Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования.
методическая разработка (младшая группа)

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования.  (1 слайд)

   (2 слайд)    В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.              

    (3 слайд)    В толковом словаре русского языка  Д.Н. Ушакова,   самостоятельность - это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.    

    (4 слайд)   В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:  воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.  

       (5 слайд)  На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявлять способность к волевым условиям;

- самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;

- проявлять способность к принятию собственных решений.    

         (6 слайд)   Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется в разных практиках:

  • игра с правилами
  • сюжетная игра
  • познавательно-исследовательская деятельность
  • художественная литература
  • продуктивная деятельность
  • В разных видах образовательной деятельности:
  • непосредственно организованной
  • в режимных моментах
  • в самостоятельной деятельности  

       (7 слайд)    Условия, необходимые для развития  инициативы  детей

1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.

2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать      вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к  поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.  

     (8 слайд)          Требования ФГОС к ППРОС

-условия к организации инклюзивного образования;

-учет национально – культурных,  климатических условий;

-содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования направлены на формирование активности детей, с помощью   которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.  

(9 слайд)     Принципы подхода к организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды  

(10 слайд)

-принцип развития и интеграции

-принцип активности

-принцип стабильности-динамичности развивающей среды

-принцип комплексирования и гибкого зонирования

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды  

(11 слайд)

-принцип дистанции, позиции при взаимодействии    

(12 слайд)

- принцип учета половых и возрастных различий детей  

(13 слайд)

- принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого
- принцип открытости – закрытости  

(14 слайд)    Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.  Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее,  в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

 В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.    

     (15 слайд)   Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную  деятельность дошкольника.    

       (16 слайд)   Педагогу важно владеть  способами поддержки детской инициативы и самостоятельности. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.  Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка

      Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:                    - не стараться всё сразу показывать и объяснять,                                                          - не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

- необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.        

 (17 слайд)      Спасибо за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования.

Презентация. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования....

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.В ФГОС указывается, что о...