Игровые занятия с детьми 2-3 лет
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.
Возраст ребенка до 3 лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра — первое, чему нужно научить любого малыша. Во что же можно поиграть с ребенком, какие дидактические игрушки подобрать для него, как правильно организовать занятия — решению этих и других вопросов посвящена данная книга. Именно в возрасте до 3 лет ребенок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду — один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадет ребенок, понравится ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет ли себе друзей, не будут ли его обижать... Эти и еще многие вопросы волнуют каждого родителя. Уютная группа и обилие новых красивых игрушек не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе — помочь ребенку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке. Умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей педагог может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Их настроение поднимется, если малыши поймут, что взрослый всей душой отдается игре с ними. Они с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия. Хорошо, если мамам разрешено находиться вместе с детьми. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и менее напряженным. Если малыш увидит, что мама активно участвует в ходе занятия, то и сам с увлечением вступит во все предложенные игры. Конечно, постепенно и незаметно роль мамы на занятиях должна сокращаться до минимума. Адаптация к детскому саду — сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год! Вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Как правило, такие группы работают 2—3 раза в неделю, и ребенок находится в них от 30 до 50 мин.
Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад. На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр.
Виды игр:
Подвижные «Прятки», «Догонялки», «Поймай собачку», «Передай кошку», «Маленький — большой», «Дождик и солнышко», «Через ручеек», «Воробышки и автомобиль», «Принеси предмет» и т.д.
Спортивные Ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, упражнения в равновесии, бег.
Музыкальные Игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений, пение и подпевание, танцы под музыку.
Стихотворные (физкультминутки, пальчиковые, хороводы, марши)
Физкультминутки: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Как на горке снег».
Пальчиковые игры: «Этот пальчик — мама», «Сорока-белобока».
Хороводы: «Как на наши именины», «Мыши водят хоровод», «Раздувайся, пузырь».
Марши «Большие ноги шли по дороге» и т.д.
Упражнения для развития речи Чтение детям потешек, стихотворений, сказок, рассказов. Игры на понимание слов: «Что это?» «Что делает?», «Какой он?», «Для чего это нам?», пополнение активного словаря детей.
Игры драматизации. Инсценировка сказок и потешек: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Кошкин дом» и т.д.
На развитие мелкой моторики рук «Переложи горох», «Переложи крупу ложкой», «Мозаика», «Наполни бутылку палочками». «Сними прищепки», «Прикрепи магниты», «Забиваем гвозди», «Шнурки» и т.д.
Артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения: «Дуем на одуванчики, ватку, мелкие бумажки, воду», «Играем на трубе», «Мыльные пузыри».
Упражнения для подвижности артикуляционного аппарата: «Как воет волк», «Котенок лакает молоко», «Лошадка» и т.д.
Сенсорные игры с деревянными шариками и кубиками, пирамидками, матрешками, стаканчиками, баночками, вкладышами, матрешками, брусками, водой и т.д.
Ролевые Игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть, причесать, искупать, положить спать, полечить): «Магазин», «Доктор», «Стройка», «Моем посуду», «Разговариваем по телефону» и т.д.
Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления и т.д. «Подбери двери к домикам», «Кто на чем играл?», «Раздели предметы на две группы», «Найди одинаковые предметы», «Убери лишний предмет», «Что исчезло?», «Подбери заплатку на коврик», «Найди бабочке ее крылышко», «Чем отличаются предметы?», «Что изменилось?» и т.д.
Конструирование
Строительство из деревянных деталей башенок, поездов, столов, домиков и т.д.; из различных видов пластмассового конструктора дороги, стены домов, дома, башни, подъемные краны, машинки и т.д.
Рисование
Рисование цветными карандашами, гуашевыми красками: пальчиками, ладошками, поролоновыми тампонами, кисточками.
Лепка
Лепка из пластилина и глины
Аппликация
Наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей
Чтобы сделать занятия более эффективными, обратите внимание на следующие моменты: — проводите занятия с детьми систематически в предложенной последовательности; — представленный материал каждого тематического занятия рассчитан на проведение 2—3 занятий (в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей). Вы можете разделить материал одного занятия на несколько частей и провести их в разные дни. Дети любят играть в одни и те же игры. Чтобы малыши могли запомнить основные игры, повторяйте их на каждом из этих занятий; — вы можете выбрать и провести с детьми отдельные выборочные игры; — до начала занятия ознакомьтесь с игровыми заданиями, продумайте план занятия, подготовьте необходимый материал; — не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребенок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадет или не ударится. Если вы не можете гарантировать полной безопасности проведения данной игры — не проводите ее; — организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы; — в начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству. Для этого важно эмоционально подготовить малышей, создать игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр; — ваша речь должна быть четкой, эмоционально окрашенной и неторопливой; — важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;
— если некоторые дети отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие, и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам; — будьте доброжелательны и уважительны к детям; — похвала — прекрасный стимул для дальнейшего развития ребенка. Не забывайте об этом! Не акцентируйте внимания на неудачах ребенка, лучше поощряйте его успехи; — занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком физкультминутки, упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях; — помните сами и чаще напоминайте родителям, что ни один ребенок не может вырасти счастливым, если мама и папа не будут проявлять свою любовь к нему. Ребенку в любом возрасте, а тем более такому малышу, нужно, чтобы его обнимали и целовали. Что должен знать ребенок к 2—3 годам. Общение со сверстниками: — развивается умение играть рядом, а к середине года и вместе со сверстниками; — формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Усвоение социальных норм поведения: — воспитываются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; — начинает складываться произвольность поведения; — ребенок осознает свое «я». Умственное развитие: — формируются представления о взаимосвязи между предметами, в их сходстве и различии; — подбирает подобные предметы, группирует их по определенному признаку. Развитие представлений об окружающем мире: — может называть окружающие его предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, транспорт); — учится называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны. Развитие речи: — учится понимать речь взрослых без наглядного сопровождения; — самостоятельно рассматривает и обсуждает картинки, книжки, предметы; — рассказывает об интересующих его событиях; — приучается слушать взрослых, обогащая свой словарь;
— отчетливо произносит звуки, кроме некоторых свистящих, шипящих и сонорных; — употребляет предлоги и вопросительные слова; — отвечает на вопросы, ведет диалоги. Математические представления: — учится различать количество предметов (один, два, много); — обозначает в речи контрасты предметов: большой — маленький, высокий — низкий; — учится различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпич; — ориентируется в окружающем пространстве. Физическое развитие: — формируется умение сохранять равновесие; — учится бегать в одном направлении, ползать, лазать, катать, бросать, метать мяч, прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед; — выполняет общеразвивающие упражнения; — приучается к совместным подвижным играм. Рисование: — учится изображать знакомые единичные предметы округлой формы; — задумывается над тем, что он нарисовал; — рисует разные палочки и линии, пересекает их; — учится правильно держать карандаш или кисть. Лепка: — лепит из глины и пластилина, отламывая маленькие комочки от большого куска; — скатывает шары, приплющивает их пальцем или между ладонями, раскатывает колбаски, учится соединять две детали в один предмет. Аппликация: — учится выкладывать на листе бумаги приготовленные бумажные силуэты предметов, наносить клей тонким слоем при помощи кисточки и затем наклеивать фигуры.
Литература:
Колдина Д.Н. К41 Игровые занятия с детьми 2—3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 144 с. — (Ранний возраст). Москва 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие с детьми "Давайте поиграем"
Игровое занятие с детьми старшего возраста для повышения уровня коммуникативности....
Игровые занятия с детьми
Игры,поучительные беседы....
Музыкально-игровое занятие с детьми пятого года жизни «Волшебные колокольчики»
Музыкально-игровое занятие с детьми пятого года жизни«Волшебные колокольчики»...
Игровое занятие с детьми третьего года жизни,на тему: "Кошка с котятами"
Познакомить детей с содержанием стихотворения "Кошкин дом"....
Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (ОО "Художественно-эстетическое развитие")
Методическая разработка игрового занятия с детьми 2 мл. группы по ИЗО деятельности "Весенняя картина" (аппликация).Реализация образовател...
Игровое занятие с детьми старшей группы "Путешествие в страну ИЗО" (ОО "Художественно-эстетическое развитие")
Методическая разработка игрового занятия с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Художественно-эстетичес кое развитие""Путешествие в страну ИЗО"Актуальность опыта для широкого р...
Игровое занятие с детьми второго года жизни Тема: «Кошка с котятами».
Оборудование:Игрушка «Кошка»Аудиозапись кошачьего мяуканьяКорзина с разноцветными клубочками.Соленое тесто, вырезанные из картона силуэты рыбок.Построенный из крупного строительного материала до...