принятие игнорирование, эгоизм
чуткость, любознательность выражение пренебрежения, нетерпимость
снисходительность, доверие раздражительность, равнодушие
гуманизм цинизм, немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других
« Любя своих детей, учите их любить окружающих людей, не научите - будете плакать на старость лет - вот одна из самых мудрых истин…..»
Сухомлинский В.А.
Знакомя детей с культурой разных народов, мы воспитываем уважение гордость за землю, на которой живем. У каждого народа свои традиции, сказки, праздники, национальные костюмы. Все это передается от поколения к поколению и содержит нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Любовь к своей родине начинается с любви к своим родителям, близким, семье, детскому саду к своему городу и, конечно же, к родному краю. Важная задача в воспитании – это воспитание любви к родному краю, интерес к народному творчеству, национальной культуре.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя следующее:
- способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;
- гармония между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
- уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека;
- свобода придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;
- гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека.
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. Средство - прием, способ действий для достижения чего-либо или справиться с чем-либо.
К средствам формирования толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
- проектная деятельность;
- произведения искусства и др.
И. Кленицкая "Хорошо, что мы все разные (старинная легенда)".
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
— Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
— Нет, — ответила лошадь.
— А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
—Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
— Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
— А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
— Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!
Сказка о Добре и Зле (Автор: Кудашкин Илья, 12 лет)
Жили-были на свете Добро и Зло.
Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям.
Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя.
Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке». Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останутся целы и невредимы, сколько детей смогут радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!» Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались.
Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям - они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни - тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. Старайтесь всем делать добро!
Воспитывая толерантность посредством художественной литературы, решаются следующие задачи:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В литературе, особенно в детской, должны быть поучительные, воспитательные мотивы. Доброта, честь, верность слову и идеалам дружбы, патриотизм, трудолюбие, любовь к природе – качества, которые воспитывают произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Ю. Олеши, Л. Кассиля, С. Михалкова, А. Гайдара, В. Драгунского, Б. Жидкова, Н. Носова, К.Паустовского и др. Книги этих авторов обладают этической ясностью, учитывают возрастные и психологические особенности ребенка.
Доброта, отзывчивость, сострадание, честь, верность слову и идеалам дружбы, трудолюбие и другие человеческие качества
- А.Волков «Волшебник Изумрудного города».
- Л.Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово»
- В.А. Осеева: рассказы и сказки морально-нравственной тематики «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой», «Сынвья»
- Е.А.Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой», «Случай с кошельком», «Бумажный змей»
- С.А. Баруздин: рассказы о детях: «Светлана», «Человеки», «Мамина работа», рассказы о животных: «Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши», «Сказки о трамвае» , стихотворение «Плотник».
- Г.И. Люшнин «Кашевар»
- О.К. Бедарев «Плотник Егор»
- В. Голявкин «Настоящее дело», «Сорняк»
- В.Ю.Драгунский: рассказы «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю» (сборник «Денискины рассказы»).
- Г.Цыферов: «Паровозик из Ромашково».
- Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
- Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
- М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька» (юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» из цикла «Лёля и Минька»)
- К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
- Н. Артюхова «Трусиха»
- А. Барто «Я - лишний», «Помощница», «На огороде»
- Ян Грабовский «Гусыня Мангося»
- П. Дудочкий «Почему хорошо на свете» (сказка)
- Б.Житков «Храбрый утёнок»
- В.Г. «Слепой музыкант»
- С.В. Михалков « Мы строим», «Бараны на мосту», «Хрустальная ваза», «Праздник непослушания»
- Н.Н. Носов «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка и его друзья», «Незнайка на Луне»
- В.Д. Одоевский «Городок в табакерке»
- А.А. Кузнецова «Поссорились»
- И.А. Крылов «Басни»
- В.А. Лифшиц «Друг»
- Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
- С.Я. Маршак «Есть у меня товарищ Федя», «Чем болен мальчик»
- А.Н. Митта « Шар в окошке»
- С.В. Погореловский «Слава хлебу на столе»
- В.Е. Росин «Олень и его товарищ»
- Г.А. Скребицкий «Дружба»
- М.П. Смирнова «Таня- неумелочка»
- В.Суслов «Кто сильнее»
- В.Г. Сутеев «Снежный заяц»
- Л.Н.Толстой «Садовник и сыновья» (басня), «Старик и яблоня», «Лев и собачка», «Косточка»
- К.Д. Ушинский «Война грибов», «Журавль и цапля», «Умей обождать», «Орел и кошка»
- В.Ф. Хомченко «Шесть километров пути»
- А.П. Чехов «Каштанка» (отрывок)
- А.Усачев «Жили-были ёжики».
- Л.Муур: «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
- Т.Янссон: «Маленькие тролли и большое наводнение» и другие сказочные повести про мумми-тролей.
- Я.Экхольм: «Тутта Карлсон, Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
- А. Балинт: «Гном-Гномыч и Изюмка»
- Р.Киплинг: «Маугли», «Слонёнок», «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- Ф.Баум «Волшебник страны Оз»
- Г.Х.Андерсен «Оле-Лукое»
- С.О. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Я. Дягутите «Руки человека»
Семья, любовь к природе, любовь к Родине, патриотизм, культура и традиции народов мира
- А.Усачёв «Приключения маленького человечка» (Пересказ Всеобщей Декларации Прав человека для детей – сказочная повесть)
- К.Д. Ушинский «Мое Отечество»
- М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», «Слава народу»
- А.А. Прокофьев Нет на свете Родины милее»
- Пятрас Цвирка «Соловушка»
- А.Гайдар «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о твердом слове»
- А. Гайдар «Дальние страны»
- Джани Роддари «Всемирный хоровод»
- С.В. Михалков «Быль для детей», «Нет войны»
- В.Лебедев-Кумач «Москва майская», «Широка страна моя родная», «Священная война»
- С.Я. Маршак «Урок родного языка»
- С.Васильев «Белая береза» ( о ВОВ)
- Лев Кассиль «Памятник советскому солдату»
- О. Маслова «Героям Победы - спасибо!»
- А.Усачев «Что такое день Победы»
- Н. Томилина «День Победы»
- В. Туров «Дедушкин портрет»
- А. Шамарин «Никто не забыт»
- Белозеров Т. «»День Победы»
- Алевтина Суровцева «Семейное счастье»
- Натали Самоний «Кто в семье главнее всех», «Мне бабушка сказала», «У кого-то есть сестра», «Семья – большое счастье»
- Валентин Берестов «Любили тебя без особых причин»
- М. Лангер «Семья - это счастье, любовь и удача»
- М. Тахистова «Семья»
- Г. Дядина «Семейное дерево»
- Аркадий Млынаш «Семейная история»
- М. Шварц «Семья»
- И.Истомин «Вы на карту посмотрите»
- А.Марласова «Осень» (стих-е о Ямале)
- Красная книга Ямала.
- В.Н. Ледков «Моя тундра», «Олененок родился»
- Сказки "Как ненец - пастух рыбаком стал"
- М. Борисова "Олени ждут солнца"
- И. Винокуров "Сквозь буран"
- ненецкие сказки "Мышонок и олененок", "Хозяин и работник"
- П. Лапцуй "Эдейка" (отрывок из поэмы )
- Ю Шесталов "Лайка, друг мой первый".
- Ю.Н. Афанасьев (ямальский писатель)“Сказки дедушки Ай-по”, “О добром сердце”, “Морозный день”, “За белой горой”, “Жадная старуха”, “Брюшастик”, «О счастье», «Варежка»
- Л.В. Федоровой «Северные льдинки» (ненецкие сказки)
- Сказки народов России:
«Девочка-семилетка»- русская народная сказка
«Волк-лентяй»- русская народная сказка
«Буря-богатырь Иван коровий сын»- русская народная сказка
«Три совета» - татарская народная сказка
«Три сестры» - татарская народная сказка
«Старик и великан» - башкирская народная сказка
«Плюх пришёл!» - калмыцкая народная сказка
«Заяц и черепаха» ингушская народная сказка
«Алып», «Что дороже» - осетинская народная сказка
«Учёный парень»- тувинская народная сказка
«Кукушка» - ненецкая народная сказка
«Росомаха и медведь» - якутская народная сказка
«Айога» - нанайская народная сказка
«Бескрылый гусёнок» - ительменская народная сказка
«Лиса и нерпы» орочская народная сказка
«Как собака товарища искала» мордовская народная сказка
- Сказки народов мира:
«Заработанный рубль», «Змея и рыба» - армянская народная сказка
«Гора самоцветов» -туркменская народная сказка
«Три арбузных семечка» -узбекская народная сказка
«Колосок», «Хроменькая уточка» - украинские народные сказки
«Каждый свое получил»- эстонская народная сказка
«Чудесный клад», «Лиса и муровей»- молдавская народная сказка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей
Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...
Статья для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста."
Статья для педагогов и родителей...
Статья для педагогов и родителей "Свою любовь к городу мы передаем детям".
Одна из основных задач воспитателя детского сада — привить детям любовь к родной земле, как теперь говорят, к своей малой Родине ― к городу, поселку, деревне, то есть к тому месту, где родился и расте...
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шаги в устранении заикания у дошкольников». Автор статьи: Учитель-логопед высшей категории Перцева И. А.
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за...
статья для педагогов и родителей "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Статья предназначена для воспитателей и родителей. В пособии предоставлены занятия, консультации для родителей. Так же учитывается главная задача пособия – воспитание нравственных качеств (добро...
Статья для педагогов и родителей на тему: "Воспитание - что это?"
quot;Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребёнку" Р.Эмерсон...