Мастер-класс "Биоэнергопластика"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время, доказано, и теорией, и практикой, что развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, и непосредственно областей, которые отвечают за речь. Поэтому я хочу поделиться с вами удивительной технологией – биоэнергопластикой, которая позволяет развивать и совершенствовать артикулляционную и пальчиковую моторику детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 195.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 10 г. Россоши
Мастер - класс
«Биоэнергопластика»
Подготовила: воспитатель ВКК
Босова Е. Н.
Россошь, 2019 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………….....5
Заключение……………………………………………………………8
Список используемых источников………………………………….10
Ход мастер-класса
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. А сейчас хорошо отдохнувшие, с позитивными эмоциями мы приступает к работе.
В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Занятия биоэнергопластикой по своим результатам подобны утренней зарядке: усиливают кровообращение, укрепляют мышцы языка, губ, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, формируют координацию движений мелкой моторики рук, сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.
В настоящее время, доказано, и теорией, и практикой, что развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, и непосредственно областей, которые отвечают за речь. Поэтому я хочу поделиться с вами удивительной технологией – биоэнергопластикой, которая позволяет развивать и совершенствовать артикулляционную и пальчиковую моторику детей.
Работа по использованию биоэнергопластики включает 4 этапа. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
На первом (ознакомительном) этапе проводятся мероприятия, на которых ребёнка знакомят с артикуляционным аппаратом, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, например, используется сказка о Язычке (провести с гостями).
На втором –подготовительном этапе –педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Взрослый объясняет и показывает артикулляционные упражнения, сопровождая его движениями ведущей руки. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет упражнение.
- «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
На третьем (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается ведущая рука ребёнка. Педагог так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.
«Бегемотики»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот
Отдыхает бегемот.
Далее, к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
«Блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
На заключительном этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а дети самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук.
Предлагаю Вашему вниманию видео с использованием биоэнергопластики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Сказка «Путешествие в зоопарк».
Жил весёлый человечек – Фантик. Однажды он решили пойти в зоопарк и посмотреть на животных. По пути ему встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться, давайте и мы с вами улыбнёмся, повторяйте за мной, (упр. «лягушка»).
Тянем губки прямо к ушкам,
Как весёлая лягушка!
Пришел он в зоопарк и увидел, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «Да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»).
Широко открыли ротик –
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот –
Отдыхает «бегемот».
Тут он услышал громкий звук. ЗаинтересовалсяФантик, и захотел узнать, кто так громко трубит, и пошёл дальше. Смотрит, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»).
Подражаю я слону,
Губки хоботом тяну:«У-у-у!»
Полюбовался слоном Фантик и пошёл дальше. Смотрит маленькая лошадка-пони катает детей. Решил наш друг тоже прокатиться. Сел он на лошадку и очень быстро поскакал по дорожке (упр. «лошадка»).
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Покатался Фантик, поблагодарил лошадкуи пошёл дальше.
Долго путешествовал Фантик по зоопарку, а потом посмотрел на часы и понял, что ему пора домой (упр. «часики»).
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши частики спешат,
Язычку помочь хотят.
Пришёл Фантик домой, поужинал и лег спать.
-Вот такая весёлая сказка у нас получилась.
Предложенная технология может использоваться как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Биоэнергопластика:
- Помогает ребёнку наладить контакт со взрослым,
- Полноценно общаться со сверстниками,
- Быть уверенным себе, в своих силах,
- Всесторонне развиваться,
- Помогает поддерживать положительный эмоциональный настрой,
- Помогает повысить мотивационную готовность к НОД,
- Помогает длительно удерживать интерес ребёнка.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Надеюсь, что данная технология вас заинтересовала, и вы будете её использовать в своей работе.
Использованная литература:
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
- Мне нравится (5)