Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
статья
Значение и роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и
развитии речи детей»
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность. Настоящая гражданственность. «чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал её», - писал В .Г .Белинский.
Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические ( нравственные ) представления.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки.
Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ- непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: « Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные ( этические ) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно полностью довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку – учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчённому методу».
Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...
«Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей».
Рекомендации для педагогов...
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она...
"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей" с рекомендуемым списком литературы по возрастам....