Статья "Безопасность на дороге"
статья
Сохранить жизнь и здоровье детей - значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня, как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, получают тяжелейшие травмы дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
« Будьте внимательны на дороге»
1. Выход из подъезда дома.
Если у подъезда дома возможно движение машин, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе, нет ли машины.
Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и выгляните, нет ли за препятствием скрытой опасности.
2. Движение по тротуару.
Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие машины, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Ребенок должен научиться замечать машину издали, на повороте (выезжает из переулка), на выезде из ворот: провожать ее глазами и оценивать скорость.
Остановитесь у стоящей грузовой машины или легковой машины и обратите внимание ребенка, как стоящая машина закрывает обзор улицы. (Можно подумать, что опасности нет, и выйти из-за машины, а в это время из-за нее выедет другая машина.) Особенно полезно ребенку показать, как из-за стоящей машины (если глядеть с тротуара на проезжую часть) выезжает машина, которая раньше не была видна.
Если смотреть на переднюю часть машины, из-за нее может не быть видна другая машина, следующая в том же направлении. Если смотреть на заднюю часть машины, может не быть видна встречная машина. Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, – с кустами, деревьями, заборами и т.д.
При этом у детей возникает важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
3. Переход улицы (без светофора).
На перекрестке научите детей замечать машины, готовящиеся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, машина, делающая поворот направо, занимает крайний правый ряд и включает указатель поворота.
Наблюдая за приближающимися крупными машинами (автобусами, грузовиками), обращайте внимание ребенка на то, что сзади этой машины может скрываться другая, которая едет даже, может быть, быстрее. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет.
Наблюдая за проезжающими через переход крупными машинами, обращайте внимание ребенка на то, что, пока машина не отъехала далеко, она может скрывать другую, которая едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока машина отъедет подальше.
4. Переход улицы (со светофором).
Переходите только на зеленый сигнал. Не допускайте никаких колебаний, независимо от того, есть ли машина или нет. Ребенок должен привыкнуть это делать сознательно – потому что это такое правило (показать, что водитель безоговорочно стоит, всегда соблюдая правила, пропуская пешехода).
Показывайте пешеходов, которые переходят на желтый свет или красный сигнал, вызывая у ребенка критическое отношение к их действиям (не умеют подождать полминуты, не уважают правила и т.д.).
Особенно подчеркивайте свои действия в «пограничной» ситуации: когда подходили к переходу, горел зеленый, только начали переходить, загорелся желтый. Без малейших рассуждений прекращайте движение и ждите на тротуаре следующего цикла. Критикуйте тех пешеходов, которые не могут себя заставить ждать и перебегают, когда зеленый уже погас.
5. Переход улицы к остановке автобуса (троллейбуса, трамвая). Увидев через улицу, что на остановке стоит (подъезжает) нужный вам автобус, не бегите. Лучше пропустить и подождать следующего (для этого надо выходить из дома с запасом времени).
Объясняйте ребенку, как опасно перебегать прямо к автобусу, глядя на него (очень легко не заметить проезжающую по улице машину, что улицу надо переходить только по пешеходному переходу).
6. Посадка в автобус.
При подъезде автобуса объясните, что надо стоять подальше от края тротуара (автобус может занести). Подходите к двери только при полной остановке автобуса. Объясните ребенку, что при посадке в последний момент водитель может не увидеть в зеркале и защемить дверями, – можно упасть и разбиться или попасть под колеса.
7. Поездка в автобусе.
Приучите ребенка к необходимости держаться за поручень и опасаться разных предметов: турникета, задней стенки кабины водителя и т.д., автобус может резко затормозить – выбежит пешеход, выедет машина ... и можно удариться.
К выходу надо подготовиться заранее. Объясните ребенку, как видит пассажиров водитель (в зеркале) и что иногда водитель может в зеркале не заметить пассажира или пешехода.
8. Выход из автобуса.
Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может упасть или выйти, выбежать из-за автобуса на проезжую часть улицы.
Постарайтесь не оказаться при выходе с ребенком последним, лучше предупредить водителя словами или сигналами «водитель», «внимание».
9. Наблюдение в зоне остановки общественного транспорта.
Регулярно обращайте внимание ребенка на то, как автобус мешает осмотру улицы, закрывает обгоняющие машины или встречные машины.
Особенно полезно показать с тротуара ребенку момент внезапного выезда попутных машин или встречных из-за стоящего автобуса. При этом у ребенка возникает условный рефлекс предвидения скрытой опасности.
10. Ситуация, когда на другой стороне улицы появляется кто-то, что-то, привлекающее внимание ребенка: родной дом, друзья, бабушка, отец, мать, сестра, нужный автобус.
Надо использовать такие ситуации, чтобы напоминать ребенкуоб опасности не заметить в этот момент машину, о необходимости в этих случаях особенно тщательно осматривать улицу.
11. Движение по пустынной улице.
Объясняйте ребенку, что некоторые дети, считая, что улица пуста, переходят через дорогу, не осмотревшись, и могут быть сбиты внезапно появившимся транспортом.
Советы для родителей
Сам себе регулировщик
Если светофора нет, и переход через проезжую часть дороги никто не регулирует, регулировщиком своего поведения и поведения своего ребёнка становитесь вы, уважаемые взрослые.
Вы помните о том, что самый безопасный переход – подземный или надземный?
Если нет подземного перехода, можно перейти по «зебре».
Если нет ни того, ни другого, можно перейти на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
Если нет подземного перехода, «зебры» или перекрёстка, разрешается переходить дорогу под прямым углом к тротуару на участках без разделительной полосы и ограждений там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Но вначале надо найти безопасное место для перехода. Именно найти. Это место должно быть как можно дальше от стоящих машин и других помех обзору.
Подходя с ребёнком к дороге, всегда напоминайте ему главное правило безопасности: «Мы подошли к дороге. Нам необходимо остановиться, посмотреть налево, так как именно оттуда может двигаться автомобиль, затем направо и снова налево и прислушаться. Помни, что машину может быть пока не видно. Но – слышно». Научите ребёнка различать шумы автобуса, грузового автомобиля, иномарки на большой скорости... «Если видна приближающаяся машина – дадим ей проехать. Снова посмотрим по сторонам, поворачивая голову и вправо, и влево, чтобы расширить поле зрения и верно оценить дорожную обстановку. Сейчас машин нет, можно переходить, продолжая внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдём дорогу. Дойдя до середины дороги, ещё раз посмотрим направо. При переходе разговаривать не будем, чтобы не отвлекаться».
Расскажите ребёнку, что если он идёт с другом, то лучше не держаться за руки. В случае опасности один может запаниковать и потянуть под колёса другого. Объясните ему, что он ещё не такой большой, как взрослые, водителям иногда просто трудно его заметить. Поэтому ребёнок должен обязательно убедиться, что его заметили.
И каждый раз, выходя с ребёнком на улицу, повторяйте ему простые истины дорожной безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога. Правила поведения на дороге.
Правила поведения детей на дороге. Два листа формата А4. ______________________________________________ Материал в полном размере можно скачатьНа радикале: http://i082.radikal.ru/...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога».
Занятие по ПДД...
Проект старшей логопедической группы № 5 « Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад" Клубничка» по безопасности на дорогах "Дорога и дети" .
Проект старшей логопедической группы № 5« Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад Клубничка» по безопасности на дорогах....
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Консультация для родителей о безопасном поведении на дороге "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок овладел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге",...