Сказкотерапия, как технология социальной адаптации в работе с детьми дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кулешова Елена Витальевна

Сказкотерапия- это одно из направлений арт-терапии, которое с успехом применяется педагогами  в дошкольных учреждениях.Психика ребенка очень ранима, он только начинает узнавать себя, людей, мир вокруг себя.

На своем пути дети часто сталкиваются с трудностями в семье, в детском саду. Если взрослые хотят им помочь, в таких случаях можно использовать сказкотерапию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_-_kopiya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                         «Детский сад комбинированного вида №71»

        Тема:  «Сказкотерапия, как технология социальной адаптации в работе  

                                 с  детьми дошкольного возраста »

                                                            г. Воронеж  2019 г

Арт-терапия -  это воплощение внутренних переживаний человека  через  творческий  процесс. Эта технология используется как для взрослых,                 так и для детей.

 Арт-терапия сегодня по праву считается эффективнейшим методом, используемых  психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества дети воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое.  Ребенок способен выразить себя, а так же познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации. Психика ребенка очень ранима ведь он только начинает узнавать самого себя, мир людей и мир вокруг. На своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями в семье, в детском саду. Если взрослые хотят им помочь, в таких случаях можно использовать арт-терапию.

Арт-терапия включает в себя несколько направлений:

-Музыкальная терапия

-Художественная терапия

-Игровая терапия

-Песочная терапия

-Сказкотерапия и другое

Мы внедряем в свою работу терапевтические сказки. Используем методические разработки доктора психологии, ректора Санкт-Петербурского института сказкотерапии Татьяны Зинкевич - Евстегнеевой.      Сказкотерапия  - это лечение сказками.

Самое важное для педагога это создать ситуацию, в которой ребенок  может задуматься над смыслом сказки. Сказки могут быть использованы:        

                                           Народные

                                           Авторские

                                           Дидактические

На сегодняшний день мы делаем упор на авторские сказки.

Мы используем сказки профессоров московского городского психолого- педагогического университета Хухлаева Олега Евгеньевича и Хухлаевой Ольги Владимировны. Сказки могут быть других авторов.

Можно взять другие сборники или сказки данной направленности.                         В сборнике сказки сгруппированы  по блокам. Например  если ребенок часто сорится с другими детьми, то читаются определенные сказки под эту тему.

Если возникает другая  трудность, то читаются книги подобранные по теме.

Т.е. под каждую проблему с которой сталкивается ребенок разработана своя сказка.

Прежде чем начать работу со сказкой воспитатель наблюдает за детьми и выявляет  трудности возникшие у ребенка и составляется следующая таблица

ФИО ребенка

Трудность

Если в детском саду есть психолог, то составляется другая таблица

ФИО ребенка

Трудность

Причина трудности

Причины трудности по специальным  методикам, разработанным,  именно для сказкотерапии  определяет психолог,  для более глубокого понимания проблемы.  И так, определяем проблему, подбираем соответствующую сказку.

1 этап работы со сказкой - ритуал вхождения в сказку (спокойная музыка или определенные слова)

Например: «Сказка, сказка, приходи с нами рядом посиди.

                       Мы хотим тебя послушать, ты скорее приходи»              

                     

Цель:    Создать настрой на совместную работу, войти в сказку.

2 этап Прослушивание сказки (Лучше рассказывать, а не читать)

3 этап Обсуждение сказки (профессора Хухлаевы советуют строить беседу таким образом:  «Мне понравилось в сказке… А тебе что?»

                             « Мне показалось интересным в сказке было… А тебе что?»

                             «Для меня важным в сказке было… А для тебя что?»

4 этап Продуктивная деятельность по сказке

5 этап Ритуал выхода из сказки

        Например: « Сказка мы рады, что ты была с нами,

                                      Стали с тобой мы сегодня друзьями.

                                      Ждем тебя в гости опять»

 Вывод: Сказкотерапия - это способ воспитания позитивного отношения, способ передачи моральных норм. В процессе работы у ребенка развивается воображение. Так же ребенок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Влияние сказки происходит  как на сознание ребенка, так и на подсознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

«Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...

Использование потенциала социального окружения в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое общество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Важно научить ребёнка св...

Методическое пособие: Здоровьесберегающая технология – по средством нетрадиционных технологий хатха - йоги в работе с детьми дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ.Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.Только здоровый ребен...

Мастер-класс "Сказкотерапия, как терапевтический метод коррекции в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста...