Проект "Светлая Пасха"
проект (старшая группа)

Лукаш Виктория Александровна

Проект "Светлая Пасха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svetlaya_pasha.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Светлая Пасха»

Название проекта:  «Светлая Пасха».

Актуальность проекта обусловлена  необходимостью возрождения утраченных обычаев, культуры, традиций в России. Он позволяет приобщить к ним детей через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой.

Цель: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. 

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения праздника Пасхи, расширить элементы знаний.

2. Познакомить с традиционной кухней Православного праздника.
3.Развивать   музыкальную культуру.
4.Воспитывать интерес к народному творчеству.
5.Обогащать словарный запас.
6.Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Участники проекта: Дети старших и подготовительных  групп МАДОУ «Детский сад №8», воспитатели  групп, преподаватель изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, родители.

Вид:

По количеству участников – групповой.

По приоритетному методу – информационно – творческий.

По продолжительности – кратковременный

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  1. Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.
  2. Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций.
  3. Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
  4. Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

План проведения проекта:

1этап: подготовительный

Подбор художественной литературы, иллюстрации с изображением церквей, образцы росписи яиц, поздравительные открытки с Пасхой, веточки вербы.

2этап: работа с детьми

Игровая деятельность

Пасхальные игры «Найди яйцо», «Бег с яйцом», «Чье яйцо дольше вертится», «Катание пасхальных яиц».

Познавательное развитие

Занятие на тему «Пасха - праздник торжества жизни»

Речевое развитие

Беседа «Главная книга мира - Библия».

Беседа «Вход, господня в Иерусалим или Вербное воскресенье»

Заучивание пословиц, поговорок, песен, закличек, стихов о празднике Пасха.

Чтение «ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ» Зилов Л.

Рассматривание «Детской Библии», альбома «Церкви».

Рассматривание иллюстраций  «Писанок», деревянных яиц.

Продуктивная деятельность

Аппликация «Уж верба вся душистая»

Рисование «Роспись пасхального яйца»

Рисование «Пасхальный натюрморт»

Рисование с натуры «Веточки вербы в вазе»

Конструирование «Корзинка для яиц».

Работа с родителями

Консультации  «Скоро Пасха. Как объяснить ребёнку значение праздника?» «Готовим пасхальный стол? Украшение яиц и творожная пасха»

Сообщение «Какой была Пасха?»

«Какой сувенир сделать с ребенком к Пасхе?».

Совместное творчество детей и родителей, изготовление поделок «Яйцо Фаберже».

3этап: заключительный.(01.05.2013 – 07.05.2013г.)

Подведение итогов реализации проекта

Интегрированное занятие «Светлая Пасха».

Выставка поделок « Пасхальный сувенир».

Руководитель проекта: воспитатель высшей  квалификационной категории Карпова Галина Геннадьевна.

План работы

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения

Апрель,

2-я неделя

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т.п.), наглядно-дидактический материал; художественная литература;

разработка бесед, занятий. Разработка

рекомендаций для родителей.

Сообщение «Какой была Пасха?»

Знакомство детей  с православным праздником «Пасхой»

Дать представление родителям – какова история Пасхи?

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Апрель,

3-я неделя

Беседа «Вход, господня в Иерусалим или Вербное воскресенье»

Аппликация: «Уж верба вся душистая»

Какой сувенир сделать с ребенком к Пасхе?

Разучивание с детьми сказки «Курочка Ряба»

Чтение «ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ.» Зилов Л                                      

Дать представление о народных традициях – вербном воскресении, познакомить детей с вербными поговорками и пословицами, со стихотворением А.Блока «Вербочки» 

Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.

Учить сминать вату в тугие продолговатые комочки.

Продолжать упражнять в симметричном вырезании.

Учить работать в едином темпе, согласованно со сверстниками, воспитывать интерес к аппликации и народному творчеству.

Познакомить родителей с изготовлением сувенира к Пасхе.

Учить детей инсценировать сказку.

Познакомить детей с легендой.

Групповая комната.

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Групповая комната.

Групповая комната.

Апрель,

4-я неделя

Беседа «Главная книга мира - Библия».

Занятие на тему «Пасха - праздник торжества жизни»

Заучивание пословиц, поговорок, песен, закличек, стихов о празднике Пасха.

Рассматривание «Детской Библии», альбома «Церкви», открытки.

Консультация  «Скоро Пасха. Как объяснить ребёнку значение праздника?»

Познакомить детей с представлениями о мире в трактовке Библии

Познакомить с обрядовым праздником - Пасхой, его значением в жизни наших предков, продолжить знакомить с русскими народными играми и забавами. Развивать внимание и наблюдательность, концентрацию движений.

Развивать внимание, память

Развивать кругозор детей

Объяснить своему ребенку значение слова «Пасха»,

смысл приветствия «Христос воскрес!»

Групповая комната.

Групповая комната.

Групповая комната.

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Апрель,

5-я неделя

7мая

Рассматривание иллюстраций  «писанок», деревянных яиц

Рисование  «Роспись пасхального яйца».

«Готовим пасхальный стол? Украшение яиц и творожная пасха»

Выставка поделок «Пасхальный сувенир»

Интегрированное занятие «Светлая Пасха».

Показать, как можно расписывать яйца.

Познакомить с основными приемами росписи.

Научить родителей красить пасхальные яйца, готовит творожную пасху.

Совместное творчество родителей и детей

Дать детям представление о празднике «Светлая Пасха».
- Познакомить детей с обычаями, связанных с праздником Пасхи.

Групповая комната.

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Фойе детского сада

Музыкальный зал

                                                         

 

Отчет о проведении проекта «Светлая Пасха».

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

В старших и подготовительных  группах  был организован информационно-творческий проект «Светлая Пасха».

В результате проекта дети знакомились:

  • С «Библией для детей», церквями.
  • С праздником Пасхи, обычаями и традициями его проведения в России.
  • С видами и элементами росписи пасхальных яиц.
  • С традиционной Пасхальной кухней.
  • С народными подвижными играми.
  • С пасхальными играми-забавами с яйцами.

С детьми были проведены познавательные беседы: «Что такое Пасха?», «Как люди готовились к празднику Пасхи», «Вербное воскресение». Из бесед дети многое узнали о народном празднике. Ребята с удовольствием разучивали пасхальные игры: «Найди яйцо», «Бег с яйцом», «Чье яйцо дольше вертится» и др.

Оформлены выставки детских работ по аппликации, конструированию  и рисованию.

Также были привлечены к  участию в проекте и родители, они вместе с детьми изготавливали поделки дома. В результате  была оформлена выставка  поделок «Пасхальный сувенир».

Итогом работы над проектом стало интегрированное занятие  «Светлая Пасха», где дети читали стихи, пели песни, играли в игры, расписывали яйца.

Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам.

Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности.

Данный проект – это еще одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых.

                                             

                                                                                     

Приложения.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.

Тема: Уж верба вся душистая.

Программное содержание:

1.Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.

2.Учить сминать вату в тугие продолговатые комочки.

3.Продолжать упражнять в симметричном вырезании.

      4.Учить работать в едином темпе, согласованно со сверстниками, воспитывать интерес к аппликации и народному творчеству.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей существительные(ветка, ваза, верба, «барашки»),прилагательные (красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).

Подготовительная работа: рассматривание веточек вербы, рисование веток вербы в вазе.

 Материал: веточки вербы в вазе, картонная основа разного цвета размером с 1/2 альбомного листа, цветная заготовка размером 10х10см, полоска бумаги коричневая размером 3 х10 см, вата, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребятки, усаживайтесь поудобнее. Отгадайте, о чем я вам сегодня расскажу.

У нее цветочки –

Пушистые комочки.

По весне она цветёт,

Праздник пасхи к нам зовёт. (Верба)

- Правильно, это верба. Весной она расцветает раньше всех. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно серёжки. Распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.

Касаюсь детей веточками вербы да приговариваю: «Как вербочка растёт, так и ты расти».

- Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

- Какого цвета барашки? (Серые).

- Какой они формы? (Овальные).

- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще? (Маленькие, пушистые, красивые, светлые).

- Как расположены барашки? (Поочерёдно).

- Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются).

- Сравним ветки по длине. Какая эта ветка? (Длинная).

- А эта, какая? (Короткая).

- К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут. Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (сделать аппликацию).

Показываю детям аппликацию — изображение вазы с веточками вербы и предлагаю сделать такую же. Уточняю, что следует для этого сделать (комочки); как можно сделать цветы (смять вату в комочек, и получатся барашки вербы). Способом симметричного вырезывания выполнить силуэт вазы. Из коричневой полоски нарезать «веточки» разной длины. Расположить элементы на основе. Наклеить все детали. Предложить наклеить вазу не полностью, оставив полой внутреннюю часть.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

- А теперь проходите к столам и приступайте к работе.

Звучит музыка. Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь.

Когда все работы будут выполнены, предлагаю полюбоваться веточками вербы в вазах, которые дети разложили на столе.

 -Саша, тебе какая работа больше понравилась? Почему?

- Какая верба самая пушистая? Что использовали для этого?

- Какая ваза самая красивая? Чем она тебе понравилась?

- Какая ваза самая устойчивая? А какая может упасть?

 - Эти ветки вербы останутся с нами надолго, и будут радовать нас. А знаете ли вы стихотворения о вербе?

1) Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

 2) Сиянье, плеск и щебет во дворе…

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь – как нежны

Доверчивые первенцы весны!

- Молодцы! Ребята! Свои прекрасные работы вы сможете подарить близким  в день Вербного Воскресения!

Рисование в старшей группе.

Тема «Роспись пасхального яйца»

Задачи:

  • изучить с детьми традиции христианского праздника «Светлая Пасха»;
  • познакомить с традиционными и современными орнаментами оформления пасхальных яиц;
  • научить рисовать традиционные элементы и орнаменты;
  • совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение    нетрадиционными методами рисования: пальчиком, ватной палочкой;
  • развивать фантазию, наблюдательность и воображение;
  • формировать эмоционально - эстетическое отношение к изображениям;
  • воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа;

   Оборудование: плакаты: с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, силуэты яиц, Ход занятия.

Воспитатель.  Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха). Пасха – самый радостный, самый продолжительный праздник в году! Люди долго ждут его, тщательно готовятся. А когда наступает Пасха, приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и все отвечают(ответ детей) «Воистину воскрес!» - это такая традиция.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.

Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.

Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда?  (Ответы детей) Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Яйцо – символ воскресения Христа. «Дорого яичко к Христову дню» – так гласит известная русская пословица. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

- А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей)

- На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло. Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца. Обычно красят яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные вкрутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их съесть на Пасху. Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались как?- крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями, растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали) символ бесконечной жизни. Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. Рядом со взрослыми усаживались за роспись и ребятишки. Они учились у старших премудростям письма. Ну а теперь самое время сесть и поучиться мастерству росписи яиц.  Дети. У нас нет яиц…

Воспитатель:  Давайте сходим за ними к курочке, может она нас выручит.

Физминутка. 

Стол пасхальный накрываем,

Веткой вербы украшаем.                             Показ ладошками

Из печи несём куличики,

А от курочки – яички.

Дай нам, курочка, яичко простое,            Пальцами «пишут» по воздуху.

Мы его распишем – будет золотое.

Яйцо – символ жизни, любви и надежды!

Нарядим яйцо в пасхальные одежды.       Руки на поясе, повороты туловища

Своему дружку Егорке

Нарисую мотылька.                                      Машут руками, как мотыльки.

Без отцовской пусть без порки

Будет жизнь его легка!

Ну, а я подруге Оле

Разрисую всё фасолью.

Будет ей жених богатый,                                  Показ бровей, веснушек.

Симпатичный, конопатый.

А соседским близнецам нарисуем солнце.

Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце!       Круговые движения руками.

Воспитатель:  А вот вам и яички от курочки (раздаёт бумажные силуэты яиц). Садитесь на места.

- Ребята! Работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка (включаю спокойную музыку). 

Оказываю индивидуальную помощь в ходе оформления изделия.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите на свои работы (выставка)

- Чем замечательны ваши сувениры?

- О чем вы думали, когда готовили их?

- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

- Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасха! Пасха - праздник это!"

Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....

Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы

Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....