«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)
На современном этапе развития дошкольного образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_d-nv.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сказки в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
(обобщение личного опыта педагогической деятельности)
Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №18 «Теремок»
(МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»)
Кемеровская область, город Юрга
Тема моей педагогической деятельности взята не случайно.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться, оказать помощь товарищу в трудной ситуации.
У детей старшего дошкольного возраста слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей старшего дошкольного возраста искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии.
В настоящее время выше указанная проблема становится актуальнее.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я поняла, что в период дошкольного детства необходимо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью русских народных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития детей с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря русской народной сказке дети старшего дошкольного возраста познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают и выражают свое собственное отношение к добру и злу. Русская народная сказка преподносит детям старшего дошкольного возраста поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Русские народные сказки в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые дети познают сердцем Родину, родной край и народ.
На современном этапе развития дошкольного образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. С внедрением ФГОС ДО выдвигается основополагающий принцип дошкольного образования «приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Поэтому педагогам дошкольного образования, необходимо делать все необходимое, чтобы дети дошкольного возраста выросли хорошими людьми со сформированными нравственными качествами, такими как: отзывчивость, дружелюбие, сострадание, умение уступать, помогать друг другу. Исходя из этого, поставила перед собой цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, через работу с русской народной сказкой.
Многие педагоги задают вопрос «Как дети могут научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что они видят в окружающем их мире. И художественная литература и фольклор играют важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь остаются в память, могут навести на глубокое размышление.
Например: чем с утра до вечера твердить маленькому ребенку, как плохо быть неряшливым, лучше прочитать произведение К.И. Чуковского «Федорино горе» при этом сказать, что игрушки могут, убежать, обидевшись на беспорядок в комнате.
Для прочтения и рассказывания детям сказок, я подбираю, те которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказок, провожу с детьми беседу - рассуждения. Анализ прочитанного произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей старшего дошкольного возраста, который провожу путем блиц «вопрос – ответ».
При этом очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям старшего дошкольного возраста помочь выделить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает детям думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Например:
После рассказывания детям русской народной сказки « Зимовье зверей», провела с подгруппой детей беседу о дружбе, и выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, что, по мнению означает:
— Крепкая дружба?
— С кем можно дружить?
— Какими качествами должны быть у друзей?
После беседы перешли к анализу содержания сказки:
— Сколько героев было в сказке?
— Как они строили зимовье?
— Каково им было вместе жить?
— Зачем волк и медведь пришли в зимовье?
— Как звери защитили свой дом?
При помощи наводящих вопросов, дети старшего дошкольного возраста усваивают нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».
После подробного анализа сказки предлагаю детям и родителям принять участие в городском конкурсе и акции «Домик для птиц» и «Столовая для пернатых», с целью, заботы о птицах в зимнее время года. В совместной организованной деятельности сделать макет «Зимовье зверей», при помощи которого можно изучать зимовку животных на ферме.
Полезно использовать сказки для решения конфликтных ситуаций. Это не только традиционное чтение и обсуждение сказок «Волшебное слово», «Синие листья». Можно поместить любимых сказочных героев в необычные ситуации (схожие с конфликтом детей в данный момент) и прошу детей помочь героям, познакомить с правилами хорошего тона.
В старшем дошкольном возрасте необходимо вводить речевое творчество.
В совместно образовательной деятельности с детьми сочиняем сказки на интересующие нас темы, такие « Как еж попал в детский сад», «Приключение мышки - воришки», «Трудолюбивые пчелки». Совместно обсуждаем не только нравственные качества, но и затрагивает экологическое воспитание детей.
Используя прием совместного сочинения сказок, ТРИЗ – технологий (морфологические таблицы) мы стала замечать, что дети старшего дошкольного возраста стали более внимательны, терпимы и доброжелательны друг к другу.
В педагогической деятельности основываюсь на следующих принципах:
— родители и педагоги являются равноправными субъектами образовательного процесса;
— помощь, уважение и доверие к детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Результат дошкольного образования может быть успешным только при условии, если педагоги и родители являются равноправными партнерами в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Только такая система педагогической деятельности помогает лучше понять детей старшего дошкольного возраста, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном образовательном учреждении и дома.
Список использованных источников
Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Харьков «Фолио», Москва «АСТ», 2000 г.
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Т.Ц. «Сфера», Москва, 2005 г.
«Развитие речи и творчества дошкольников» Под. ред. О.С. Ушаковой. Москва, Т.Ц. «Сфера»,2002г.
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 5-7 лет», Санкт-Петербург, «Паритет», 2006 г.
О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет». Санкт-Петербург, «Паритет»,2007г.
«Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки, скороговорки» Составители Г.Н. Тубельская. Е.Н.Новикова, А.Э.Лебедева. Москва, Изд. «АСТ»,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...
"Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
В материале рассказывается о формирование духовно-нравственного воспитания детей через различные виды игр....
Роль сказкатерапии в духовно –нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»...
Доклад: «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...