Использование игровых технологий для развития социально коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)
Помошь родителям в использовании игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_gotovyy_vord_2_4.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Агагишиева А.А.,воспитатель
ГБОУ школа №93 Пушкинского
Района Санкт- Петербурга
«Использование игровых технологий для развития социально коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста.»
Коммуникативные навыки детей среднего дошкольного возраста – это, прежде
всего, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также развитие
всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами и основное внимание уделяется развитию собственно
коммуникативных способностей .
Главное внимание уделяется играм – драматизациям,в
которых закрепляется умение вести диалог в разных ситуациях .
Для развития коммуникативных
навыков детей среднего дошкольного возраста особое значение имеют
сюжетно-ролевые игры, которые являются источником формирования
социального сознания ребенка.
Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться
играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под
руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в
общении с другими детьми.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней
воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и
ролей. Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно
мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры –
характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Смысл игры для дошкольника 4–5 лет заключается в отношениях между
персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в
которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет
корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи,
мимики, жестов.
В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в
овладении навыками сюжетно-ролевой игры. Для решения этих задач
воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства:
обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней
группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких
случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной-двух
игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других .
Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы
формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя
интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог
постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры,
договариваться между собой, распределять роли.
В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной
роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль с тем,
чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших
затруднений. В качестве примера сюжетно-ролевой игры можно представить
игру «Дотронься...». Цель данной игры – развитие навыков общения, умения
просить, снятие телесных зажимов. Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центре складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т
д.)» – Кто не нашел необходимого предмета – водит. Пояснение: игрушек
должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки
развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в
дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении
проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и
подобных игр, дети научатся делиться друг с другом, находить общий язык .Кроме того, в игре происходит не только формирование коммуникативных
способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия
существующего в реальном мире общения. Игры не только помогают развить и
проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют
корректировать возникающие проблемы и трудности в общении применительно к ребенку в давние времена означало
«жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я
хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности,
означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Таким образом, сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей
дошкольного возраста. В частности, игры позволяют дошкольникам
корректировать возникающие проблемы и трудности в общении. В развитом
виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли
взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность среднего дошкольного
возраста. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются
главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное
мышление, самосознание, речь. То есть сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности
развития коммуникативных навыков и умений.
Ребенка 4-5 лет может заинтересовать игра «Эмоция»,когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций ,но и учиться распознавать их в других детях ,и адекватно на них реагировать .
Список литературы:
1. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в
средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80
с.
2. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в
дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение,
2014. – 23 с.
3. Санникова Л.Н., Терякова А.В. К проблеме профилактики и
преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста //
Современный взгляд на будущее науки: сборник статей международной научно-
практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 194–197.
4. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра
четырех-пяти лет: особенности организации // Де
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
Использование игровых технологий для развития коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Игра, как ведущая деятельность, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализац...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)
Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный способ развития детей, наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Они представляют собой своеобразный массаж и ги...
План по самообразованию «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста»
план по самообразованию...
Проект "Использование игровых технологий в развитии социально-личностных качеств дошкольников".
В настоящее время дети учатся видеть мир глазами разных людей, так как другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совсем по другому. Воспитатние терпимости к другим, ...