Проект "Сказки".
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект. Сказки Г.Х. Андерсена как средство формирования
социально-нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Бадмаева Н.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект. Сказки Г.Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Бадмаева Н.П.
Актуальность проекта
«Сказка ложь, а в ней намек - добрым молодцам урок».
Проблема
- Низкий уровень социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
- На вопрос, о том: «Какие сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?» дети затруднялись ответить.
- У детей понятия, такие как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний.
- Недостаточное развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы.
- Дети не достаточно содержательно и выразительно умеют пересказывать прочитанное произведение.
- Необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.
Цель проекта:
Формирование социально-нравственных и духовно - жизненных ценностей у детей в процессе чтения сказок Г.Х.Андерсена.
Задачи проекта:
- Создавать условия для знакомства детей со сказками Г.Х. Андерсена.
- Пробуждать интерес к сказкам.
- Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок как своё собственное.
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
- Вовлекать детей и родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость их совместного творчества.
Участники проекта: дети старшей подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта: творческий, групповой.
Ожидаемый результат:
- Сформировать представления у детей: о социально- нравственных и духовно -жизненных ценностях.
- Развитие коммуникативных качеств у детей старшего возраста.
- Проявление уверенности у детей в своих действиях при взаимоотношениях со сверстниками.
- Умение детей выражать свои эмоции с помощью жестов, мимики, сопереживать героям.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Развитие в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Ресурсное обеспечение:
- мультимедийные презентации,
- уголок театра,
- методические и дидактические пособия,
- теоретическая и методическая литература.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
- Изучение и анализ литературы.
- Определение темы.
- Изучение и обобщение педагогического опыта.
- Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Обсуждение проекта с воспитателем, родителями.
- Обновление содержания предметно-развивающей среды.
2 этап - основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План мероприятий по реализации проекта
1. Беседы с родителями «Знакомство с проектом».
Проинформировать родителей о том. какие сказки Г.Х.Андерсена рекомендуется для домашнего чтения детям.
2. Беседа с детьми: «Король Сказок».
Познакомить детей с биографией Г.Х.Андерсена.
3. Прочтение сказок: «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Свинопас» и т д.
4. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
5. Просмотр мультфильмов: «Принцесса на горошине», «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» и т д.
Развивать чувство сопереживание, сочувствие, долга и чести.
Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка.
6. Дидактическая игры: «Узнай сказку», «Собери сказку».
Учить работать в коллективе; способствовать формированию таких качеств: дружба, взаимовыручка, отзывчивость.
7. Конкурс рисунков: «Мой любимый герой».
Учить через рисунок передавать эмоциональное отношение к героям.
8. Совместная работа родителей, детей и педагогов. Изготовление костюмов героев сказок Г.Х. Андерсена.
9. «Уютный дом» для книг.
Пополнить книжный уголок сказками Г.Х. Андерсена.
10. Оформление папки- передвижки: «Роль сказки в нашей жизни».
11. Викторина: « В гостях у сказки» Итоговое мероприятие.
12. Фотоотчет проекта.
Заключение
1. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
2. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
3. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
4. Дети научились понимать смысл сказок, а конкретно такие нравственные понятия как сочувствие, сопереживание, долг и честь и т д.
5. Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.
6. Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.
7. Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.
8. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу нравственного развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного нравственного, речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»
(По сказкам Г.Х. Андерсена)
Задачи:
- развивать интерес к творчеству Г Х Андерсена, прививать любовь к чтению;
- развивать навыки коммуникативного общения;
- развивать мышление, анализ, умение делать выводы;
- воспитывать у детей милосердие, сочувствие, доброе отношение к людям;
- воспитывать у детей чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде;
- воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Ход викторины:
Звучит песня «Приходите в гости к сказке».
Фея сказок:
Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.
Ведущий:
Ребята! Вы любите сказки?
Ведущий: Сказок очень много. А чем отличаются сказки от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и птицы и растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения.) Дети, вы, конечно все любите путешествия? А сказочные любите?
Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, мы встретимся с героями известного сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
Условия игры
В игре 8 конкурсов: «За каждый правильный ответ команда будет
Получать лепесток, из которых нужно составить цветок. Победит та команда, которая составит самый большой цветок».
«Давайте путешествовать по сказкам. А поможет нам путешествовать наш волшебный цветик- семицветик и моя помощница - Фея сказок».
Фея сказок подходит к цветику-семицветику берет в руки лепесток и вместе с детьми произносит:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы отгадали что лежит в волшебном сундучке!
(Перед каждым конкурсом дети произносят эти волшебные слова.)
1. «Волшебный сундучок»
а) горошина («Принцесса на горошине»);
б) санки («Снежная королева»);
в) крапива («Дикие лебеди»);
г) скорлупа грецкого ореха («Стойкий оловянный солдатик);
д) бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик);
е) роза («Снежная королева).
2. «Волшебная книга»
Из каких сказок эти отрывки?
а) «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…» («Дюймовочка»).
б) «Жил, был тролль, злющий презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…» («Снежная королева»).
3. «Узнай героя сказки»
а) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» («Снежная королева).
б) «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него корона, за плечами развивались блестящие крылышки» (Эльф из сказки «Дюймовочка»).
в) За дело взялся он смело
И заработал кучу денег
Огниво ведьме не отдал,
Деньги направо, налево швырял,
Потом принцессу в жены взял. /Солдат «Огниво»./
г) В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. /Гадкий утенок из одноименной сказки./
Ну, а теперь отгадайте загадки:
Девочка спит и пока не знает,
Что в этой сказке ее ожидает,
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка?
(Дюймовочка, Г-Х. Андерсен.)
Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. (Принцесса на горошине.)
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева.)
Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас.)
Музыкальная пауза. (Дети танцуют под песню.)
4. «Продолжи сказку»
а) «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидя его, тоже поплыли к нему.
- Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде! » …. («Гадкий утёнок».)
б) «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» («Дикие лебеди)
5. Предложить составить из предложенных картинок последовательность событий в одном из прочитанных произведений. («Дюймовочка».)
6. Отгадай сказку» (По отрывкам из кинофильмов и мультфильмов)
7. Звери и птицы.
Кот и курица («Гадкий утенок».)
Жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка».)
Старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок».)
Индейский петух («Гадкий утенок».)
Большая рыба («Стойкий оловянный солдатик».)
Три собаки с большущими глазами («Огниво».)
Полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка».)
Лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди».)
Олень («Снежная королева».)
Соловей («Свинопас»).
8. Самая, самый.
- Самая крошечная девочка. (Дюймовочка.)
- Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине.)
- Самая зимняя сказка. (Снежная королева.)
- Самая смешная сказка. (Новый наряд короля.)
- Самый богатый жених. (Крот.)
- Самая злая королева. (В сказке Дикие лебеди.)
- Самая знатная утка. (В сказке Гадкий утенок.)
- Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик.)
Подведение итогов. Вручение призов.
Дети под музыку рисуют любимого сказочного героя.