Рабочая программа по кружку "Пластилиновая сказка "
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО»
Г. ШАГОНАР УЛУГ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА
Кружок
«Пластилиновая сказка»
Средняя группа «Одуванчик»
Воспитатель группы
Норбу Валентина Ликпер-ооловна
г. Шагонар
Пояснительная записка
Ребёнок начинает познавать мир самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб, с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании картины с изображением полу - объёмных и объёмных картин при помощи пластилина с использованием дополнительных материалов.
Актуальность
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. …Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Методы обучения
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
- Практический
Предметно-развивающая среда
- Содержательно-насыщенная
- Трансформируемая
- Полифункциональная
- Вариативная
- Доступная и безопасная
Дидактический материал
- Аудиозаписи
- Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты)
- Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)
Используемые методики
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3»
- «Программа дошкольного образования», под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой /М. «Мозаика синтез», 2014 г.
- Сайгушева, Л. Роль кружковой работы в досуговой трудовой деятельности старших дошкольников / Л. Сайгушева, К. Панова // 2010г.
- Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов. / Г. И. Перевертень. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. - 134 с.
- Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье [Текст]/ Г. Н. Пантелеев. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006г.
8. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
9. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009
Задачи:
1. Учить детей составлять простые композиции на плоскости.
2. Формировать умение применять различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Развивать познавательный интерес к технике пластилинография.
4. Организовать выставку детских работ по технике пластилинография.
Принципы реализации программы
- Принцип гуманизации и демократизации
- Принцип воспитывающего характера обучения
- Принцип развивающего обучения
- Принцип наглядности обучения
- Принцип доступности
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности
- Принцип связи обучения с жизнью
- Принцип активности и сознательности
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста) .Формируется способность применять различные приемы в лепки (прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплюскивание, вдавливание), а так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования (стеки ,палочек, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Планируемые результаты
1. Дети умеют составлять простые композиции на плоскости.
2. Дети применяют различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Дети проявляют познавательный интерес к технике пластилинография.
4. Организована выставка детских работ по технике пластилинография.
Содержательный раздел
Возраст:
Детей 4-5лет
Расписание организованной образовательной деятельности:
Четверг, 2 половина дня, 20 мин.
Срок освоения.
1 год.
Обьем времени.
неделя | месяц | год | |
Художественно-эстетическое развитие | 1 | 4 | 36 |
Форма деятельности:
Занятия, совместная деятельность.
Форма контроля:
Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с пластилином
- Работа с природным и декоративным материалом
- Витраж
- Подготовка к праздникам:
- День матери (Бусы-подарок для мамы);
- Новый год (Украсим елочку-конкурс на лучшую новогоднюю игрушку);
- 23 февраля (открытка для папы,дедушки);
- 8 марта (картина для мамы, бабушки).
- Выставки,конкурсы.
Календарно-тематический план
Месяц | Занятия | Примерный ход занятий | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Воздушные шары» |
| Просмотр дисков: мастер-класс по пластилинографии. |
«Бусы для Люси» |
| Демонстрация изделий и бусин и бисера(бусы, серьги, браслеты) | |
«Овощи для засолки» |
| Рассматривание картинок с овощами, фруктами, ягодами. | |
«Созрели яблочки в саду» |
| Беседа: «Этот разнообразный красный цвет» | |
Октябрь | «Варим варенье» |
| Рисование карандашами: «Разноцветные ягоды» |
«Чудо-грибочки» |
| Коллективная композиция «На лесной опушке» | |
«Осеннее дерево» |
|
Рассказ о сезонных изменениях в природе. | |
«Птичка» |
| Прогулка по территории детского сада. Наблюдение за птицами. | |
Ноябрь | «Ежик» |
| Индивидуальная работа с двумя, тремя детьми. |
«Клубочки для котенка» |
| Рассказы детей о своих домашних любимцах. | |
«Вырастала елка на горе» |
| Наряжаем елку в групповой комнате. | |
«Вырастала елка на горе» (продолжение) |
| Новогоднее оформление группы. | |
Декабрь | «Снеговик» |
| Изготовление снеговика на игровой площадке. |
«Снеговик» (Продолжение) |
| Украшение снеговика аксессуарами. | |
«Украшаем елочку новогодними игрушками» |
| Выставка новогодних игрушек. | |
«Украсим кукле Кате чашку» |
| Беседа: «Для чего чашке ручка» Чаепитие. | |
Январь | «Рыбки в аквариуме» |
| Индивидуальная работа с подгруппой детей: упражнять в обозначении чешуек стекой. |
«Рыбки в аквариуме» (Продолжение) |
| Изготовление атрибутики для аквариума. | |
«Украсим торт» |
| Работа со спец. аксессуарами: кондитерский шприц, масса для лепки. | |
«Мы делили апельсин» |
| Выполнение фруктов из застывающей массы для С.Р.Игры «Магазин» | |
Февраль | «Утка с утятами» |
| Составление коллективной композиции «Дикие утки». |
«Мышка -норушка и золотое яичко» |
| Коллективная работа курочки Рябы. | |
«Украсим платье кукле Кате». |
| Рассказ о традиционных, русских цветах в одежде, используемые нашими бабушками. | |
«День защитников отечества» |
| Рассказы дедушек и бабушек детей, о ВОВ. | |
Март | «Веточка мимозы в подарок маме». |
| Беседа: «Как приятно дарить и получать подарки». |
«Украсим туфельку» |
| Инсценировка сказки «Золушка» | |
«Вышла курочка гулять» |
| Игра: «Где, чей малыш?» | |
«Самолет летит» |
| Рисование красками: самолет. | |
Апрель | «Разноцветный светофорчик» |
| Изготовление из застывающей массы знаков дорожного движения. |
«Улитка, улитка-выпусти рога. |
| Рассматривание ракушек из природного уголка. | |
«Черепаха» |
| Индивидуальная работа с подгруппой детей: нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. | |
«На лугу-насекомые» |
| Беседа: «Роль насекомых в природе и жизни человека» | |
Май | «Цветик-семицветик» |
| Беседа: «Если бы у меня был цветик-семицветик…» |
«Радуга-дуга» |
| Рисование акварельными красками: радуга. | |
«Подсолнух» |
| Посадка семечек подсолнуха на приусадебном участке детского сада. | |
«Змейка» |
| Украшение пластилиновой змейки крупой, бисером и т.п. |
Организационный раздел
Важным условием развития воображения при реализации кружковой работы является органическая взаимосвязь непосредственно-образовательной, деятельности из мягкого материала, а именно, пластилина с другими видами деятельности. Кроме того, при проведении кружковой работы учитываются рекомендации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализуются его основные принципы: индивидуализация, поддержка детской инициативы, содействие и сотрудничество взрослого и ребенка. Место реализации программы: среда групповой ячейки, территория детского сада(игровая площадка, приусадебный участок).
Материально-техническое обеспечение программы: методическая литература, информационные диски (по техникам лепки, мастер класс, фотографии творческих работ), оборудование для воспроизведения дисков, магнитофон, спец. оборудование (пластилин, плотный картон, стеки, клеенки, салфетки, природный и декоративный материал).
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в сентябре, в мае.
В течении года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:
- Родительские собрания;
- Консультации для родителей;
- Газеты для родителей;
- Выставки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...