«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости
и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_ya.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами.
Одной из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Цель:
Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2.Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
3.Разработать перспективный план работы с детьми;
4.Оформить математический уголок в группе;
5. Создать картотеку математических игр.
Предполагаемый результат: систематическое использование в работе игр с математическим содержанием способствует формированию у детей интерес к математике; развивает логическое мышление, стимулирует их познавательную и умственную деятельность.
Этапы самообразования:
I этап | Подбор и изучение методической литературы | сентябрь |
II этап | Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразованию. Изготовление и проведение дидактических игр | октябрь-май |
III этап | Формирование опыта по теме. Внедрение в практику | сентябрь-май |
IV этап | Представление опыта работы по теме | май |
Литература по теме:
сентябрь - ноябрь | «От рождения до школы» | Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. |
«Игровые задачи для дошкольников» | Михайлова З.А. Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г. | |
«Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений» | Беженова М. М.: Эксмо, 2005. | |
«В кругу друзей математики. Путешествие по свету» | Тамара Ерофеева: Пособие для детей 6-7 лет Просвещение, 2013 г. | |
«Считаем и решаем» | Болтенко Т.Ю., Жилинская А. В. Для детей 6-7 лет-Эксмо 2017г | |
«Веселая математика» | В. Волина -Москва, 1999г. | |
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» | З. А Михайлова— Москва, 1990г. | |
декабрь - март | «Как обучить дошкольников решению задач» | Белошистая А. // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101 |
«Дошкольник изучает математику» | Ерофеева Т.И. -М.,2005 | |
«Методические подходы к организации и проведению занятий по математике» | Калинченко А. // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13 | |
«Математика в детском саду» | Новикова-М.,2002 | |
«О совершенствовании элементарных математических представлений» | Овчинникова Е. // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42 | |
«Развитие логического мышления у дошкольников» | Белошистая Анна В., Владос 2013г |
Перспективное планирование по самообразованию
месяц | задания |
Сентябрь | Проведение первичной диагностики |
Анализ и оформление результатов диагностики. | |
Октябрь | Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернет |
Разработка конспектов занятий с детьми | |
Оформление уголка занимательной математики в группе. | |
Ноябрь | Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) |
Проведение занятий с использованием счетных палочек. | |
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. | |
Декабрь | Подготовка картотеки занимательного математического материала |
Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений. | |
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки) | |
Январь | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. |
Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша. | |
Февраль | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару») |
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | |
Март | Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. |
Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |
Апрель | Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. |
Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес» | |
Май | Оформление документации |
Проведение итоговой диагностики | |
Анализ, оформление результатов диагностики. | |
Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., а также современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – моя главная цель в обучении детей.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Обучение детей происходит через:
1) организованную образовательную деятельность;
2) задачи-шутки;
3) развивающие игры и упражнения;
4) игры-головоломки;
5) загадки;
6) дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления.
К ним относятся следующие интеллектуальные умения:
1) наблюдать;
2) видеть проблему;
3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации);
4) выдвигать гипотезу;
5) давать определение понятиям;
6) сравнивать;
7) структурировать;
8) классифицировать;
9) наблюдать;
10) делать выводы;
11) доказывать и защищать идеи.
Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого, детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
· комплекс развивающих игр;
· путешествие;
· экспериментирование;
· подгрупповая работа;
· игра-путешествие;
· математический КВН;
· эксперимент;
· познавательные игры;
· математический ринг;
· индивидуальная работа.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форм НОД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Заключение
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», – эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....
План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...
Доклад на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей....
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...
Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....