Воспитание толерантности посредством художественной литературы. Статья для педагогов и родителей.
методическая разработка

Шайгарданова Гульдар Расиховна

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности посредством

художественной литературы

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;

4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Есть два пути развития личности:

Толерантная личность                                      Интолерантная личность

Доброжелательность                                            непонимание

понимание и принятие                                          игнорирование, эгоизм

чуткость, любознательность                                   выражение пренебрежения, нетерпимость

снисходительность, доверие                                раздражительность, равнодушие

гуманизм                                                                   цинизм, немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично

4. Ищи лучшие аргументы

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого

6. Стремись учитывать интересы других

 « Любя своих детей, учите их любить окружающих людей, не научите - будете плакать на старость лет - вот одна из самых мудрых истин…..»

Сухомлинский В.А.

Знакомя  детей с  культурой  разных народов,  мы воспитываем уважение гордость за землю, на которой живем.  У  каждого народа  свои традиции, сказки, праздники, национальные костюмы. Все это передается от поколения к поколению и содержит нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Любовь к своей родине начинается с любви к своим родителям, близким, семье, детскому саду к своему городу и, конечно же, к родному краю. Важная задача в  воспитании – это воспитание любви к родному краю, интерес к народному творчеству, национальной культуре.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и включает в себя следующее:

  • способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;
  • гармония между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
  • уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
  • готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
  • не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека;
  • свобода придерживаться своих убеждений и признания такого же права за другими; это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим;
  • гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека. 

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. Средство - прием, способ действий для достижения чего-либо или справиться с чем-либо. 

К средствам формирования толерантности можно отнести: 
- традиции; 
- общение; 
- художественная литература; 
- сказки; 
- пословицы и поговорки; 
- национальные куклы; 
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов; 
- проектная деятельность; 
- произведения искусства и др. 

И. Кленицкая "Хорошо, что мы все разные (старинная легенда)".

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала: 
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь: 
— Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
— Нет, — ответила лошадь.
— А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду: 
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
—Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал: 
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: 
— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал: 
— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: 
— Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему: 
— А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: 
— Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!

Сказка о Добре и Зле (Автор: Кудашкин Илья, 12 лет)

Жили-были на свете Добро и Зло. 

Добро трудилось день и ночь, старалось сделать как много больше хороших дел людям. 

Зло же было ленивым, любило поспать, но все равно успевало приносить народу много бед, несчастий и горя. 

Как-то раз они встретились. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке». Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останутся целы и невредимы, сколько детей смогут радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!» Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались. 

Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям - они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни - тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. Старайтесь всем делать добро!  

Воспитывая толерантность посредством художественной литературы, решаются следующие задачи:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В литературе, особенно в детской, должны быть поучительные, воспитательные мотивы. Доброта, честь, верность слову и идеалам дружбы, патриотизм, трудолюбие, любовь к природе – качества, которые воспитывают произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Ю. Олеши, Л. Кассиля, С. Михалкова, А. Гайдара, В. Драгунского, Б. Жидкова, Н. Носова, К.Паустовского и др. Книги этих авторов обладают этической ясностью, учитывают возрастные и психологические особенности ребенка.

Доброта, отзывчивость, сострадание, честь, верность слову и идеалам дружбы, трудолюбие и другие человеческие качества

  1. А.Волков «Волшебник Изумрудного города».
  2. Л.Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово»
  3. В.А. Осеева: рассказы и сказки морально-нравственной тематики «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой», «Сынвья» 
  4. Е.А.Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой», «Случай с кошельком», «Бумажный змей»
  5. С.А. Баруздин: рассказы о детях: «Светлана», «Человеки», «Мамина работа», рассказы о животных: «Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши», «Сказки о трамвае» , стихотворение «Плотник».
  6. Г.И. Люшнин «Кашевар»
  7. О.К. Бедарев «Плотник Егор»
  8. В. Голявкин «Настоящее дело», «Сорняк»
  9. В.Ю.Драгунский: рассказы «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю» (сборник «Денискины рассказы»).
  10. Г.Цыферов: «Паровозик из Ромашково».
  11. Г. Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
  12. Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
  13. М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька» (юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» из цикла «Лёля и Минька»)
  14. К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
  15. Н. Артюхова «Трусиха»
  16. А. Барто «Я - лишний», «Помощница», «На огороде»
  17. Ян Грабовский «Гусыня Мангося»
  18. П. Дудочкий «Почему хорошо на свете» (сказка)
  19. Б.Житков «Храбрый утёнок»
  20. В.Г. «Слепой музыкант»
  21. С.В. Михалков « Мы строим», «Бараны на мосту», «Хрустальная ваза», «Праздник непослушания»
  22. Н.Н. Носов «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка и его друзья», «Незнайка на Луне»
  23. В.Д. Одоевский «Городок в табакерке»
  24. А.А. Кузнецова «Поссорились»
  25. И.А. Крылов «Басни»
  26. В.А. Лифшиц «Друг»
  27. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
  28. С.Я. Маршак «Есть у меня товарищ Федя», «Чем болен мальчик»
  29. А.Н. Митта « Шар в окошке»
  30. С.В. Погореловский «Слава хлебу на столе»
  31. В.Е. Росин «Олень и его товарищ»
  32. Г.А. Скребицкий «Дружба»
  33. М.П. Смирнова «Таня- неумелочка»
  34. В.Суслов «Кто сильнее»
  35. В.Г. Сутеев «Снежный заяц»
  36. Л.Н.Толстой «Садовник и сыновья» (басня), «Старик и яблоня», «Лев и собачка», «Косточка»
  37. К.Д. Ушинский «Война грибов», «Журавль и цапля», «Умей обождать», «Орел и кошка»
  38. В.Ф. Хомченко «Шесть километров пути»
  39. А.П. Чехов «Каштанка» (отрывок)
  40. А.Усачев  «Жили-были ёжики».
  41. Л.Муур: «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
  42. Т.Янссон: «Маленькие тролли и большое наводнение» и другие сказочные повести про мумми-тролей.
  43. Я.Экхольм: «Тутта Карлсон, Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие». 
  44. А. Балинт: «Гном-Гномыч и Изюмка»
  45. Р.Киплинг: «Маугли», «Слонёнок», «Кошка, которая гуляла сама по себе»
  46. Ф.Баум «Волшебник страны Оз»
  47. Г.Х.Андерсен «Оле-Лукое»
  48. С.О. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  49. Я. Дягутите «Руки человека»


Семья, любовь к природе, любовь к Родине, патриотизм, культура и традиции народов мира

  1. А.Усачёв «Приключения маленького человечка» (Пересказ Всеобщей Декларации Прав человека для детей – сказочная повесть)
  2. К.Д. Ушинский «Мое Отечество»
  3. М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», «Слава народу»
  4. А.А. Прокофьев Нет на свете Родины милее»
  5. Пятрас Цвирка «Соловушка»
  6. А.Гайдар «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о твердом слове»
  7. А. Гайдар «Дальние страны»
  8. Джани Роддари «Всемирный хоровод»
  9. С.В. Михалков «Быль для детей», «Нет войны»
  10. В.Лебедев-Кумач «Москва майская», «Широка страна моя родная», «Священная война»
  11. С.Я. Маршак «Урок родного языка»
  12. С.Васильев «Белая береза» ( о ВОВ)
  13. Лев Кассиль «Памятник советскому солдату»
  14. О. Маслова «Героям Победы - спасибо!»
  15. А.Усачев «Что такое день Победы»
  16. Н. Томилина «День Победы»
  17. В. Туров «Дедушкин портрет»
  18. А. Шамарин «Никто не забыт»
  19. Белозеров Т. «»День Победы»
  20. Алевтина Суровцева «Семейное счастье»
  21. Натали Самоний «Кто в семье главнее всех», «Мне бабушка сказала», «У кого-то есть сестра», «Семья – большое счастье»
  22. Валентин Берестов «Любили тебя без особых причин»
  23. М. Лангер «Семья -  это счастье, любовь и удача»
  24. М. Тахистова «Семья»
  25. Г. Дядина «Семейное дерево»
  26. Аркадий Млынаш «Семейная история»
  27. М. Шварц «Семья»
  28. И.Истомин «Вы на карту посмотрите»
  29. А.Марласова «Осень» (стих-е о Ямале)
  30. Красная книга Ямала.
  31. В.Н. Ледков «Моя тундра», «Олененок родился»
  32. Сказки "Как ненец - пастух рыбаком стал"
  33. М. Борисова "Олени ждут солнца"
  34. И. Винокуров  "Сквозь буран"
  35.  ненецкие сказки "Мышонок и олененок", "Хозяин и работник"
  36.  П. Лапцуй "Эдейка" (отрывок из поэмы )
  37.  Ю Шесталов  "Лайка, друг мой первый".
  38.  Ю.Н. Афанасьев (ямальский писатель)“Сказки дедушки Ай-по”, “О добром сердце”“Морозный день”, “За белой горой”, “Жадная старуха”, “Брюшастик”, «О счастье», «Варежка»
  39. Л.В. Федоровой «Северные льдинки» (ненецкие сказки)
  40. Сказки народов России:

«Девочка-семилетка»- русская народная сказка

«Волк-лентяй»- русская народная сказка

«Буря-богатырь Иван коровий сын»- русская народная сказка

«Три совета» - татарская народная сказка

«Три сестры» - татарская народная сказка

«Старик и великан» - башкирская народная сказка

«Плюх пришёл!» - калмыцкая народная сказка

«Заяц и черепаха» ингушская народная сказка

«Алып», «Что дороже» - осетинская народная сказка

«Учёный парень»- тувинская народная сказка

«Кукушка» - ненецкая народная сказка

«Росомаха и медведь» - якутская народная сказка

«Айога» - нанайская народная сказка

«Бескрылый гусёнок» - ительменская народная сказка

«Лиса и нерпы» орочская народная сказка

«Как собака товарища искала» мордовская народная сказка

  1. Сказки народов мира:

«Заработанный рубль», «Змея и рыба» - армянская народная сказка

«Гора самоцветов» -туркменская народная сказка

«Три арбузных семечка» -узбекская народная сказка

«Колосок», «Хроменькая уточка» - украинские народные сказки

«Каждый свое получил»- эстонская народная сказка

«Чудесный клад», «Лиса и муровей»- молдавская народная сказка









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...

Статья для педагогов и родителей "Свою любовь к городу мы передаем детям".

Одна из основных задач воспитателя детского сада — привить детям любовь к родной земле, как теперь говорят, к своей малой Родине ― к городу, поселку, деревне, то есть к тому месту, где родился и расте...

статья для педагогов и родителей "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"

Статья предназначена для воспитателей и родителей. В пособии предоставлены занятия, консультации для родителей. Так же учитывается главная задача пособия – воспитание нравственных качеств (добро...

Статья для педагогов и родителей на тему: "Воспитание - что это?"

quot;Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребёнку" Р.Эмерсон...