«Развивающая среда по сенсорному воспитанию»
консультация (младшая группа)
"Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям".
В.Ф. Одоевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pprs_po_sensornomu_vospitaniyu.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №357 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Консультация для педагогов.
Тема: «Развивающая среда по сенсорному воспитанию»
Подготовила: воспитатель
младшей группы №1 «Капельки»
Ананьева Е.Н.
Санкт-Петербург
2019 г.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В.Ф, Одоевский.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Что подразумевают под собой сенсорные эталоны?
- система мер веса;
- система величины;
- система цвета;
- система геометрических фигур;
- система мер длины;
- система направлений;
- система звуков;
- система запахов;
- система фактуры.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.
Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
- обследование предметов;
- дидактические игры;
- занятия творчеством
- игры на мелкую моторику.
Для организации всей этой деятельности должна быть правильно организована предметно-пространственная развивающая среда ДОУ. Она является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ является очень актуальным, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.
Развивающая среда должна быть организована так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. В группе подбирается сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук.
Основными характеристиками развивающей среды для сенсорного развития детей в группе является:
- содержательно - насыщенность: наличие всевозможного дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики;
- доступность: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
- вариативность: периодическая сменяемость дидактических игр и пособий;
- полифункциональность игр и пособий в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например, атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы;
- трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Значительную роль в сенсорном воспитании детей отводится развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Здесь можно предложить в помощь воспитателю картотеки дидактических игр для развития сенсорных эталонов соответственно возрасту детям.
Предметно – развивающую среду по сенсорному воспитанию, можно рассматривать как поисковое поле ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы ее достижении, делает собственные умозаключения, личные открытия.
Пример- Центр сенсорного развития в младшей группе:
- Для развития зрительного анализатора: иллюстрации, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, пазлы , картинки – штриховки.
- Для развития слухового анализатора: магнитофон, диски со звуками, шумящие предметы (дудки, шуршалочки и т.д.).
- Для развития осязания: кусочки различных материалов, выпуклые буквы, цифры, картинки, разные по форме и размеру предметы.
- Для развития обоняния: разные баночки с запахом, естественные природные предметы с запахом (кофе, чеснок, чай и т.д.), предметы разного вкуса (сахар, соль, лимон).
- Для развития мелкой моторики: дидактические игры и материалы (шнуровки, пазлы, липучки и т.д.), природный материал, массажеры, тренажеры и эспандеры.
Все это способствует сенсорному развитию дошкольников. А полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Предметно-развивающая среда для сенсорного развития малышей"
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однак...
Презентация опыта работы по теме: "развивающая среда по сенсорному воспитанию"
Презентация опыта работы по теме: "развивающая среда по сенсорному воспитанию"...
Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....
Развивающая среда по сенсорному воспитанию в I младшей группе
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильн...
Консультация для педагогов "Развивающая среда по сенсорному воспитанию младших дошкольников"
Консультация для педагогов (младшая группа)...
Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей.
Консультация для педагогов....
Консультация для воспитателей на тему «Развивающая среда по сенсорному воспитанию»
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, ...