Пальчиковые игры Пальчики – очень важная часть тела. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обращаться с небольшими вещами. Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц. Для того чтобы развивать ее, существует специальная пальчиковая гимнастика для детей. Зачем это нужно? Детки с развитой мелкой моторикой лучше умеют держать ложку и более умело управляются с ней, рисуют с помощью карандаша, а позже – легче учатся писать с помощью ручки. Им проще дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие операции, которые требуют достаточной ловкости пальцев. А в школьном возрасте они оказываются более успешными в обучении. У них высокая самооценка, меньше проблем с письмом. Кроме того, пальчиковые игры для малышей помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию говорения. А простенькие стишки, которые сопровождают движения пальчиков, помогают успешно сформировать у деток чувство ритма и активизировать словарь, что очень пригодится им в дальнейшей жизни. И еще: ребятам всегда нравится делать что-то вместе со взрослыми. Поэтому пальчиковая гимнастика доставляет им удовольствие, позволяя сблизиться с родителями, заслужить их похвалу. Как играть в пальчиковые игры. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.
«Ёлочка» Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки Иголочки, указательные пальцы Шарики, пальцы сжимают в круг Фонарики, показывают «фонарики» Зайчики, показывают «ушки зайца» И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колен «Свинки» Эта свинка ест сосиски, массируют мизинчик палец Эта свинка ест ириски, массируют безымянный палец Эта свинка ест варенье, массируют средний палец Этой нравиться печенье. массируют указательный палец Эта говорит хрю хрю. массируют большой палец Я картошечку люблю! сгибают и разгибают большой пальчик Хрю-хрю-хрю «Замок» На дверях висит замок. пальцы в замок Кто его открыть бы смог? наклонить замочек влево - вправо Мы замочком повертели, круговые движения кистями рук, сложенными в замок Мы замочком покрутили, пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга. Мы замочком постучали, пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга. Постучали, и открыли! показать ладошки.
«Мастер шкафчик мастерил» «Мастер шкафчик мастерил Ровно досточки пилил, Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. Дверки сделал и замок, Ключик сделать он не смог. 1–2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад. 3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди». 5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки». 6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок. «Домик для зайчат» Стук, стук, постук, стучать кулачками друг о друга Раздается где-то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат. Вот с такою крышей ладошки над головой Вот с такими стенами ладошки около щечек Вот с такими окнами ладошки перед лицом Вот с такою дверью одна ладошка перед лицом И вот с таким замком сцепили ручки в «замок» «Цветок» Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон", основания кистей прижаты друг к другу. Солнце поднимается - цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны Цветочек распускается! Солнышко садится - возвращаемся к исходному положению Цветочек спать ложится. «Вышла курочка гулять» Вышла курочка гулять, шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки по ножкам Свежей травки пощипать, щиплющие движения всеми пальцами каждой руки А за ней ребятки - бегут всеми пальцами обеих рук по ножкам Желтые цыплятки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко «грозят» указательным пальчиком Не ходите далеко Лапками гребите гребущие движения пальцами обеих рук одновременно по ножкам Зернышки ищите» дети «собирают зерна» большими и указательными пальцами Съели толстого жука, разводят руки в стороны, показывая размер жука Дождевого червяка. кисти рук вместе, ладошками вниз, волнообразные движения кистями Выпили водицы соединяют ладошки вместе – «корытце», делают вид, что пьют. Целое корытце. «Пальчики здороваются» Здравствуй, Петенька! прикасаются подушечками большой и указательный палец Здравствуй, Анечка! прикасаются подушечками большой и средний палец Здравствуй, Зиночка! прикасаются подушечками большой и безымянный палец Здравствуй, Манечка! прикасаются подушечками большой палец и мизинец Ах, и дружные ребятки, показывают ладошку, шевелят пальчиками Поиграем вместе в прятки. сжимают пальчики в кулачок, разжимают (несколько раз)
У Маланьи У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку. Семь сыновей, Показать семь пальцев. Все без бровей, Очертить брови пальцами. Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам. Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы. Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку". На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. И все делали вот так. .. Дети показывают загаданные действ |