Консультация "И страхи тоже ступеньки детства"
консультация
Предварительный просмотр:
И страхи тоже ступеньки детства.
Детские страхи – явление распространённое и они могут быть по любому поводу. Причиной страха чаще всего у взрослых и детей, бывает или присутствие чего – то угрожающего, или отсутствие того, что может обеспечить безопасность.
Уже в семь месяцев впервые у ребёнка, когда внезапно вдруг уходит мать, фиксируется страх – предтеча будущего страха одиночества.
В три года дети уже и по – настоящему боятся.
И всё, что днём тревожило ребёнка, находит отклик в его сновидениях. Малыш во сне испытывает страх. Багаж ребёнка к трём годам – услышанные сказки. И эти сказки ночью оживают, не полностью, а в самых отрицательных вариантах.
Днём, выясняя отношения, он слышит постоянные запреты, угрозы, крики, нарекания родителей, а ночью эти же родители опять преследуют его, но только в виде сказочных чудовищ. Малыш доверчив, легковерен.
Страх перед сказочными персонажами – чудовищами ведёт к боязни замкнутого пространства.
Никогда, ни в коем случае, ни под каким предлогом не запутайте его, наказывая, одного в каком-нибудь незнакомом помещении, особенно когда в нём тесно и темно.
Позже дети начинают бояться темноты.
Отсюда и бесконечные просьбы о том, чтобы ночью не выключали свет, чтобы Вы его взяли к себе в кровать. И если Вы не придадите этому никакого значения, то сами познаете, что такое бессонница, так как именно в такие периоды дети вскакивают с кровати, пугаясь ужасов и кошмаров.
Обычно страхи усиливаются, когда родители, не учитывая особенности ребёнка, перегружают его фантазию и воображение чтение книг или показом «страшных» кинофильмов для данного возраста.
Особенно длительно эти страхи держатся после причинения ребёнку боли, чаще всего при проведении лечебных или диагностических процедур.
Дети боятся анализа крови, уколов.
Ещё одна причина страха у малыша – появление новорожденного в семье. И этот страх связан со страхом утраты своего былого, особенного положения единственного ребёнка – первенца.
Излишняя опека и забота о детях непроизвольно могут стать источником их страхов.
Ещё сложнее обстоит дело, когда мы сами специально пугаем непослушного ребёнка, используя такой маневр как метод воспитания.
«Не будешь кушать, поведу тебя в больницу, там доктор тебе сделает укол».
Как правило, вначале эти банальные для взрослых фразы дают желаемый эффект.
Однако часто у впечатлительных детей внушённый страх к милиционеру, врачу, собаке и так далее способен выйти из–под контроля взрослых, и тогда малыш пугаться всего и всех, кто хоть в какой – то мере похож на этого врача.
В три года действительным толчком развития всей гаммы страхов у ребёнка, как правило, бывает поступление его впервые в детский сад. Поэтому готовить к саду необходимо заблаговременно.
Малыш растёт, меняется палитра страхов.
Уже в четыре года, а иногда и в пять лет ребёнок настигает возрастной страх одиночества.
В шесть – семь лет достигает апогея страха смерти.
Страх смерти – проявление инстинкта самосохранения. Ребёнок тщательно скрывает этот страх. Однако о нём можно догадаться, когда дошкольник постоянно видит в своих снах пожары, бедствия, болезни, всё то, что угрожает его жизни и здоровью.
Особенно бояться дети в этом возрасте укусов змей и операций, всего того, что может привести к смертельному исходу. Зато почти проходят страхи перед сказочными персонажами – чудовищами.
Чуть позже появляется страх смерти своих родителей. Ребёнок более реально начинает смотреть на жизнь и понимать, что взрослым осталось меньше жить.
Как обойдётся он без папы и мамы? И эта мысль пугает его.
Теперь он очень дорожит родителями и всеми способами пытается угодить им, и вот, уже теряет веру в себя, ребёнок начинает бояться стать «не тем», кем должен быть.
Довольно часто, не придавая этому значения, родители внушают страхи детям своими на ходу придуманными угрозами и оскорблениями, как стрелами, ранящими самолюбие ребёнка.
Однако даже высокий уровень тревожности у матери и страхи её в детстве способны передаваться малышу.
Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти.
Он – как предупреждающий сигнал.
Когда Вы видите, что Ваш малыш бесстрашен и даже возрастные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ребёнка задержки психического развития. Когда Вы видите, что страхи интенсивнее и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребёнка, необходимо обратиться к специалисту.
Как надо вести себя родителям с ребёнком, испытывающим страх.
- Первым делом выяснить причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный характер.
- Понять, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не наказывать ребёнка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превращается в Бабу – Ягу, а каждый жестокий отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания
- Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
- Не напоминать ребёнку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.
- Обучать терпимости к страху и управлять им, а в некоторых случаях и противостоять источникам страха.
- Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
- Чтобы ребёнку не страшно было спать, пусть любимая игрушка заснёт в его кровати.
- У старших детей, в некоторых ситуация, попытайтесь уменьшить страх при помощи стыда, хотя бы такой фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведёшь себя как маленький и испуганный котёнок».
- Постарайтесь проиграть пугающие малыша события в специальной ролевой игре.
- Если ребёнок боится темноты, поиграйте с ним в тёмной комнате в разведчика, если боится врача – в больницу. Главное, игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом её должно быть убеждение ребёнка в том, что страх его наигранный.
- Дайте ребёнку карандаши, пусть он нарисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
- Главное, не принуждайте ребёнка делать то, что он ещё не в силах сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....