Формирование культуры поведения
статья
Культура поведения в педагогике - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении,в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_povedeniya.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры поведения
Что же такое «Культура поведения»?
Культура поведения в педагогике - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту,
в общении,
в различных видах деятельности.
Культура поведения формируется в процессе индивидуального развития как результат обучения и воспитания.
В содержании культуры поведения выделяют следующие компоненты:
- культура общения;
- культура деятельности;
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура общения предусматривает:
- выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками,
- вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Культура общения предусматривает:
- выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками,
- вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Культура деятельности проявляется:
- в поведении на занятиях,
- в играх,
- во время выполнения трудовых поручений.
Формирование культуры деятельности - воспитание:
- умений содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет;
- привычки доводить до конца начатое дело;
- бережного отношения к книгам, вещам и игрушкам;
- умения регулировать свою деятельность и отдых.
Культурно-гигиенические навыки - составная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды,
обуви, продиктована нормами человеческих отношений.
Ребенок должен понимать:
- соблюдая эти правила, проявляет уважение к окружающим,
- неряшливый человек, небрежен в работе.
Культурно-гигиенические навыки - составная часть культуры поведения.
Культура еды - уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Формирование культуры поведения
осуществляется в два этапа:
- Формирование первичных представлений о поведенческих правилах.
- Знакомство с этикетными понятиями.
Формирование поведенческой культуры
проходит определённый цикл:
- знание этикетного правила;
- понимание его разумности и необходимости;
- умение применять это правило;
- эмоциональное переживание от его выполнения.
Условия воспитания этикетного поведения :
- позитивный настрой,
- пример взрослых, прежде всего воспитателя,
- связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания.
Большую роль играет родной язык.
Основные методы и приёмы
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
4. Поощрение: активизирует дошкольников к выбору правильного поведенческого шага.
5. Осуждение: применяется крайне редко; осуждение направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения
Обучение правилам этикета в дошкольном возрасте происходит в следующих направлениях
- Речевой этикет (помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками)
- Этикет и культура внешнего вида (создание единства внешнего облика и внутреннего состояния человека, научить детей умению нравиться и располагать к себе)
- Этикет в общественных местах: на улице, в транспорте, в магазине, в кафе, в театре, в музее
- Гостевой этикет
- Столовый этикет
- Семейный этикет
Виды деятельности по формированию культуры поведения:
- НОД
- Игровая деятельность
- Чтение художественной литературы
- Самостоятельная и совместная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"
Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...
Занятие по формированию культуры поведения. Средняя группа. Воспитатель Нижегородова Е.В. Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Задачи:Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;Учить детей правилам знакомства со взрослыми и детьми;Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллект...
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование культуры поведения ребенка и личные качества через преообщение к русской народной культуре
Презентация на тему: "Формирование культуры поведения ребенкка и личностные качества дошкольников через преобщение к русской народной культуре"...
НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре
знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...
Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»
Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....
Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»
Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....