Консультация для воспитателей ДОУ «Туристические прогулки в детском саду».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Рожкова Наталья Юрьевна

Ребёнок, как маленький исследователь, стремится к активной деятельности, он с удивлением и радостью открывает для себя мир. Задача взрослых - так организовать детскую деятельность на прогулке, чтобы дети смогли реализовать свои потенциальные возможности. Туристические прогулки способствует развитию умственных способностей и наблюдательности, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребёнка в движении, учит самостоятельно находить решение проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_progulke.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ «Туристические прогулки в детском саду»

Рожкова Наталья Юрьевна,

старший воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

центра развития ребёнка –

детского сада №7 «Золотая рыбка»

Список ключевых слов: туристические прогулки, экологическое воспитание, всестороннее развитие дошкольника.

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов).Поэтому экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребёнка наиболее открыто для добра. Безразличное отношение к природе появляется тогда, когда человек не видит её красоты, не умеет сострадать всему живому, не понимает губительных последствий его неразумного вмешательства в экосистему.

Конечная цель экологического воспитания – формирование экологической компетентности, то есть получение системы знаний, взглядов, убеждений, направленной на осознание своей моральной ответственности за состояние окружающей среды.Ребёнок,как маленький исследователь, стремится к активной деятельности, он с удивлением и радостью открывает для себя мир. Задача взрослых - таким образом организовать детскую деятельность на прогулке, чтобы дети смогли реализовать свои потенциальные возможности.

Хотим поделиться опытом работы по внедрению проекта «Туристята» для детей дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении, который включает организацию туристических прогулок по маршруту (простейший туризм).

Блок «Туристические прогулки» является частью проекта«Туристята» и способствует получению практических умений безопасного поведения в природе, формирует навыки природоохранительной деятельности дошкольников, а также взаимодействию с родителями воспитанников по формированию экологического сознания через туристическую деятельность.

Туристическая прогулка – форма организованной деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Этот вид прогулки способствует развитию умственных способностей и наблюдательности, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребёнка в движении, учит самостоятельно находить решение проблем. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, выносливыми.

В основном туристические прогулки проходят вне дошкольного учреждения, но при правильном подходе их можно организовать и на территории детского сада. Преимущество таких прогулок в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Не случайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка.

Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом, движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, ведут себя более собранно и пытаются найти выход из любой сложной ситуации.

Не менее важным является и решение задач коммуникативного развития дошкольников. Туристические прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, доброжелательность.

Проведение туристических прогулок взаимодействует с различными направлениями развития дошкольника: изобразительным искусством (дети активнее отображают в творческой деятельности впечатления от наблюдений), музыкой (сопровождение прогулок звуками природы, пением птиц, шума воды, леса и т.д., песни о природе); детской литературой (рассказы о путешествиях, стихи); экологией (нравственное поведение в природе и расширение кругозора); математикой (отработка понятий широкий-узкий, меры длины, весов, подсчёт расстояния, время суток); игрой (занимательный сюжет, использование дидактических и подвижных игр); трудовой деятельностью (сюжет может строится на выполнении трудовых действий). Таким образом, правильно организованные и продуманные туристические прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития дошкольников.

Туристические прогулки целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Порядок частей туристической прогулки варьируется в зависимости от цели прогулки, сезона. Для проведения туристических прогулок необходима подготовка. Предлагаем ориентировочную модель взаимодействия персонала, которая поможет правильно распределить обязанности между членами коллектива.

При подготовке к туристическим прогулкам:

Воспитатель:

- Определяет цель прогулки. Уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей похода, устанавливает места для наблюдений, для отдыха детей.

- Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристического инвентаря.

- Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры.

- Проводит беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях.

Инструктор по физической культуре:

- Осуществляет физическую подготовку детей, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки.

- Помогает воспитателю разрабатывать маршруты и составлять конспекты туристических прогулок с учётом сезона и физической подготовленности детей.

Медицинская сестра:

- Формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития.

- Осуществляет контроль за соответствием нагрузки на физкультурных занятиях возможностям детей.

- Комплектует походную аптечку.

Заведующий, старший воспитатель:

- Создают условия для организации данного вида двигательной деятельности в детском саду (оборудование полосы препятствий на территории ДОУ и т.д.).

- Осуществляют необходимую работу по повышению квалификации кадров по данному вопросу.

При проведении туристических прогулок:

Воспитатель:

- Проводит вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.

- Сочетает различного рода физкультурные нагрузки с отдыхом.

Инструктор по физической культуре:

- Проводит вместе с воспитателем туристические прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам.

- Осуществляет дифференцированный подход в определении физической и психической нагрузки.

Медицинская сестра:

- Осуществляет медицинский контроль за соответствием получаемой физической нагрузки возможностям детей.

- Осуществляет контроль за здоровьем детей.

- При необходимости оказывает первую медицинскую помощь.

Заведующий, старший воспитатель:

- Обеспечивают участие взрослых (не менее двух на группу) в проведении прогулки.

- Готовят приказ и проводят инструктаж при выходе детей за пределы дошкольного учреждения.

При подведении итогов:

Воспитатель:

- Размещает собранный материал в уголке природы.

- Организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажа для родителей.

- Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков.

- Создаёт условия для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, художественно-творческой деятельности.

Инструктор по физической культуре:

- Проводит вместе с воспитателем итоговые досуги, слёты, физкультурные праздники.

- Наряду с воспитателем участвует в проведении тематического родительского собрания (круглого стола, совместного досуга и т.п.).

- Осуществляет итоговую (в конце года) диагностику двигательной подготовленности детей.

Медицинская сестра:

- Определяет динамику заболеваемости и физического развития детей.

- Даёт рекомендации по дозированию нагрузки при проведении последующих прогулок.

Заведующий, старший воспитатель:

- Организуют итоговые педсоветы (круглые столы) по анализу проводимой работы, обобщают накопленный опыт.

- Поощряют отдельных педагогов за особые достижения в оздоровлении и воспитании детей.

Большой туристический поход (для детей старшего возраста)

Цель: Создание условий для формирования интереса у детей дошкольного возраста и их родителей к изучению природы родного края, развивать потребность в экологическом воспитании посредством туристской деятельности.

Задачи:

1. Развивать познавательные способности через исследовательскую деятельность, расширяя знания детей об окружающем мире.

2.Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков у детей.

3. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания.

Словарная работа: турист, поход, туристический слёт, рюкзак.

Оборудование: буквы магнитной азбуки, план похода, кочки болота (спортивный инвентарь), модель гнезда, игрушечная Сова, шишки и 2 корзины, лента препятствий, рюкзак с набором предметов, костюмы Лесовичка и Бабы-Яги, шкатулка с шоколадными монетами.

Выходит взрослый в костюме Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Знаю, вы мечтали о большом туристическом походе. И вот этот день настал. Только, чтобы вас в свой лес пустить, я должен проверить, знаете ли вы, что такое поход? (Ответы детей)

Лесовичок: Правильно, и у любого похода есть цель, ну, то есть, зачем идти-то. Ребята, я перехватил у Бабы-Яги секретную записку, только вот прочитать её не могу, помогите мне, пожалуйста! (Отгадывают ребус - из первых букв предметов нужно составить слово «КЛАД»).

- Первая буква–это первая буква слова, которое обозначает то, на чём готовят в походе еду. (Костёр).

- Вторая – первая буква слова, обозначающего то, без чего кашу и суп не съешь. (Ложка).

- Третья – первая буква слова, которое обозначает то, что должно лежать в рюкзаке у санитара. (Аптечка).

- Четвёртая - первая буква слова, что на карте обозначают тонкими чёрными линиями (Дороги).

Лесовичок: И получилось у нас слово «КЛАД». Значит, мы можем пойти в лес и вырыть клад Бабы-Яги! А что подскажет нам куда идти? Как называется бумага, на которой люди рисуют путь с помощью линий и знаков? (Карта или план).

Лесовичок: Точно, я видел, как старый ворон нёс через болото свёрток. Если вы преодолеете болото, то добудем план.

(Дети подходят к месту, изображающему «болото»).

Лесовичок: Как же нам перейти через болото? (Ответы детей).

- А почему через болото можно идти только по кочкам? (Ответы детей).

- Назовите болотную птицу, чем она питается и где строит гнездо? (Ответы детей).

(Дети по «кочкам» «переходят» болото, приходят в «лес»).

Лесовичок: А куда ворон мог спрятать карту в лесу? (В воронье гнездо).

- Вот большое дерево, на нём гнездо. ЗАДАНИЕ: Придумать, как можно из гнезда достать план. (Ответы детей). Почему нельзя сбивать камнями и палками гнездо? (Ответы детей).

Лесовичок: Теперь у нас есть карта! А как же теперь определить, где мы находимся? (Дети ориентируются на местности, с опорой на «болото» и большое дерево с гнездом).

- А куда же дальше нужно идти? (Дети идут по плану и подходят к физкультурной площадке, которая на карте обозначена, как «Стена препятствий»). Лесовичок рассказывает детям, что это Баба-Яга специально уронила расчёску, и она превратилась в полосу препятствий. (Дети проходят по полосе препятствий и подходят к дереву с дуплом, в котором сидит кукла би-ба-бо Сова.).

(Мудрая Сова загадывает загадки о животных и растениях леса и направляет на «Поляну чудес». Дети сверяют по карте, куда идти).

Появляется взрослый в костюме Бабы-Яги.

Баба-Яга: Кто это по моему лесу бродит? (Ответы детей). Кто-кто? Туристы! Я их знаю, они такие хитрые и умные, выносливые, а вы какие-то маленькие и слабенькие. Вот я вас сейчас и проверю! (Задаёт вопросы).

- Как из трёх коротких верёвочек сделать длинную? (Ответы детей).

- Чем можно есть кашу в лесу, если забыл дома ложку? (Ответы детей).

- Как очистить грязную воду? (Ответы детей).

- Где живёт лиса? (Ответы детей).

- Где зимуют муравьи? (Ответы детей).

- Где спит летом медведь? (Ответы детей).

- Какими иголками нельзя шить? (Ответы детей).

Баба-Яга: Ой, ой, умничать-то все могут, а вот покажите, какие вы ловкие! Сама я с вами соревноваться не буду, а вас на две команды разделю, и кто победит, тот дальше и пойдёт.

Конкурсы:

  1. Самый меткий (метание шишек в корзину).
  2. Назови животных (кто больше назовёт диких животных).
  3. Самый быстрый (проход через ленту препятствий).
  4. Назови растения (кто больше назовёт).
  5. Собери рюкзак (кто быстрее и правильнее соберёт).
  6. Назови «друзей» Бабы-Яги (кто больше назовёт ядовитые растения, грибы, ягоды).

Баба-Яга: Вот все меня не любят, а я ведь лес берегу и только плохих сюда не пускаю. Идите уж все, коли по карте сумеете клад найти, так и быть, он ваш!

(Дети выполняют действия, которые с помощью знаков описывают, что нужно сделать, чтобы найти место, где находится клад). Например: Встать спиной к дереву с белой корой, сделать 10 шагов вперёд, повернуться налево, сделать 7 шагов, повернуться вправо, сделать 5 шагов, и т.д. (Дети находят клад – шкатулку с шоколадными монетами).

Лесовичок: Вот и закончился наш поход. Вам пора возвращаться в детский сад. А я пойду, посмотрю, всё ли в порядке у моих друзей – птиц и животных, не нужна ли кому помощь. До свидания!

Список литературы:

  1. Бочарова Н.И. - Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 116с.
  2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. -Методика ознакомления детей с природой в детском саду - М.: «Просвещение», 1991г. - 240с.
  3. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу - М.: «Просвещение», 1969г.-144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по проведению прогулки в детском саду

Материал будет полезен воспитателям при планировании и проведении прогулок....

Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...

Консультация для воспитателей. Организация летней прогулки в детском саду.

Консультация для воспитателей. Организация летней  прогулки в детском саду....

Консультация для педагогов: «Методика проведения прогулки в детском саду»

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей....

Консультация Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Консультация Организация и методика проведения прогулки в детском саду...

Консультация для родителей "Мы гуляем- прогулки в детском саду"

Прогулка занимает важное место в жизни ребёнка. Свежий воздух, открытое пространство, общение с природой - всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое...

Консультация для молодых педагогов "Организация прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

Правильно организованная прогулка имеет большой потенциал для всестороннего развития детей – физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового....